Урок в 5 классе по русскому языку «Учимся писать письма»
Цель: Дать представление учащимся о том, какие бывают письма, познакомить учащихся с композицией письма. Обучение правильному написанию письма.
Задачи
Образовательные:
Познакомить учащихся с видами писем, с композицией письма;
Формирование умения правильного написания писем;
Обучать самостоятельному нахождению и исправлению ошибок в письме.
Коррекционные:
1. Развивать познавательный интерес к изучаемой теме;
2. Корректировать познавательную деятельность, в частности мыслительную деятельность (умение анализировать, сравнивать, понимать причинно-следственные зависимости, абстрагироваться);
3. Развивать память и устную речь (обогащать словарный запас, умение отвечать полным ответом).
Воспитательные:
1. Воспитывать положительную учебную мотивацию;
2. Воспитывать умение работать в коллективе.
Формируемые БУД:
Личностные:
• проявление эмоционального отношения к учебно –познавательной деятельности
• определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
• умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
• высказывать свое предположение; умение работать по плану;
• находить и исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
• умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
• умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Познавательные:
• умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.
• умение преобразовывать, структурировать и применять запас знаний с учётом решаемых задач.
• умение извлекать нужную информацию.
• умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Оборудование: учебник; тетрадь; письменные принадлежности; карточка опросник; отрывок мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-
коммуникационная технология.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вводная часть Организационный момент. |
- Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной, и мы добьёмся хороших результатов. |
Приветствие учителя и друг друга. |
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Беседа по вопросам. |
- Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках? Учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках (1гр. и 2гр.) |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание на карточках. |
Основная часть Сообщение темы урока |
«С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!» Твой верный Людвиг. (Бетховен – «Бессмертной возлюбленной») - Что я прочитала? Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни. - Интересно, существуют ли правила, законы написания письма? Да, существуют. Сегодня будем учиться этому. В старину существовал письмовник-сборник образцов для составления писем. А мы попробуем сформулировать правила написания письма. |
Внимательно слушают педагога. Участвуют в беседе. Ученики делают вывод о важности письма в личной и общественной жизни человека. |
Изучение темы |
Демонстрация отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Дядя Федор пишет письмо родителям) -Почему возникла ситуация непонимания? (несколько авторов письма, нарушена логика изложения). - Давайте запомним основные правила построения письма (текст проецируется на доске, ребята делают записи в тетрадях) 1) Приветствие с обращением к адресату. 2) Вступление (начинается с какой-нибудь любезности, пожелания) 3) Изложение о предметах, интересующих адресата. 4) Заключение, состоящее в изъявлении чувств преданности, почтения и т. д. и собственноручной подписи. 5) Постскриптум (при законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него не вошло, а упомянуть непременно нужно. Тогда в конце письма ставится знак PS или NB и за ним приписывается забытое. 4. Попробуем написать письмо. 1-ая группа – письмо близкому человеку: 2-я группа - письмо однокласснику; 5. Чтение письменных работ. Их оценка |
Рассматривают вариант письма. Записывают основные правила написания письма, а также слова, которые можно употребить в письме. Класс делится на две группы, пробует написать письмо на доске вспомогательные слова, помощь учителя. Работа в парах. |
Итог урока |
Сегодня мы с вами учились писать письма. - Скажите, из каких частей состоит письмо? |
Подведение итогов урока. |
Рефлексия |
Продолжите предложения, выбрав начало словами: - «Я узнал…» - «Мне понравилось…» - «Мне было трудно…» - «Я хочу узнать…» |
Выражают симпатии и антипатии к проведенному уроку. |
Домашнее задание |
Напишите письмо от имени Дяди Федора, исправьте ошибки героев мультфильма. Раздаются карточки с письмом Дяди Фёдора. |
Запись заданного задания в дневник. |
Приложение
Части речи.
1группа.
Смех, смешить смешная, писать, письменный, писатель,
свет, светлое, светить, желтый, желток, пожелтеть, мороз, заморозить, морозная.
Имя существительное (кто? что?) |
Глагол (что делать? Что сделать?) |
Имя прилагательное (Какой? какая? какое?) |
Составь предложение с одним из представленных слов.
2 группа.
Смех, смешить смешная, писать, письменный, писатель,
Имя существительное (кто? что?) |
Глагол (что делать? Что сделать?) |
Имя прилагательное (Какой? какая? какое?) |
Письмо Дяди Фёдора.
"Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый.
В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили.
А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать!
Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.
Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная
лишений и выгоняний. Но сейчас все по-другому. И колбаса у меня есть, и
молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Мне мышей даже
видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на
удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю
на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю
как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется - хоть в дом
не заходи. Зато новая растет - чистая, шелковистая!
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня
крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась. Мне теперь
можно зимой даже на снегу спать.
До свиданья. Ваш сын - дядя Шарик".