12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
7

Урок-размышление над образом Порфирия Петровича в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

МАОУ «МСОШ №16»

Валеева Ф.Р.

 

Тема урока: Урок-размышление над образом Порфирия Петровича в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Диагностические цели урока:

дать толкование значения имени героя (уровень знания);

охарактеризовать приемы создания образа Порфирия Петровича (портрет, мимику, жесты, манеру поведения, речь) (уровень понимания);

прочитать выразительно фрагмент диалога Порфирия Петровича и Раскольникова (уровень интерпретации);

проанализировать эпизод романа «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем», обращая внимание на детали (уровень анализа);

сопоставить Порфирия Петровича с другими персонажами романа и определить его место в системе персонажей (уровень понимания);

сформулировать ответ на вопрос: «Какую роль сыграл Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?» (уровень интерпретации и творческий уровень)

предложить вариант авторской идеи, выраженной в образе Порфирия Петровича (уровень анализа и интерпретации);

 

Ход занятия:

1.Этап предпонимания. Формирование проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Учитель: В системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович занимает особое место. Фактически – пристав следственных дел, которому поручено ведение дела об убийстве процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. С этой точки зрения, отношения преступника Раскольникова и следователя Порфирия Петровича составляют основу авантюрно - детективной сюжетной линии романа, а их психологические поединки становятся своеобразной игрой «в кошки-мышки» и сохраняют напряженное внимание читателя. Таково первое представление о роли Порфирия Петровича в романе.

Начинаем вспоминать, что нам известно о Порфирии Петровиче. Один из многочисленных юристов в романе (Лужин, Заметов, недоучившийся Раскольников). Имя героя – имперское, сильное, имеющее греческие корни: «порфирос» – багряный, «Петр» означает «камень», «каменная глыба», «утес». По отчеству перекликается с Петром Петровичем Лужиным и Ильей Петровичем Порохом – поручиком, помощником квартального полицейского надзирателя. Фамилия не указана, но известно, что Дмитрий Прокофьич Разумихин (Вразумихин) – его дальний родственник.

В методической литературе образ Порфирия Петровича представлен очень противоречиво. Авторы программы под редакцией В. Я. Коровина не уделяют пристального внимания этому герою, сосредоточив внимание на хрестоматийных «двойниках Раскольникова» Лужине и Свидригайлове и спасительнице Сонечке Мармеладовой

В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой персонаж рассматривается в рамках раздела «диалоги в романе». При этом особое внимание уделяется тому, что Порфирий Петрович намеренно низводит теорию Раскольникова до бытового плана, искажает его идею. «Намеренное искажение идеи в нарочно утрированной и провоцирующей форме потребовалось Порфирию и главным образом автору, чтобы заставить Раскольникова самого раскрывать смысл теории и выйти за рамки статьи, раскрыть те воззрения, которые не могли быть напечатаны в силу их общественной опасности»

В. Г. Маранцман характеризует этого героя как притворщика, который скрывает свои истинные намерения, заставляя Раскольникова искренне говорить о своих убеждениях. «Порфирий Петрович считает себя “поконченным человеком”, но в Раскольникове видит силу и молодость, которые достойны лучшего применения, и призывает сделать явку с повинною, так как “убивец” все-таки не безнадежный подлец и перемена воздуха его прояснит»

2. Этап анализа текста.

В центре внимания – три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича в романе. Работа выполняется в жанре анализа эпизода. Класс разделяется соответственно на три группы.

Задания группам:

Кратко охарактеризуйте или изложите суть трёх встреч-поединков героев.

1 группа. Встреча №1( на квартире Порфирия Петровича)

I. Часть 3-я, глава V

1. С какой целью Раскольников идёт к Порфирию Петровичу? Какой повод для этой встречи он избирает?

2. Каким Раскольников хочет предстать перед следователем? В чём он притворяется? (Приведите последовательно примеры из разных частей эпизода.) Удаётся ли ему выдержать свою линию?

3. Как выглядит Порфирий Петрович? В чём противоречивость его внешности?

4. Знает ли Порфирий Петрович, что Раскольников — убийца? В каких местах эпизода на это делается намёк? Почему Раскольникову трудно с абсолютной уверенностью ответить на этот вопрос?

5. Какие чувства испытывает Раскольников на протяжении этого эпизода? В связи с чем они меняются и почему?

6. Раскольников и Порфирий Петрович излагают теорию Раскольникова по-разному. В чём состоит эта разница? Зачем Порфирий Петрович притворяется не понимающим смысла статьи и начинает расспрашивать Раскольникова о нём?

7. На какие противоречия в теории Раскольникова указывает Порфирий Петрович?

8. Что больше всего ужасает Разумихина в теории Раскольникова? Почему?

9. Почему Порфирий Петрович спрашивает Раскольникова о вере в Бога?

10. Какова, по-вашему, цель Порфирия Петровича в этом эпизоде?

2 группа. Встреча №2 ( в отделении пристава следственных дел)

II. Часть 4-я, главы V, VI

1. Как и почему так ведёт себя Порфирий Петрович во время этой встречи?

2. Каково внутреннее состояние Раскольникова на протяжении этого эпизода?

3. “Дело следователя... — свободное художество”, — говорит Порфирий Петрович. Как он это понимает?

4. Почему Порфирий Петрович считает, что преступнику (Раскольникову) никуда от него не уйти? Какой метод ведения следствия по отношению к нему он выбирает?

3 группа. Встреча №3 (в комнате Раскольникова)

III. Часть 6-я, глава II

1. Как и почему меняется Порфирий Петрович при последней встрече с Раскольниковым?

2. Зачем Порфирий Петрович приходит к Раскольникову? Что нового об этом герое можно понять?

3. Как Порфирий Петрович относится к Раскольникову и почему так?

4. Как ведёт себя Раскольников на протяжении эпизода?

5. Почему мысль о том, что Порфирий Петрович принимает его за невиновного, испугала Раскольникова?

6. Какие советы, которые помогут Раскольникову пережить своё поражение, даёт Порфирий Петрович? Как вы их понимаете?

3. Этап интерпретации.

Выслушиваем ответы групп. Ответы фиксируются в рабочих тетрадях. Задача учителя на данном этапе занятия – выявить ключевые мысли в ответе каждой группы, скорректировать неточные суждения, соединить ответы групп в единое целое, расставить смысловые акценты.

4. Этап рефлексии (домашнее задание) – по выбору:

1. Письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет Порфирий Петрович в судьбе Раскольникова?» 2. Письменный ответ на вопрос: «Какую авторскую идею воплощает образ Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание?»


 

Приложение

Контрольные работы по роману «Преступление и наказание»
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

В а р и а н т 1

Вставьте пропущенные слова.

1.Господина, преследующего пьяную девушку на бульваре, Раскольников принял за --------- (персонажа).

2.Раскольников о своем преступлении: «Старуха была только болезнь…я переступил поскорее хотел…я не человека убил, я---------убил!»

3.Излагая свою теорию Порфирию Петровичу и Разумихину, Раскольников в числе «необыкновенных людей упоминает Кеплера,--------------------Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона.

4.Раскольников «присужден был к каторжной работе второго разряда, на срок всего только--------------- лет, во уважение явки с повинною и некоторых облегчающих вину обстоятельств».

5.«Мещанин не дал никакого ответа и даже не поглядел. Опять помолчали. ------------! – проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчетливым голосом…»

Кто так характеризуется ( описывается) в романе?1

1.«Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное. Чем с первого взгляда можно было от нее ожидать»

2.«Глаза были как-то слишком голубые. А взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

3.«Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача».

4.«Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка».

5.«Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой , беззаветный».

Кому принадлежат слова?

1.«Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит насмерть!»

2.«А по-моему. Хорош человек – вот и принцип, и знать я ничего не хочу».

3.«Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

4.«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. Пока мир стоит!»

5.«Ну как же, как же без человека-то прожить!»

Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.

1.«Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее..»

2.«За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения»

3.« Вот уже совсем не таясь, открываются оба глаза они обводят его огненным и бесстыдным взглядом: они зовут его, смеются…Что-то бесконечно безобразное и оскорбительное было в этом смехе…в лице ребенка».

4.«Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная… в которые впрягаю больших ломовых лошадей…»

5.« Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл…»

 

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

ВАРИАНТ 2

1) Вставь пропущенные слова .

В комнате Сони: «На комоде лежала какая-то книга….Это был------------------ в русском переводе».

Порфирий Петрович Раскольникову : «Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя---------------только не считает?»

«-------------- есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».

Впервые в романе речь о воскресении Лазаря зашла в разговоре Раскольникова с -----------.

Раскольников Соне: «Я ведь только-------------убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.»

2) Кто так характеризуется (описывается ) в романе?

«Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».

«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивающими кому, ресницами».

«…высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. Было ему лет двадцать семь».

«Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос».

«Лицо его..было чрезвычайно бледно и выражало необыкновенное страдание. Как будто он только что перенес мучительную операцию или выпустил его сейчас из-под пытки».

3) Кому принадлежат слова?

«Ведь надобно же , чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».

«Мы хотим завести свою коммуну, особенную, но только на более широких основаниях, чем прежние. Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем! Если бы встал из гроба Добролюбов, я бы с ним поспорил!»

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано».

« Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет».

«Станет стыдно – и воротишься к человеку»

Дайте название сцены, эпизода, фрагмента.

1.«…комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с темя окнами, выходила на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол был ужасно острый….»

2. «…если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке…а кругом будут пропасть. Океан, вечный мрак…то лучше жить, чем сейчас умирать…. Только бы жить – только жить!»

3. « Он подошел потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул. А на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица…»

4. «Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в не одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки».

5. «- Ты безбожник! Ты в бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо!» Он никогда не говорил с ними о боге и вере, но они хотели убить его, как безбожника; он молчал и не возражал им».

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.