Урок-путешествие «В гостях у Пушкина»

12
0
Материал опубликован 23 October 2020 в группе



Урок-путешествие «В гостях у Пушкина»

Тип урока: урок-путешествие

Цели урока:

обучение навыкам работы с дополнительной литературой, развитие навыков мыслительных операций, воспитание интереса к художественному слову;

развитие коммуникативной, социальной и информативной компетентности;

обработка теоретического материала, обобщение изученного, выявление уровня знаний, совершенствование навыков и умений устной речи;

воспитание уважения к людям, умения ценить и беречь истинную красоту, любовь и дружбу, душевное богатство человека, талант, совершенствование творческой активности, художественного вкуса;

воспитание интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Планируемые результаты:

умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев;

владение навыками монологической и диалогической речи;

умение пользоваться литературоведческими понятиями;

умение работать в группах и самостоятельно;

пересказывать текст от лица разных персонажей.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, иллюстрации, видеоролик, поощрительные бонусы, раздаточный материал, сигнальные карточки, грамоты командам, грамоты лучшим чтецам, грамоты за старание и внимательность отдельным учащимся, фрагменты из сказок Пушкина, портрет А. С. Пушкина, реквизит для перевоплощения героев (кафтан, корзинка и т.д.), материалы для «предметного аукциона» (письмо, пистолет, игрушки: собака, кошка; учебник французского языка, кольцо), рисунки учащихся.



Ход урока

Организационный момент

1.Вступительное слово учителя

- Ребята, вы любите путешествовать? Конечно, все мы любим путешествовать. И сегодня на уроке литературы мы с вами совершим удивительное путешествие в мир творчества А. С. Пушкина. Нет сомнения, что произведения великого русского поэта доставляет нам много счастливых минут. Как на крыльях, сказки, стихотворения и проза гения русской литературы уносят нас в прекрасный мир А. С. Пушкина, заставляют дивиться богатству его творческой мысли, а тем, кто станет размышлять о прочитанном, откроется и глубокий смысл его произведений.

t1603445637aa.gif- Итак, мы начинаем наше путешествие по творчеству А. С. Пушкина. Но чтобы нам было веселее в пути, давайте объединимся в команды. А помогут нам в пути члены жюри, которых я хочу представить.

2. Представление жюри.

3. Представление команд. Капитаны представляют команды, девизы, эмблемы.

Условия игры: ребята готовились к уроку заранее. Разделились на 3 команды и выбрали себе капитанов. Учащиеся должны были подготовить дома название команды, эмблемы и девиз, повторить биографию

А. С. Пушкина по учебнику, сказки писателя и роман «Дубровский» (по хрестоматии), подготовить рисунки от каждой команды для «Художественной галереи»


Работа по теме урока

-Итак, мы отправляемся в дорогу. Желаю удачного пути!

1. Станция «Лицейская»

-Наше путешествие мы начнем с первой остановки, название которой "Лицейская".

Учащимся предлагаются вопросы по теме "Лицейский период жизни и творчества А.С. Пушкина".

(Вопросы задаются поочередно каждой команде. Если ответ не прозвучал, право голоса предоставляется следующей команде. За правильный ответ команда получает бонус.)

В какой город и в какое заведение был отдан А. С. Пушкин на обучение, когда ему исполнилось 12 лет? (г. Санкт-Петербург, Императорский Царскосельский лицей)

Какое событие было знаковым в жизни Пушкина 12 августа 1811 года? (он выдержал экзамен и был принят в лицей, одним из 30 воспитанников)

Как звали директора лицея? (Василий Фёдорович Малиновский)

Какая форма была у лицеистов? (синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом и манжетом; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны из синего сукна; ноги обули в полусапожки)

По каким дням родителям позволялось посещать воспитанников лицея? (по праздничным дням)

Какова фамилия друга А.С.Пушкина, который жил с ним по соседству в лицее? (И.И.Пущин)

Каков был девиз лицея? (учиться и жить «Для общей пользы»)

Когда начинался и оканчивался учебный год у лицеистов? (с 1 июля по 1 августа)

С кем из лицеистов Пушкин сохранил дружеские связи? (с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским, Дельвигом)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием!

2. Конкурс знатоков сказок А. С. Пушкина.

-Мы продолжаем наш путь, следующая остановка "Сказочная", на которой вы, ребята, перенесетесь в прекрасный мир сказок всеми нами любимого

t1603445637ab.gifА.С. Пушкина.

Блок 1. Сказки

У кого из героев сказок А. С. Пушкина был «толоконный лоб»? (у Попа)

Кто из героев «ел за четверых, работал за семерых, смог лошадь запрячь и полосу вспахать»? (Балда)

Кто из героев сказок был «в чешуе, как жар горя»? (33 богатыря)

К кому обращены слова: «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною?» (к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

t1603445637ac.gif

Как звали царицу, которая сияла, как заря? (Шамаханская царица)

Какую птицу посадили на спицу? (петушка из «Сказки о золотом петушке»)

На съедение каким зверям хотела отправить царевну злая мачеха в «Сказке о мертвой царевне»? (волкам)

Кем царевна стала для богатырей («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)? (сестрой)

Кем приходилась царевне обладательница волшебного зеркальца? (мачехой)

Молодцы! Ребята, вы показали хорошие знания сказок А. С. Пушкина. Но нам нужно спешить.

3. Станция «Мультипликационная»

- Сейчас мы приближаемся к остановке "Мультипликационная". Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы, которые в нём даны. (Отвечает та команда, которая 1 подняла руку. За правильный ответ – бонус)

1 эпизод – «Руслан и Людмила»

2 эпизод – «Сказка о рыбаке и рыбке»

3 эпизод – «Сказка о Мертвой царевне и 7 богатырях»

4 эпизод – «Сказка о золотом петушке»

t1603445637ad.gif5 эпизод – «Сказка о Попе и его работнике Балде»

6 эпизод – «Руслан и Людмила»


4. Станция «Художественная галерея»

-Приближаемся к остановке "Художественная галерея". Здесь вам нужно показать ваши рисунки к произведениям А. С. Пушкина. Команды соперников должны назвать произведения великого поэта, имена литературных героев, изображённых на рисунках, выполненных учащимися.

Подведение итогов конкурса. За каждый правильный ответ шестиклассники получают баллы, а художники бонусы за выполненные рисунки.

5. Станция «Лирическая»

-Ребята, мы продолжаем наш путь и приближаемся к остановке "Лирическая". Как вы думаете, какое испытание ждёт вас на этой остановке? Конечно, на этой станции мы с вами перенесемся в прекрасный мир пушкинской поэзии. А наши путешественники, представители команд, почитают нам замечательные стихотворения великого поэта.

6. Конкурс чтецов

Шестиклассники участвуют в конкурсе чтецов.

От каждой команды по 1 представителю готовили стихотворение наизусть. Путем общего голосования определяется лучший.

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

УЗНИК

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

И. И. ПУЩИНУ

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!



Жюри подводит итоги конкурса, называют лучшего чтеца.



-Молодцы! Представители команд прочитали нам прекрасные стихотворения поэта, а теперь для каждой команды предлагаются вопросы на знание поэтических произведений А. С. Пушкина.



Блок 2. Лирика



Кому было адресовано дружеское послание А. С. Пушкина? (Ивану Ивановичу Пущину)

Какое известное вам стихотворение А. С. Пушкина мы относим к вольнолюбивой тематике? («Узник»)

Какое известное вам стихотворение А. С. Пушкина относится к пейзажной лирике? («Зимнее утро»)

Что означает/символизирует орёл в стихотворении «Узник»? (свободолюбие)

Какова основная тема стихотворения А. С. Пушкина «Узник»? (призыв к свободе)

Что общего между образами узника и орла? (ощущение тоски)

Как зовут богиню утренней зари , упоминаемую поэтом в стихотворении "Зимнее утро", в древнеримских мифах? (Аврора)

Как называется художественное средство противопоставления образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи? (Антитеза)

Как называется двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие четные слоги? (Ямб)

-Ребята, вы показали прекрасные знания поэтических произведений великого поэта. Но нам надо спешить, наш поезд приближается к остановке "Прозаическая, на которой мы встретимся с героями прозаических произведений А.С Пушкина.

7. Конкурс «Перевоплощение героя»

Встреча с литературными героями (К.П. Троекуровым, А.Г. Дубровским, М.К. Троекуровой).

-Представители команд перевоплощаются в героев романа "Дубровский", представляют персонажа, подготовив сочинение-миниатюру о своем герое.

По 1 участнику из каждой команды заранее подготовились и перевоплотились в одного из персонажей романа «Дубровский». Задача команды соперников – узнать и назвать этого героя. Бонус получает команда, от которой был представлен лучший образ и все команды, правильно отгадавшие персонажа.



Персонаж 1

Я героиня романа. Мне 17 лет. Всю жизнь я провела в деревне, на глазах родителя. Я люблю читать, особенно сочинения французских писателей 18 века. На досуге я вышиваю на пяльцах. Я привыкла скрывать свои чувства и мысли, потому что не знаю наверняка, каким образом они будут восприняты. Как меня зовут? (Маша Троекурова)

t1603445637ae.gif

Персонаж 2

Я герой романа. Мне нравятся смелые люди. Я люблю принимать гостей, а также зло подшучивать над ними. У меня есть дочь, в которой я души не чаю. Я живу по собственным правилам и считаю эти правила единственно верными. И еще я привык к тому, что деньги и связи дают мне власть над людьми. Узнали меня? (Троекуров старший)



Персонаж 3

t1603445637af.gift1603445637ag.gif Я герой романа. Мне 23 года, я имею хорошее образование, служил корнетом в гвардии. Я благородный, великодушный, умеющий любить молодой человек. Я отказался от «кровавой» мести, полюбив дочь своего врага. Узнали меня? (Дубровский младший)















8. Викторина по содержанию романа

-А теперь пушкинские герои предлагают вам ответить на вопросы по произведению "Дубровский".



Блок 3. Творчество (роман «Дубровский»)



Как называлось поместье К.П. Троекурова? (Покровское)

Как называлось поместье А.Г. Дубровского? (Кистенёвка)

Каков социальный статус Андрея Дубровского? (Обедневший помещик)

Какое военное звание у Кирилы Петровича Троекурова? (генерал-аншеф)

До какого чина дослужился Андрей Гаврилович Дубровский? (отставной поручик гвардии)

Какое материальное положение было у А.Г. Дубровского? (он был «беден и независим»)

Кто из героев романа «Дубровский» любил вышивать на досуге? (Маша Троекурова)

Кто привык властвовать над людьми, используя своё материальное положение? (Кирила Петрович Троекуров)

Кем Арина Петровна приходилась Дубровскому? (нянькой)

- Ребята! Молодцы! Но нам надо спешить!

9. Станция «Предметный аукцион»

- Наше путешествие заканчивается. Приближаемся к остановке . "Предметный аукцион"

Учитель показывает предмет, а участники команд по очереди называют кому бы он мог принадлежать.

Предметы аукциона:

t1603445637ah.png





(Кошка, забравшаяся на крышу горящего дома, спасенная Архипом)

t1603445637ai.png

(Принадлежит Владимиру Дубровскому, герою романа)



t1603445637aj.png





(Троекуров держал псарню, любил охотиться вместе с собаками)



t1603445637ak.jpg





«Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с Вами встретиться.»

(Письмо, отправленное Владимиром Дубровским Маше Троекуровой)



t1603445637al.jpg







(Учебник французского языка, который изучала Маша Троекурова, а Дефорж преподавал)







t1603445637am.png



(Кольцо, которое подарил Владимир Дубровский Маше)



t1603445637an.gif

















9.Дополнительные вопросы на знание текста.

1.Каким  образом Маша  пыталась уговорить  князя Верейского  отказаться  от женитьбы? – Написала ему слёзное  письмо.

2.Назовите  три  различия  между  Дубровским  и Троекуровым. – Бедный  и богатый, сын  и дочь, Кистенёвка  и Покровское.

3.Любимое  занятие   Андрея  Дубровского? – Охота.

4.Сколько гончих и борзых собак  жило у  Троекурова? – 50.

5.Сколько крепостных было у Андрея Дубровского? – 70.

6.С какого возраста Владимир Дубровский  жил  вдали  от отца? – С  8 лет.

7.Назовите  настоящую профессию француза Дефоржа. – Кондитор.

8.Закончите  фразу:  «Нет. Поздно, я  обвенчана, я…» - «Я  жена князя Верейского».

9.Почему  правительственные войска  так  и не поймали Владимира Дубровского? – Он скрылся  за  границей.

10.Как Троекуров  наказал дочь, грозившую ему Дубровским? – Запер  её в  доме.

11.Почему Владимир  решил сжечь свой  родной  дом? – Не  хотел, чтобы  в нём  находились  чужие  люди.

12.Как Дефорж-Дубровский  расправился с  разъярённым  медведем? – Убил его.

13.Как называлось село,  где  жили Дубровские? – Кистенёвка.

14.В каком  городе  учился Владимир Дубровский? – Петербург.

15.Назовите  одно  из чудес, которое  было в  имении князя Верейского? – Фейерверк, духовая    музыка,  лодки, статуи, пещеры.

16.Почему  шайка  разбойников не мстила  Троекурову? – Дубровский влюбился в  Машу.

17.Кто  раскрыл тайну Дефоржа-Дубровского Троекурову? – Спицын.

18.Что подарил Владимир Дубровский Маше  при последнем свидании? – Кольцо.

19.С помощью  каких животных лечили старого Дубровского? – Пиявки, мухи.

20.Какова  профессия  единственного  грамотного слуги в  селе Дубровских? – Повар Харитон.

21.Каким ласковым  словом  называла  няня  Владимира  в письме к  нему? – Соколик.

22.В чью пользу  был  решён вопрос  об имении Дубровских в  суде? – В пользу Троекурова.

23.Какая  болезнь приключилась со старым  Дубровским после суда? – Сумасшествие.

24.С какого  эпизода  Маша начала  уважать учителя Дефоржа? – С убийства  медведя.

25.Какому  предмету  учитель  Дефорж обучал Машу? – Музыке.

26.Где в  последнее время  хранил свои  деньги Спицын? – В  мешочке  на  шее.

27.Куда  делись  бумаги, по которым  имение принадлежало Дубровским? – Сгорели.

28.Как Троекуров  отблагодарил Шабашкина,  который  помог  отнять имение  у Дубровского? – Никак, накричал на  него.

29.Какие  деревья  росли  около дома Дубровских? – Берёзы.

30.Кого спас кузнец Архип во время  пожара? – Кошку.

31.Любимые  звери Троекурова? – Кошка, собака,  медведь.

32.С кем Спицын ночевал в  доме у Троекурова? – С  Дубровским.

33.О чём  была первая  записка Дубровского к  Маше? – О свидании.

34.Что произошло со старым  Дубровским после приезда Троекурова, решившего помириться? – Удар, а  потом  смерть.

35.Что  читал Владимир перед решением сжечь свой дом? – Письма  матери к отцу.

36.Что  любила читать Маша Троекурова? – Французские  романы.

37.Каким  наукам  должен  был учить француз Дефорж Сашу Троекурова? – Грамматике  и географии.

38.Кто  оскорбил старика Дубровского в  гостях у  Троекурова?  - Слуга-псарь.

39.Закончите  фразу: «Вдруг  он поднял  голову,  глаза его засверкали. Он топнул ногою, схватив чернильницу, …» - «И пустил  ею  в  заседателя».

40.Почему Троекуров  решил  выдать  замуж свою  17-летнюю  дочь  за 50-летнего Верейского? – Богат,  знаменит,  опытен, князь.

41.Что произошло с  шайкой  разбойников после  поражения с  правительственными войсками? – Дубровский  их отпустил на все  четыре стороны.

42.Жена  смотрителя  станции запретила свистеть французу в помещении. Почему? – Плохая примета.

43.Какое  дерево было «связным» между  Машей  и Владимиром? – Дуб.

44.Какие  ягоды  воровал мальчик Владимира Дубровского в  имении Троекурова? – Малина.

45.Куда  был ранен Владимир  во время  нападения  войск правительства? – В  плечо.

46.Какое поручение  дала Маша своему  брату Саше? – Положить  кольцо в дупло  дуба.

47.Что в  первую очередь  любил показывать своим  гостям Троекуров в своём  имении? – Псарню.

48.Какая  река протекала  рядом с  имением князя Верейского? – Волга.

49.Чей  портрет  висел в  доме  Дубровских? – Матери.

t1603445637ao.gif50.О чём  думала  Маша до самой последней  минуты  во время венчания с князем Верейским? – Дубровский  её  осовободит.



10.Рефлексия

Ребята, вам понравился сегодняшний урок?

Приклейте на доску тот стикер, который

соответствует вашему настроению на данный

момент.

11.Итоги урока

Сегодня мы с вами перенеслись в мир творчества

t1603445637ap.gifА. С. Пушкина, вспомнили сказки поэта, встретились с героями романа "Дубровский", услышали прекрасные строки пушкинских стихотворений, вспомнили Лицейский период жизни великого гения русской литературы, которому в этом году исполнилось 220 лет со дня рождения. Мне было очень приятно вместе с вами ещё раз прикоснуться к творчеству великого поэта. Я благодарю вас, настоящих знатоков творчества А.С.Пушкина, за прекрасное путешествие, благодаря которому мы вспомнили великого гения и его замечательные произведения. Благодарю вас, ребята, за урок.

(Оценивание и награждение победителей на основе выводов жюри).

12. Подведение итогов жюри. Награждение команд.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.