Программа факультативного курса 8 класс «Учимся писать сочинение-рассуждение»
Пояснительная записка
Факультативный курс «Учимся писать сочинение-рассуждение» непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива «Учимся писать сочинение-рассуждение» составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней», (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку.
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе.
Цель курса:
- формирование умения общаться, выражать свою точку зрения, используя богатство выразительных средств родного языка.
Принципы построения курса:
- системности и поэтапности в формировании речевых умений учащихся;
- постепенного усложнения материала;
- личностно-деятельностного подхода ;
- преемственности.
В программе учтены возрастные возможности школьников. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, а также самостоятельной работе с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство ,основанное на совместной деятельности. В основе такого подхода - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
Актуальность разработки курса обусловлена востребованностью в обществе высококвалифицированных, образованных людей и потребностью самой личности в самопознании и творческой самореализации. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи.
И здесь необходимы совершенно конкретные умения:
- работать с текстами различных стилей;
- извлекать необходимую информацию из различных устных и письменных источников;
- излагать собственные мысли четко и последовательно.
Умение писать сочинение - это не что иное, как умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. К тому же на экзамене именно навык развернутого высказывания в письменной форме становится предметом оценки.
Анализ результатов экзаменов по русскому языку в форме ОГЭ показал, что выпускники школы испытывают большие трудности в создании собственного речевого высказывания. Поэтому факультативный курс для учащихся 8 классов - основной путь формирования коммуникативных навыков и условие развития личности выпускника.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование, тезистирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Содержание тем учебного курса
Повторение и закрепление сведений о тексте (8 ч).
Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста.
Основные образы текста. Типы речи.
Стили речи.
Лексика текста. Средства художественной выразительности.
Средства художественной выразительности.
Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей.
Работа с «текстом-портретом».
Работа с «текстом-проблемой»
Сочинение-рассуждение (4 часа).
Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений.
Способы выражения авторской позиции
Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении
Способы моделирования заключительной части
Предупреждение речевых ошибок (3 часа)
Предупреждение речевых ошибок, их классификация
Виды грамматических и лексических ошибок
Написание сочинения-рассуждения
Контрольная работа (1 часа)
Учебно-тематический план
1 |
Повторение и закрепление сведений о тексте |
8 |
2 |
Сочинение-рассуждение |
4 |
3 |
Предупреждение речевых ошибок |
3 |
4 |
Контрольная работа |
1 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
создавать текст;
владеть навыками стилистической правки текста.
Перечень учебно-методического обеспечения, список литературы
Учебники и учебные пособия для учащихся
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу. 8-9 класс Рабочая тетрадь по русскому языку. Ростов н/Д: «Легион», 2013 (Обеспечены все учащиеся)
Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь – практикум для развития письменной речи. – М.: «Просвещение»,2015
Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. –М.: «Экзамен», 2015
Учебники и учебные пособия для учителя
Егораева Т.Г. Русский язык. Выполнение задания части С. – М., 2015.
Любичева Е.В. Русский язык на пути к экзамену. – М., 2014.
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях. – М., 2006.
Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Знаю. Понимаю. Могу. 8-9 класс Рабочая тетрадь по русскому языку. Ростов н/Д: «Легион», 2014
Русова Н. Ю. Технология написания сочинения. – М.: «Айрис Пресс», 2007
Степанова Л.С. Система работы с текстом. – М.: «Вербум – М», 2005
Образовательные ресурсы сети Интернет:
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984
Система оценки результатов освоения обучающимися учебного предмета
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Класс |
Примерный объём текста для подробного изложения |
Примерный объём сочинений |
5 |
100 – 150 слов |
0,5 – 1страница |
6 |
150 – 200 слов |
1 – 1,5 страницы |
7 |
200 – 250 слов |
1,5 – 2 страницы |
8 |
250 – 350 слов |
2 – 3 страницы |
9 |
350 – 450 слов |
3 – 4 страницы |
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка. |
Содержание и речь. |
Грамотность. |
«5» |
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. |
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. |
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
1. В работе допущены существенные отклонения от тем. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. |
«2» |
1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. |
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» |
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. |
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3; «3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях
Шкала для оценивания тестов.
1 правильный ответ – 1 балл.
(100% правильно выполненной работы) – «5»
(90% - 80 %) – «4»
(70% - 50 %) – «3»
(менее 50 %) – «2»
(По Н.Н.Соловьёвой)
(сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
Таблица 1
№ |
Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) |
Баллы |
С1К1 |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос на основе интерпретации текста. |
|
Обучающийся (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет. |
2 |
|
Обучающийся (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос. Ошибок в интерпретации текста нет. |
2 |
|
Обучающийся (в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но допустил 1ошибку в его интерпретации. |
1 |
|
Обучающийся не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос, или обучающийся допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста. |
0 |
|
С1К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Обучающийся привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
3 |
|
Обучающийся привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
2 |
|
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. |
1 |
|
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, соответствующего обоснованному ответу на поставленный вопрос, или приведённые обучающимся примеры-аргументы не соответствуют обоснованному ответу на поставленный вопрос. |
0 |
|
С1К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и |
|
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
С1К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. |
0 |
|
С1К5 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки. |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 ошибки и более. |
0 |
|
С1К6 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С1К7 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 ошибки и более. |
0 |
|
С1К8 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С1К9 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за задание 16.1 |
19 баллов |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Проверка задания 16.2
Ответ на задание 16.2 (сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста) оценивается по следующим критериям.
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания развёрнутого ответа (сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста) |
Баллы |
С2К1 |
Толкование значения слова. |
|
Обучающийся(в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. |
2 |
|
Обучающийся(в той или иной форме в одной из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. |
1 |
|
Обучающийся дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. |
0 |
|
С2К2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Обучающийся привёл 2 примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или обучающийся привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. |
3 |
|
Обучающийся привёл 1 пример-аргумент из прочитанного текста. |
2 |
|
Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. |
1 |
|
Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента. |
0 |
|
С2К3 |
Смысловая цельность, речевая связность и |
|
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
С2К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 ошибки и более в построении текста. |
0 |
|
С2К5 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1ошибки. |
2 |
|
Допущено 2-3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 ошибки и более. |
0 |
|
С2К6 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С2К7 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 ошибки и более. |
0 |
|
С2К8 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3-4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 ошибок и более. |
0 |
|
С2К9 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 ошибки и более в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за задание 16.2 |
19 баллов |
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
При оценке грамотности (СК5-СК8) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблицах нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, объём которого составляет 70 слов и более.
Если объём развернутого ответа составляет 50-69 слов, то по каждому из критериев СК5-СК8 не ставится больше 1 балла:
СК5 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК6 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
СК7 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
СК8 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в развернутом ответе в целом насчитывается менее 50 слов, то такая работа по критериям СК5-СК8 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение работы, – 19 баллов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Умения и навыки |
Основные виды деят-ти учащихся |
|
1 раздел. Повторение и закрепление сведений о тексте. Работа над исходным текстом (8 часов) |
||||||
1 |
Вводное занятие. Цель и задачи курса. Тема, идея, основная мысль текста. |
1 час |
Тема, микротема, абзац, основная мысль, ключевые слова |
Определять тему текста, выделять абзацы, находить ключевые слова |
План текста, групповая и парная работа, практикум: работа с текстом |
|
2 |
Основные образы текста. Типы речи. |
1 час |
Образ автора, описание, повествование, рассуждение |
Уметь находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи |
Определение типов речи, подготовка докладов по теме |
|
3 |
Стили речи. |
1 час |
Стили речи |
Уметь определять стиль речи |
Работа в группах: определение стилей речи |
|
4 |
Лексика текста. Средства художественной выразительности. |
1 час |
Звукопись, фигуры речи и тропы, особенности морфологии, синтаксиса |
Уметь находить в тексте средства художественной выразительности |
Самостоятельная работа по языковому анализу текста |
|
5 |
Средства художественной выразительности. |
1 час |
Стилистические фигуры речи и тропы |
Уметь определять цель использования средств худож. выразительности |
Словарик терминов. Практикум: работа в парах по тексту |
|
6 |
Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приёмы построения текста. Средства связи его частей. |
1 час |
Композиция текста, приёмы построения, средства связности |
Определять структуру текста, соотносить вступление с заключением |
Анализ текста по плану, работа в парах |
|
7 |
Работа с «текстом-портретом». |
1 час |
Стиль и тип текста, композиция, позиция автора, художественные средства |
Анализировать текст, понимать замысел автора, находить ср-вавыразительности |
Выполнение практических заданий по анализу текста, участие в беседе |
|
8 |
Работа с «текстом-проблемой» |
1 час |
Стиль текста, тип речи, композиция текста, проблема |
Анализировать текст, видеть проблему, определять авторскую позицию |
Участие в эвристической беседе, создание текста по клише |
|
2 раздел. Сочинение-рассуждение (4 часа). |
||||||
9 |
Сочинение-рассуждение. Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений. |
1 час |
Вопросы-стимулы, приём «маска», «ключевые слова» |
Правильно определять тему и главную мысль, моделировать вступление |
Коллективная работа, практикум |
|
10 |
Способы выражения авторской позиции |
1 час |
Приём «Ниточка», комментированный пересказ, приём «Оппонент» |
Выражать своё отношение к поднимаемым проблемам |
Коллективная, самостоятельная, индивидуальная работа |
|
11 |
Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении |
1 час |
Выразительные средства языка |
Понять основные мысли автора текста, выделять языковые средства |
Практикум, коллективная, парная работа |
|
12 |
Способы моделирования заключительной части |
1 час |
Приём «отклик», «цитата», «ниточка» |
Соотносить заключительную часть со вступлением и главной мыслью текста |
Работа в группах, самостоятельная работа |
|
3 раздел. Предупреждение речевых ошибок (3 часа) |
||||||
13 |
Предупреждение речевых ошибок, их классификация |
1 час |
Речевая норма, речевые ошибки, речевой недочёт |
Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст |
Практикум, работа с использованием таблицы |
|
14 |
Виды грамматических и лексических ошибок |
1 час |
Грамматические ошибки, лексические ошибки |
Видеть ошибку, определять её тип, редактировать текст |
Работа в парах, самостоятельная работа |
|
15 |
Написание сочинения-рассуждения |
1 час |
Сочинение-рассуждение |
Уметь писать сочинение-рассуждение |
Написание сочинения-рассуждение |
|
4 раздел. Контрольная работа (2 часа) |
||||||
16-17 |
Итоговая контрольная работа. Написание сочинения-рассуждения |
2часа |
Сочинение-рассуждение |
Написание сочинения -рассуждения |
Выполнение контрольной работы по предложенной схеме |
Селиванова Галина Геннадьевна
Чистякова Марина Владимировна