Элективный курс по русскому языку в 9 классе «Учимся правильно писать сочинение и изложение»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку в 9-м классе
«Успешно пишем сочинение и изложение»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Успешно пишем сочинение и изложение» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность. ОГЭ по русскому языку в новой форме, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
ОГЭ предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из трёх предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. За основу содержания элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» взяты материалы лекций учебно – методического пособия «Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе: методика и практика», в котором очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной, предусмотрена подготовка к сочинению на морально – этическую и лингвистическую темы, наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.
Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают задания 1-14, но и уровень компетентности. Очевидно, что выполнение заданий 15.1, 15.2, 15.3 требует от обучаемого не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. В структуру коммуникативной компетентности входят способность понимания текста, вербальное оформление этого понимания, способность к словесному оформлению собственной позиции, включающая в себя владение способами построения текстов и нормами использования языка, а также рефлексивные способности.
Новизна данного элективного курса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при самостоятельном построении собственного высказывания; работы, направленной на обобщение и систематизацию знаний, полученных в 5 - 9 классах.
Цель элективного курса:
Обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию изложения и сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части3;
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ОГЭсодержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2 и15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Заданий 2-14 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий,
проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
После прохождения программы элективного курса «Успешно пишем сочинение и изложение» учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения.
5. Способы сжатия текста;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
4. владеть формами обработки информации исходного текста;
5. работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
6. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
7. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
8. сжимать авторский текст;
9. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания
10. редактировать свое сочинение и изложение.
11. повторить теоретические сведения по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Темы занятий |
Примечание |
||||
план |
факт |
||||||
1 |
Содержание ОГЭ по русскому языку. |
||||||
2 |
Критерии оценки экзаменационной работы. |
||||||
3 |
Умения, необходимые для написания сжатого изложения. |
||||||
4 |
Обобщение знаний о стилях и типах речи. |
||||||
5 |
Комплексный анализ текста. Работа с орфографическими и пунктуационными ошибками. |
||||||
6 |
Комплексный анализ текста. Работа с орфографическими и пунктуационными ошибками. |
||||||
7 |
Приемы сжатия текста. |
||||||
8 |
Приемы сжатия текста. |
||||||
9 |
Обобщение частной информации в тексте. |
||||||
10 |
Исключение из текста второстепенной информации. |
||||||
11 |
Исключение из текста второстепенной информации |
||||||
12 |
Сжатие повествовательного текста. Упражнения на сжатие текста. |
||||||
13 |
Анализ и обработка текста – рассуждения. |
||||||
14 |
Комбинированные упражнения на понимание текста. |
||||||
15 |
Комбинированные упражнения на восстановление логических связей. |
||||||
16 |
Упражнения на освоение приемов сжатия текста. |
||||||
17 |
Упражнения на освоение приемов сжатия текста. |
||||||
18 |
Комплексный анализ текста. Выразительность русской речи. Изобразительно – выразительные средства языка. |
||||||
19 |
Содержание экзаменационного 1 задания. Тест по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах: морфемика, словообразование, морфология» |
||||||
20 |
Знаки препинания в простом осложненном предложении. |
||||||
21 |
Предложения с причастными и деепричастными оборотами. |
||||||
22 |
Вводные предложения. Вставные конструкции. |
||||||
23 |
Знаки препинания в ССП. |
|
|||||
24 |
Знаки препинания в ССП. |
||||||
25 |
Знаки препинания в СПП. |
|
|||||
26 |
Знаки препинания в СПП. |
||||||
СПП с разными видами связи. |
|
||||||
27 |
|||||||
28 |
СПП с разными видами связи. |
||||||
29 |
Знаки препинания в БСП. |
||||||
30 |
Знаки препинания в БСП. |
||||||
31 |
«Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография, лексика, фразеология» |
||||||
32 |
«Повторение пройденного в 5-8 классах: фонетика, орфография, лексика, фразеология» |
||||||
33 |
Написание сжатого изложения. Редактирование текста. |
||||||
34 |
Написание сжатого изложения. Редактирование текста. |
||||||
35 |
Виды односоставных предложений. Использование ОП в сочинении и изложении. |
||||||
36 |
Подготовка к сочинению на морально – этическую тему по данному началу (тексту). |
||||||
37 |
Комплексный анализ текста. Орфография и пунктуация. |
||||||
38 |
Задания на понимание художественного текста. |
||||||
39 |
Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. |
||||||
40 |
Синтаксический разбор простых предложений. |
||||||
41 |
Синтаксический разбор простых предложений. |
||||||
42 |
Синтаксический разбор сложных предложений. |
||||||
43 |
Синтаксический разбор сложных предложений. |
||||||
44 |
Синтаксический разбор сложных предложений. |
||||||
45 |
Редактирование текста. Устранение речевых недочетов. |
||||||
46 |
Редактирование текста. Устранение речевых недочетов. |
||||||
47 |
Редактирование текста. Устранение речевых недочетов. |
||||||
48 |
Правописание суффиксов в разных частях речи. |
||||||
49 |
Типы связи слов в словосочетании |
||||||
50 |
Чередование гласных в корне слова |
||||||
51 |
Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи |
||||||
52 |
Типы сказуемых и НЕ с разными частями речи |
||||||
53 |
Не с глаголами, деепричастиями и причастиями |
||||||
54 |
Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ |
||||||
55 |
Предложения с однородными членами и правописание НЕ и НИ |
||||||
56 |
Односоставные предложения и правописание личных окончаний глаголов |
||||||
57 |
Знаки препинания при вводных словах и правописание наречий |
||||||
58 |
Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий |
||||||
59 |
Обособленные определения и правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и страдательных причастий |
||||||
60 |
Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени |
||||||
61 |
Словарный диктант. Работа с непроверяемыми орфограммами |
||||||
62 |
Речевые «формулы» для обучения сочинению.Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. |
||||||
63 |
Речевые «формулы» для обучения сочинению.Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. |
||||||
64 |
Речевые «формулы» для обучения сочинению.Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. |
||||||
65 |
Речевые «формулы» для обучения сочинению.Роль знаков препинания при прямой речи и диалоге. |
||||||
66 |
Итоговый тест по программе 9 класса |
||||||
67 |
Итоговый тест по программе 9 класса |
||||||
68 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» |
||||||
69 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» |
||||||
70 |
Обобщение и систематизация знаний по курсу «Успешно пишем сочинение и изложение» |
||||||
|
|
70 часов |
Список литературы:
1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2015.
3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 20011.
5.ОГЭ – 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост.Г.Т.Егораева, М.: Издательство «Экзамен»,
2016.
6.Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014, 2015.
8. Русский язык. 9 класс». Авторы:Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю.Купалова, Г.К.Лидман-Орлова, Москва, «Дрофа», 2011.
9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.
11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.
12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010
14. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / авт. – сост. Т.Ф.Курдюмова.– М.: Дрофа, 2010.
15. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / авт. – сост.Т.Ф.Курдюмова.– М.: Дрофа, 2010.
16. Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.