Урок-презентация по чтению для 5 класса «Картины родной природы. Зима»
Пояснительная записка к презентации
Обобщающий урок по теме
«Картины родной природы. Зима»
5 класс
презентация
PPT / 1.74 Мб
карточки
DOCX / 10.99 Кб
снежинки
Разработала и провела
учитель чтения и развития речи
Секерина Н.М.
1 квалификационная категория
пгт Пижанка 2016
Цели урока:
* Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов-классиков о зиме; способствовать расширению знаний об их творчестве. Учить находить в сборнике нужное стихотворение.
* Развивающая: продолжить работу над развитием образного мышления обучающихся, их речи, через эмоциональную сферу ребят. Работать над развитием у детей воображения, мышления, красивой грамотной речи.
* Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, интерес к поэзии.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие.
Оборудование: название станций, презентация “Красота зимней природы”, выставка книг, , загадки, портреты поэтов, отрывок из романса Г. Свиридова “Метель»”, снежки, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Звучит отрывок из оперы Чайковского “Времена года”.
2. Мотивационное начало урока
Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Хотите узнать, куда мы направимся? Отгадайте загадки.
1). Выгляну в оконце, Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной, убежит. (Снег)
2). Белый дед – белее нет. Старый, горбатый Лежит возле хаты. Лежит всю зиму – Никто не поднимает. Весна придет – Он сам уйдет. (Сугроб)
3). Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.(Зима).
– Какой темой объединены все эти загадки?
- А вы любите зиму? За что?
2. Речевая разминка
-Произнесите слово «Зима пришла»
- радостно
- грустно
3.Сообщение темы и цели урока
Зима прекрасное время года. Многие поэты и писатели восхищались красотой русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года.
Определите тему урока.
“Зима в творчестве поэтов и писателей!
Чем мы будем заниматься на уроке?
3. Повторение изученного материала
Как ласково называли поэты зиму?
Наше путешествие начинается. Первая станция “Поэтическая».
На предыдущих уроках мы рассматривали портреты поэтов и писателей, знакомились с произведениями. А кто такой поэт?
На доске висят портреты поэтов, вы должны подойти к столу, взять листок, на котором напечатан отрывок из стихотворения, прочитать его и прикрепить под портретом того поэта, которому оно принадлежит.
Ученик читает стихотворение наизусть, либо с учебника.
- Ребята, поэты писали стихи на различные темы. Все они объединены в сборники.
- Скажите, где мы с вами можем взять книги с их стихами для чтения?
- Как зовут школьного библиотекаря? В первом полугодии больше всех книг прочитал …
- Ребята, я предлагаю вам прослушать аудиозапись стихотворения С. Есенина «Пороша»
-О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Она приходит очень тихо. Как в сказке за одну ночь построит свой сказочный алмазный дворец. Проснешься утром и вдруг видишь: земля покрылась белыми блёстками, снег белый, мягкий. Трудно поверить, что он холодный, иногда кажется, что он розовый и теплый. Сверкают поляны, словно алмазными бусинками осыпал их и разукрасил добрый волшебник. Нигде нет такой зимы, как у нас.
Мы отправляемся на следующую станцию. Она называется «Картинная»
Не только поэты и писатели восхищались зимним очарованием, но и художники. Представьте, что вы художники и решили нарисовать зиму, какими красками вы бы воспользовались? А сейчас я вам покажу картинки, а вы должны узнать, к какому из стихотворений они относятся.
Итог: Молодцы…
Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся на станцию «Музыкальная»
- О какой зимней забаве упоминает К. Бальмонт в стих. «К зиме». Я знаю, что на уроке рисования вы тоже рисовали рисунки на тему «Зимние забавы» Какие же зимние забавы вы знаете?
Мы с вами сейчас тоже поиграем в игру «Снежки» и послушаем музыкальное произведение Георгия Свиридова «Метель»
Немного отдохнули , но наш путь лежит дальше, и мы отправляемся на следующую станцию. Она называется «В гостях…»
- А к кому мы отправимся в гости вы должны отгадать
Длина его тела составляет от 44 см до 65 см (иногда до 74 см), масса тела может достигать 1,6-4,5 кг. Уши этих животных довольно большие — 7,5-10 см, в то время как хвост наоборот маленький, — 5-11 см. У него широкие лапы, а ступни покрыты густой шерстью, это позволяет ему бегать даже по рыхлому снегу. Окраска зависит непосредственно от времени года, зимой у него чисто белый окрас, а летом он может быть рыжевато-серым или тёмно-серым с бурыми пятнами. Окрас головы почти всегда немного темнее окраса остального тела. Линяет два раза в год: весной и осенью.
Они в основном живут возле угодий, в которых больше всего еды для них. Летом, когда для них много кормов и передвигаться очень легко, они распространены практически равномерно, а осенью и зимой они совершают сезонные кочёвки в поисках пищи. Это сумеречные и ночные животные. Питаются они только ночью, иногда утром, когда им не хватает ночного времени. За ночь они преодолевает несколько километров в поисках пищи, хоть достаточно редко меняет место кормёжки. Днём они лежат, иногда (в холодное время года) вырывают для этого норы 0,5-1,5 м длинной. Это травоядное животное, рацион которого зависит от времени года. Летом едят зелёные части таких травянистых растений. Начиная с осени и зимой всё больше твёрдых кормов входят в их рацион в это время года они питаются корой деревьев (осины, ивы, берёзы, других лиственных), и даже достают из-под снега кедровые шишки. Размножаются 2-3 раза в год. Количество детёнышей в среднем колеблется от 1 до 11. Вес их при рождение составляет 90-130 г. Уже с рождения они покрыты густым мехом и видят. Первые 8-10 дней жизни их кормит молоком мать, потом они уже начинают самостоятельно питаться растениями. В дикой природе они живут 7-17 лет.
- Кто же нас здесь встречает?
- Как называется рассказ, из которого вы узнали о жизни зайца? Кто написал этот рассказ?
- Расскажите, как Зайчик проводит долгую суровую зиму.
- Мы с вами вспомнили все произведения, с которыми познакомились в разделе «Зима».
Впереди нас ждёт ещё одна станция. Она называется «Проба пера»
-Я хочу вам предложить творческое задание. Для этого мы разделимся на группы.
1 группа: сочиняет рассказ о зиме;
2 группа: сочиняет стихотворению о зиме;
3 группа: сочиняет сказку.
Карточки-помощницы.
Стихотворение _______________________
С неба…………… снежинки,
Словно легкие ………… .
На деревья они ……….,
В белый цвет их всех ………
Слова для справок: сели, падают, пушинки, одели.
Сказка_____________________________
Жила-была …….. Она была очень любопытная. Ей хотелось узнать……………………………………..
Однажды она….. и …….. …………………………………………………………………………
Вот и сказке конец, а кто слушал - ………………………………………………………………………...
Рассказ____________________________
Наступила….. . Закружились в воздухе ……. .
Все вокруг изменилось. Снег устлал землю, будто …….. . Деревья нарядились в ………… . Даже заяц оделся в ……….. и теперь никого не боится.
Как ………. зимой!
Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Ребята, скажите, где могут пригодиться в жизни стихи?
Они делают нашу жизнь красивее, а речь выразительнее и богаче. С человеком, который красиво говорит приятно общаться, а значит у него много друзей. Стихи улучшают наше настроение, их можно рассказывать на праздниках
Выставление оценок
Рефлексия
+На столах у вас лежат снежинки.
+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- ещё есть затруднения в работе