Урок - путешествие «Слово в гостях у словарей»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ташкирменская основная общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Номинация
«Найдется нужный словарь»
Название работы:
Урок - путешествие
«Слово в гостях у словарей»
Срок реализации данной работы-1день
Возраст детей-9 лет
Татарстан Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень
Разработчик:
Корчагина Евгения Руслановна
Учитель начальных классов
2019год
Содержание
Введение ----------------------------------- 3
План --------------------------------------------- 4-5
Основная часть ----------------------------- 6-24
Заключение -----------------------------------25
Список использованной литературы. -------------------------------26
Приложения -----------------------------------27
1. Введение
Данный урок предназначен для учителей начальной школы, работающих по УМК «Школа России».
Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире. Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использования ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, презентацию. Дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере. При подготовке к уроку я распределила материал, выделила главное, и нашла формы работы, их сочетание. Подобрала материал, средства, методы и формы деятельности учеников. Поставила цель урока:– вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности .Урок содержит повторение грамматического материала из русского языка, решает задачи развития речи, осознанного выразительного чтения .
План
Класс: | 3 |
Предмет: | Русский язык УМК «Школа России» |
Тип урока: | Урок общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода |
Форма занятия: | Урок путешествие |
Тема: | Слово в гостях у словарей. |
Цель: | познакомить с видами словарей русского языка; развивать умение работать со словарём по памятке; обогатить словарный запас детей; воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю, развивать умение работать в парах и в группах. |
Задачи: | Развивающая: развивать память, внимание, речь детей формировать умение взаимодействовать в паре развивать информационную компетентность в соответствии с поставленной задачей пробуждать интерес к языку Воспитательная формировать организацию учебного труда; - прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания, интересные сведения о словах; |
-воспитывать экономное отношение ко времени, умение рационально его использовать; - показать связь устного народного творчества с русским языком. | |
Планируемые результаты: Оборудование: | Коммуникативные: умение сотрудничать в паре, в группе, высказывать свое мнение в соответствии с коммуникативными задачами. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, используя толковый словарь; составлять толковый словарь определенной тематической группы. Личностные: формирование уважительного отношения к слову, к мнению другого. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием научной литературы. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ИКТ- презентация, проектор, интерактивная доска, доска. выставка «Золотая полка» (справочники, словари, энциклопедии из школьной библиотеки или принесенные учащимися), карточки-задания, карточки для конкурса знатоков, тематические словари |
Методы: | Метод проблемного изложения.(о чем пойдет речь на уроке?) Частично-поисковый или эвристический метод.(поиск ответов на вопросы) Исследовательский метод.(работа со словарями) Наглядные методы.( презентация) |
|
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |
I. Вступительная часть | ||||
Организационный момент. Создать благоприятный психологический климат в классе Мотивация к деятельности (Мотивировать учащихся на изучение темы.) | Сегодня на уроке желаю вам быть внимательными и активными участниками.. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Дети читают пословицу: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю» (Пословица записана на доске) Рефлексия. Я хочу узнать ваше настроение. У вас на парте лежат листочки, напишите на этом листочке своё имя и фамилию. - Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если у вас настроение не хорошее и не плохое нарисуйте ёлочку, если ваше настроение плохое или вам грустно нарисуйте тучку. Переверните листочки и отложите на середину стола, они нам пригодятся в конце занятия. Сообщение темы. - Путешествие – это всегда познание и постоянный поиск. Сегодня я приглашаю вас в путешествие – путешествие в сказочный замок (слайд 2).А чей это замок узнаете отгадав загадки: 1. Любой он речи государь – Наш всезнающий … 2. Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного – Эту книгу открываю. Здесь все четко, все правдиво... Что за книга? Вот уж диво! Нет, не диво, даже встарь Был составлен тот... 3. По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает. - Смотрите, какие ответы у нас получились? Что это такое – словарь? Как вы думаете? Правильно! Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже знаете(слайд3) | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Отмечают своё настроение. Принимают задачу.
Узнают тему занятия, принимают условия работы. Отгадывают загадки Ответы учащихся | КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ЛУУД: нравственная ориентация учащихся. ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста. | |
II. Основная часть | ||||
Исследовательская работа. Цель: формирование представлений учащихся о видах словарей и правилах работы с ними. Время: 20 минут Представление своих проектов.
Работа в группах Итог занятия: Цель: подвести итоги занятия, обобщить полученные знания.
Рефлексия Цель: выявить отношение обучающихся к данному занятию
Домашнее задание | Итак, отправляемся в путешествие. А с собой мы возьмем самое правдивое слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». Что это за слово? Да, действительно, это слово правда. Уважаемые Словари, сейчас каждый из вас должен рассказать все, что он знает о слове правда. Итак, все о слове правда.(слайд4) (выступления учащихся от имени словарей,.) Но, вначале мы вспомним правила работы со словарем(слайд5)
- Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам может поведать Словарь синонимов. Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда познакомит нас. Словарь антонимов. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста: У кривды тысяча дорог, У правды лишь одна. Она порой полна тревог И горечи полна. Чтобы о слове истинную правду узнать, надо его по косточкам разобрать, с родней его познакомиться до седьмого колена. Сделать это нам поможет Словообразовательный словарь Ну, уж если вы хотите узнать всю подноготную правду о слове, то нельзя обойти вопрос о происхождении его: где и когда появилось слово, из каких частей и по какому способу образовалось, какое значение оно имело в далеком прошлом, как изменялось его значение. Ответить на этот вопрос мы просим Этимологический словарь. Что же получается? Оказывается, в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправить? А что скажет фразеологический словарь?
А почему молчит Орфографический словарь? Я хочу вам рассказать об афоризмах(слайд10) Афоризмы. Энциклопедия определяет афоризм как мысль, выраженную в лаконичной, отточенной и яркой форме и получившую характер самостоятельно существующего изречения. Авторы афоризмов – писатели, философы, политики, просветители. Вот несколько примеров. 1) Когда сомневаетесь, говорите правду. (М. Твен). 2) Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства. (Л. Толстой). 1.Предлагаю вашему вниманию такие слова, как друг, дорога, пятно. Каждая группа дает свое толкование предложенных слов. Затем старший группы зачитывает определения этих слов из толкового словаря. Та команда, ответ которой был ближе к словарной статье получает балл. 2.Каждой команде раздаются карточки с написанными словами винегрет, бинокль, внимание, параграф . Вы должны найти эти слова в орфографическом словаре и правильно вставить пропущенные буквы. Команда, которая справилась с заданием быстрее, получает балл 3. Подберите однокоренные слова к словам: вода, лес, земля. Молодцы! - Итак, ребята, мы совершили путешествие в страну русской речи, государем которой является Словарь. Так что же это такое – словарь? С какими из них мы сегодня познакомились на нашем занятии? Чему учились на занятии? Что вас особенно заинтересовало на уроке? Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше мнение об уроке, и поменялось ли ваше настроение? Переверните ваши листочки и сделайте на них свои отметки. -Составить один из несуществующих словарей (объемом 15 – 30 слов). Словарь моих любимых слов. Словарик может быть научным, деловым, юмористическим. Образец можно подготовить с помощью нескольких учеников в течение недели, предшествующей уроку, и познакомить с ним детей в заключительной части урока. |
Прочитай слово. Определи, на какую букву оно начинается. Найди в оглавлении на какой странице эта буква. ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
1уч.(слайд6) Толковый словарь. Правда – это слово многозначное. Каковы же его основные значения? 1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит). 2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду). 3.Справедливость, порядок, основанный на справедливости (Нам правду не найти). 4. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле». 5. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле». Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них:. -Без правды жить легче, да помирать тяжело. -Над правдой не мудруй. - От правды отстать – куда пристать. -Правда сама себя очистит. - Доброе дело – правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот добро наживет. - Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. 2уч(слайд7) Словарь синонимов. Синонимом слова правда является слова истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно, как сказать: конь или лошадь, ребенок или дитя, дорога или путь» (Т. Г. Винокур). То же самое можно сказать и о словах правда и истина. Вот послушайте, что об этом говорит М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать». 3уч(слайд8) Словарь антонимов. Антонимы – это слова с противоположными значениями. Правда – ложь, правда – неправда, правда – обман, правда – вранье (разг.), правда – кривда(народно-поэт.). На противопоставлении антонимов построены многие пословицы: -Лучше горькая правда, чем утешительная ложь; -Маленькая правда победит большую неправду; -Правда с обманом рука об руку не ходят. 4уч(слайд9) Словообразовательный словарь. Слово правда непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания -а. Но родственников оно имеет великое множество. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдиво, неправдиво, неправдивый, неправдивость, полуправдивый, , по-правдашнему, вправду, взаправду, взаправдашний, правдолюб, взаправдашний, неправда, правдоискатель ,правдоискательство, правдолюбец, правдоносец, правдоподобный, правдоподобие ,неправдоподобный, правдоподобность и др. 5уч(слайд10) Этимологический словарь. Этимология – это наука о происхождении слова, его первоначальном значении (этмос – «истина»). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правдивый (истинный) с помощью суффикса -вд-. Словоправдивый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова -пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».
Слайд(11) Фразеологические обороты со словом правда? -Верой и правдой служить; -Всеми правдами и неправдами; -По правде говоря; в ногах правды нет; -Смотреть правде в глаза; -Что правда, то правда; -Подлинная правда и др. 6уч(слайд12) Орфографический словарь. Я скажу: «Слово правда не требует справки в орфографическом словаре»: оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова правда содержат в своем составе орфограммы. Назовите такие слова, вспомните их правописание ответы (взаправдашний, заправдашний, заправдашный, неправдашний, неправдашный, неправдоподобный, по-правдашнему Работают в группе Отвечают Ответы учащихся |
ПУУД: анализ объектов. КУУД: планирование сотрудничества с одноклассниками. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД: выделение необходимой информации из прослушанного текста. ПУУД: анализ объектов. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. ЛУУД: нравственная ориентация. КУУД: построение речевого высказывания в устной форме. |
Заключение
Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки русского языка в необычные.
При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:
1.Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;
2.Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;
3.Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;
4.Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
5.Включает нестандартные уроки в систему своей работы.
Список использованной литературы
1.Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2008.
2.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969.
3.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку - М., 2007, с. 145-157
4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/Г.В.Бобровская// 5.Начальная школа – 2003- № 4- С.47- 52.
6.Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В.Бобровская// Начальная школа – 2002 - № 6, с. 15-21
7.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 2010, с. 34-51
Приложение
Урок русского языка
Наша выставка
Словари -наши помощники
Реклама словарю