12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абдульденова Елена Николаевна32

УРОК ФИЗИКИ

УРОК РАЗРАБОТАЛА: ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА АБДУЛЬДЕНОВА

г. Кемерово, МБОУ «СОШ № 35», учитель физики и информатики

Предмет, класс: физика, 8 класс

УМК: 1. А.В. Перышкин. Физика 8 класс. ООО "ДРОФА". 2012 год

2. В.В. Губанов. Физика. 8 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. Лицей. 2015.

3. В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева. Рабочая тетрадь по физике. «Экзамен»

Тема: Агрегатные состояния вещества.

Урок входит в раздел «Изменение агрегатных состояний». В разделе 12 часов, данный урок является 1-ым.

Количество часов: 1.

Цель урока: изучить физические свойства вещества.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать представления о некоторых свойствах твердых тел, жидкостей, газов; овладевать навыками и приемами анализа реальных ситуаций, уметь применять самостоятельные решения на основе группового анализа;

Развивающая: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызывающими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность;

Воспитывающая: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод урока: критическое мышление, мозговой штурм, практический, составление синквейна, взаимооценивание, самооценивание, работа в группах.

Оборудование: карточки для деления на группы, презентация, листы бумаги, фломастера, тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр, стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр, горячая вода, подсолнечное масло, соль, нить.

Содержание урока:

Вызов.

Деление на группы

Мотивация.

Мозговой штурм

Осмысление.

Изучение нового материала.

Просмотр видео.

Исследовательская работа. Работа в группах.

Рефлексия.

Оценивание работы групп (обсуждение результатов)

Составление синквейна со словом вода.

Дерево оценивания.

Домашнее задание.

Ход урока

Вызов.

Деление на группы (дети выбирают рисунки с изображением снежинки, капли воды, облака). Приложение

1- командир, 2 - теоретик, 3 – практик 1, 4 - практик 2, 5 – художник 1, 6 – наблюдатель.

Мотивация.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задания, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.

Девиз урока: Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость,

А умело применять – великое искусство.

Мозговой штурм

Показ фото по которым дети должны предположить тему урока.

Осмысление.

Изучение нового материала.

Сегодня мы будем говорить о трех состояниях вещества. Данные состояния называются агрегатными состояниями вещества. Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное.

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы. Разделимся на группы.

У нас работает три группы исследователей - экспериментаторов. Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Любой эксперимент включает в себя: осознание цели эксперимента, подбор необходимого оборудования, сборку установки, анализ увиденного или полученных данных. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются на протяжении всего времени обучения этим наукам. Я вам сегодня помогу - сформулирую цель каждого эксперимента, предложу ряд вопросов каждой группе, но чтобы на них ответить вы должны провести экспериментальные исследования. Перед каждой группой свои задачи. По окончании работы каждая группа предлагает ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Каждая группа делает выводы - добились ли они цели своего эксперимента.

Просмотр видео.

Исследовательская работа. Работа в группах.

1 группа: Исследует свойства твердого тела. Название команды «Лед».
2 группа: Исследует свойства жидкостей. Название команды «Вода».
3 группа: Исследует свойства газов. Название команды «Пар».

Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

15 минут отводится на исследовательскую работу.

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр, соль, нить.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?

Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?

Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (схема)

Как можно вытащить кусочек льда из стакана с водой с помощью нити?

Опыт "Щепотка соли"

Опустим небольшой кусочек льда в стакан с водой и попытаемся вытащить лед из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Надо положить на лед нитку и присыпать поваренной солью. Нитка примерзнет к льдинке и, потянув за нее, можно вытащить ее из воды.

(Образуется охлаждающая смесь, и нитка примерзает к льдинке)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр, подсолнечное масло.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?

Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (схема)

Изучить равномерное растекание масло в воде и объяснить это свойство.

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов”
Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?

Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?

Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (схема)

Вода в жидком состоянии необходима для жизни. А в газообразном?

Рефлексия.

  1. Оценивание работы групп (обсуждение результатов)

    Составление синквейна со словом вода.

    Дерево оценивания.

    Домашнее задание.

§ 12.

Заполнить таблицу

 

Газообразные тела

Жидкие тела

Твердые тела

Форма

     

Объем

     

Расположение молекул

     

Силы притяжения и отталкивания

     

Строение

     

Напишите сказку о воде и ее трех состояниях.

 Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение №1.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

командир

руководит работой всей группы

2

теоретик

ищет в учебнике ответы на поставленные вопросы

3

практик 1

выполняет практические задания

4

практик 2

выполняет практические задания

5

художник

выполняет презентацию на ватмане

6

наблюдатель

наблюдает за работой групп, дает оценку

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

Поместите здесь ваш текст

 

Приложение №2.

1 группа - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр, соль, нить.

Задание: “Исследование механических свойств твердого тела”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (схема)

4. Как можно вытащить кусочек льда из стакана с водой с помощью нити?

Опыт "Щепотка соли"

Опустим небольшой кусочек льда в стакан с водой и попытаемся вытащить лед из воды с помощью нитки и щепотки поваренной соли. Надо положить на лед нитку и присыпать поваренной солью. Нитка примерзнет к льдинке и, потянув за нее, можно вытащить ее из воды.

(Образуется охлаждающая смесь, и нитка примерзает к льдинке)

2 группа - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр, подсолнечное масло.

Задание: “Исследование механических свойств жидкостей”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (схема)

4. Изучить равномерное растекание масло в воде и объяснить это свойство.

3 группа - при ребятах наливаю в стакан воду 60 о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.

Задание: “Исследование механических свойств газов”

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

1. Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?

2. Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?

3. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние? (схема)

4. Вода в жидком состоянии необходима для жизни. А в газообразном?

Приложение №3.


 

Приложение №4.

Существительное_________________________________________

Прилагательное___________________________________________

Глагол___________________________________________________

_________________________________________________________

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.