Урок-презентация «Три состояния вещества. Различия в строении» (Физика, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Три состояния вещества. Различия в строении.
/data/files/z1485938013.pptx (Три состояния вещества)
Вы уже довольно много знаете по теме «Строение вещества». Даже больше, чем древнегреческий философ Демокрит, живший около 470 года до новой эры,который считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. «Они бесконечно разнообразны, имеют впадины и выпуклости, которыми сцепляются, образуя все материальные тела, а в природе существуют только атомы и пустота».
Давайте проведем разминку. Вы с напарником можете сами выбрать вопрос, быстро посовещаться и дать ответ. Повторять вопрос нельзя. Передаете другой паре.
Почему мы уверены в существовании атомов и молекул, ведь мы их не видим?
Почему в полный до краев стакан воды помещается еще несколько ложек соли?
В каком чае быстрее растворится кусочек сахара: в холодном или горячем? Почему?
Почему слипаются хорошо отполированные металлические пластинки?
На вопрос: «Какой длины Октябрьская железная дорога?» - кто-то ответил: «640 км в среднем. Летом на 300 м длиннее, чем зимой». Может ли так быть?
Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними есть промежутки?
Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
Знаете ли вы, в каких состояниях может находиться вещество (твердое, жидкое или газообразное). Приведите, пожалуйста, примеры тел, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии. Может ли железо находится в газообразном состоянии, а кислород в твердом? Может, если железо нагревать, то оно при температуре 1535С расплавится, станет жидким, а при температуре 2862С закипит и перейдет в газообразное состояние. Кислород при охлаждении до -183С сжижается, при температуре -219С отвердевает. Значит, при определении состояния вещества следует учитывать его температуру.
В большинстве случаев мы легко можем назвать, в каком состоянии находится тело. Давайте попробуем. Создать затруднение на 4-х видеофрагментах (сначала камень – твердое состояние, потом капля – жидкое состояние, затем желе и метеорит).
https://www.youtube.com/watch?v=0iqnEVY2tcY
https://www.youtube.com/watch?v=4zWd4qPwPD8
https://www.youtube.com/watch?v=QUI_USeh-Ak
https://www.youtube.com/watch?v=xXx2n9aC3z8
Спросить, какое это состояние вещества? А вы в каком состоянии вещества находитесь?
Почему же мы не можем однозначно ответить на эти вопросы? Что нужно знать для ответа? Давайте поставим задачи для нашего урока:
- изучить строение твердых, жидких, газообразных тел
- объяснить их свойства
Будем пользоваться теми фактами, которые нам хорошо известны и доказаны экспериментально. Что вы точно знаете о строении вещества?
- все вещества состоят из молекул
- молекулы разделены промежутками
- молекулы движутся непрерывно и беспорядочно
- молекулы притягиваются и отталкиваются на расстояниях, соизмеримых с размером самих молекул.Разбиваемся на 3 группы.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Сколько состояний вещества вы услышали в этом стихотворении А.А. Фета? (три)
Как вы быстро ответили, вам изучать твердые тела.
О каком физическом явлении идет речь в стихотворении Джанни Родари?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего -
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
(Диффузия – распространение запахов). Вам достается газообразное состояние вещества.
Какому состоянию вещества присуще такое свойство?
В вашей странной логичной вселенной,
Где привязан размер к объему,
В пику физике наше племя
Принимает любую форму.
Вам исследовать строение жидкостей
Работаем с текстамии заполняем таблицу. 3 экземпляра, передаем, проверяем.
Таблица:(4 мин + 3 мин)
Состояние вещества |
Расположение молекул |
Притяжение и отталкивание молекул |
Движение молекул |
Свойства вещества в данном состоянии |
Твердое |
Близко друг к другу, в строгом порядке (кристаллическая решетка) |
Самое большое притяжение и отталкивание |
Колеблются возле своих положений, редко совершают перескоки |
- сохраняют и форму и объем |
Жидкое |
Близко друг к другу, в беспорядке |
Меньше, чем у твердых тел |
Колеблются возле своих положений, часто совершают перескоки |
- сохраняют объем - не сохраняют форму (принимает форму сосуда) - текучесть |
Газообразное |
Далеко друг от друга |
Притяжение молекул отсутствует, отталкивание возникает только во время соударений |
Свободно перемещаются по всему объему газа |
- не сохраняют объем - не имеют собственной формы - могут неограниченно расширяться |
Каждая группа заполняет 3 экземпляра. Передаем 2 из них другим командам вместе с текстами. Другие команды разбирают тексты и могут дополнить таблицу.
Первичное закрепление в устной речи.
Каждая команда проговаривает свое задание, остальные дополняют.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Чем отличаются друг от друга молекулы горячей и холодной воды?
А. ничем абсолютно
Б. у них одинаковый состав, но разная скорость движения
В. у них одинаковый состав, отличие в расположении и движении
Правильный ответ В. Набор атомов одинаков. Но молекулы горячей воды движутся быстрее и разделены большими промежутками.
В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет объём, но легко меняет форму?
А. в жидком
Б. в твёрдом
В. в газообразном
Правильный ответ А. Между молекулами жидкости действуют большие силы притяжения и отталкивания. Их достаточно, чтобы сохранять объем, но недостаточно, чтобы сохранять форму.
Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым веществам?
А. легко меняют форму и объём
Б. сохраняют форму и объём
В. легко меняют форму, но сохраняют объём
Г легко сжимаются.
Правильный ответ Б. Между молекулами твердых тел действуют самые большие силы притяжения и отталкивания. Их достаточно, чтобы сохранять и объем и форму.
Каков характер расположения и движения молекул в газах?
А. молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга
Б. молекулы расположены в определённом порядке и колеблются около определённого положения
В. молекулы расположены на расстояниях во много раз больших размеров самих молекул и движутся свободно и беспорядочно.
Правильный ответ В. При таких больших расстояниях молекулы газа практически не притягиваются и не отталкиваются, поэтому могут перемещаться свободно.
В начале 17 века английский философ Френсис Бекон описал опыт: «Мы заказали полый шар из свинца, объемом примерно 2 пинты, с достаточно толстыми стенками, чтобы выдержать большую силу. В него поместили вещество через сделанное отверстие. Мы запаяли свинцом это отверстие, чтобы шар стал замкнутым. Затем мы сплющили шар с двух сторон тяжелым молотом, отчего вещество неизбежно должно было сжаться в меньшем пространстве. Затем мы воспользовались прессом, так что вещество, не выдерживая дальнейшего давления, начало выступать сквозь свинец. Потом мы подсчитали, сколько объема убавилось в шаре от давления, и убедились, что это есть то сжатие, которое вынесло вещество, но только подвергнутое действию огромной силы».
В каком агрегатном состоянии находилось это вещество?
А. в жидком
Б. в твёрдом
В. в газообразном
Правильный ответ А. Судя по описанию опыта, вещество не удалось сжать ни с помощью молота, ни с помощью пресса. Такой малой сжимаемость обладают именно жидкости. В опыте была использована обычная вода.
Включение в систему знаний и повторения
Возвращаемся к видеофрагментам в той же последовательности, называем состояние вещества и аргументируем, почему так решили.
- камень сохраняет форму и объем – твердое тело
- капля сохраняет объем, но не сохраняет форму, течет – жидкость
- кусочек желе – сохраняет объем, плохо сохраняет форму, распадается на части, но не течет – разновидность твердого тела, но не кристаллическое, а аморфное
- части метеорита находятся в разных состояниях в зависимости от нагрева
А теперь давайте представим себя молекулами. Прошу вас изобразить твердое тело, жидкость и газ. Заодно опять проговариваем свойства тел.
Оставить одного человека. Попросить его изобразить те же состояния вещества. Показать, что это невозможно. Знаете ли вы, как называется область науки и техники, занимающихся исследованием и производством продуктов с заданной атомной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами? Нанотехнологии. Нанотехнологии позволяют создавать вещества с необычными, а подчас даже уникальными свойствами. Возможно, кто-нибудь из вас в будущем будет этим заниматься.
Видеофрагмент «Вот такие нанотехнологии» лучше показывает изменение свойств.
https://www.youtube.com/watch?v=LT68QHFIebQ
Рефлексия деятельности
- чему вы научились на этом уроке
- достигли ли мы поставленных целей?
А теперь попробуйте самостоятельно оценить собственные результаты урока, используя следующую модель:
Твердое кристаллическое тело → твердое аморфное тело → жидкость → газ → ?
Если вы узнали что-то новое, разобрались в вопросе состояний вещества, то ставьте себя на место кристалла.
Если вы поняли практически все, но у вас остались некоторые вопросы – ставьте на место аморфного тела.
Если вы «плаваете» в изучаемом вопросе, для вас многое осталось непонятным – ставьте на место жидкости.
Если весь урок вы «витали в облаках» и не слышали, о чем речь – на место газа.
Если вы знаете, какое бывает четвертое состояние вещества, напишите его на месте вопроса, если у вас возникло желание более подробно изучать строение вещества, нарисуйте себя там.
Самоанализ урока «Три состояния вещества»
Это предпоследний урок в главе 1 «Первоначальные сведения о строении вещества». Тип – урок открытия нового знания.
Развивающая цель: развитие мыслительных способностей учащихся, умения анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей; умений применять теоретические знания на практике.
Обучающая цель: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее понятия «состояния вещества».
На первом этапе урока самоопределения к деятельности произошло включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для этого мной была проведена разминка. Это позволило с одной стороны актуализировать необходимые для урока знания, а с другой стороны способствовало созданию ситуации успеха, так как разминка проводилась в парах, и была возможность выбирать вопрос, совещаться с другом и передавать вопрос другой паре по своему желанию.
На следующем этапе происходит фиксация затруднения в деятельности. Для этого используется диалог, подводящего к мысли о том, что любое вещество при определенных условиях может находиться в трех состояниях. Учащимся было предложено выполнить индивидуальное задание – ответить на вопрос: «В каком состоянии находится вещество?» при просмотре 4-х фрагментов и вопрос: «В каком состоянии веществ находитесь вы лично?» Так как были получены разные ответы, которые дети пытались аргументировать известными им способами, то это позволило зафиксировать затруднение.
Далее учащиеся выявили и зафиксировали причину затруднения в отсутствии необходимых знаний о строении веществ в разных агрегатных состояниях и их свойств. Это позволило сформулировать цели урока:
- изучить строение твердых, жидких, газообразных тел
- объяснить их свойства
Для эффективного включения учащихся в деятельность по построению нового способа действия мы повторили факты, которые хорошо известны и доказаны экспериментально и на которые мы будем опираться при построении выхода из затруднения.
На этапе построения проекта выхода из затруднения мною были продуманы учебные тексты, работая с которыми учащиеся проявили следующие метапредметные умения:
- самостоятельно осуществлять выделение информации
- выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
На этом этапе, как более эффективная, была применена работа в группах. Выбор задания для группы осуществлялся с помощью вопросов (стихи, фотография). Во-первых, присутствует эмоциональный компонент, и деятельность осуществляется на личностно значимом для учащихся уровне, во-вторых, это позволяет мне определить скорость работы в группе и выявить лидеров. Результатом данного этапа явилась вербальная и знаковая фиксация решения поставленной учебной задачи:
- заполнена часть таблицы каждой командой
- проведена взаимопроверка командами
Далее организовано первичное закрепление во внешней речи, так как каждая группа проговаривает результаты своего исследования и дополняет работу других групп.
Для индивидуальной рефлексии достижения цели была проведена самостоятельная работа в форме теста и самопроверкой по образцу. На выполнение работы отводилось 3 минуты. Подобраны задания, соответствующие обязательному уровню знаний. В целях обучения учащихся грамотному самоконтролю эталон содержит не только правильные ответы, но и обоснование правильного решения каждого задания. Это позволяет не только формально исправить ошибку, но и определить причину этой ошибки, опираясь на известный способ действия.
Этап включения в систему знаний и повторения. Возвращаемся к первому заданию из 4-х видеофрагментов, при выполнении которого возникло затруднение. Объясняем. Видим, что теперь затруднение преодолено.
Вопрос о нанотехнологиях необходим для того, чтобы показать учащимся перспективы изучения физики.
Рефлексия деятельности. Учащиеся фиксируют степень достижения ими поставленных в начале урока целей, планируют дальнейшую деятельность. Для обозначения степени достижения поставленных целей деятельности использована физическая модель (состояния вещества).
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать, какие бывают состояния вещества, и какими свойствами они обладают
- понимать зависимость свойств вещества от внутреннего строения самого вещества
Личностные:
- формирование личностно-значимой мотивации к изучению предмета «физика»
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
- определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- самостоятельно осуществлять выделение информации (стихи, видеофрагменты, сплошной текст), выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа (сплошной текст)
- осуществлять преобразование информации (из сплошного текста в таблице)
- работать индивидуально и в группе
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.