Урок-викторина «Наука информатика»
Тема урока: Урок-викторина «Наука информатика».
Класс: 8-9 класс.
Цель: закрепление полученных знаний в области использования информационно – коммуникационных технологий и компьютерной грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные: повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях, обеспечение углубленного изучения информатики и программирования;
Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор;
Развивающие: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, коллективизма; развитие мышления, логики, познавательной активности учащихся, стойкости, воли к победе, находчивости.
Тип урока: урок-викторина.
Оборудование:
ПК, проектор.
Карточки с заданиями.
Секундомер.
Бумага и ручки для команд.
Бумага и ручки для жюри.
Доска с лепестками цветка.
Грамоты победителям.
Рекомендации к проведению мероприятия
В качестве членов жюри приглашаются свободные учителя. Решается, по какому признаку разделиться на две команды, – четный, нечетный, мальчики – девочки, по жребию и т. д.
Ход урока:
Учитель:
Викторина – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Впереди у нас с вами 9 конкурсов. Итак, давайте разобьемся на две команды.
Команды сформированы, можно начинать викторину. Но прежде чем мы начнем, обе команды должны придумать свое название.
1 команда___________________________
2 команда __________________________
Учитель:
Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе: председателя: (ФИО), членов жюри: (ФИО).
__________________________________________________________________
1. Конкурс «Третий лишний»
Учитель:
А мы начинаем нашу викторину. И вот наш первый конкурс. Я зачитаю 3 определения одного и того же термина. Задача первой команды – определить лишний термин. Задача второй команды – найти правильное определение, связанно с информатикой. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Задания:
Вирус – это:
ошибка в программе;
возбудитель инфекционного заболевания;
программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.
Диск – это:
носитель информации;
геометрическая фигура;
спортивный снаряд.
Мышь – это:
программа, выполняющая нежелательные действия;
грызун;
манипулятор в компьютере.
Сектор – это:
часть круга;
одна из двух частей адреса байта памяти персонального компьютера;
участок гибкого магнитного диска, образуемый при форматировании.
Сеть – это:
рыболовная снасть;
совокупность строк и столбцов в таблице;
несколько соединенных между собой компьютеров.
2. Конкурс «Эрудит»
Учитель:
А наш следующий конкурс называется «Эрудит». Отвечают участники команд по очереди. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.
Вопросы для 1 команды:
Неправильная запись в программе (ошибка) .
Ноль или единица в информатике (бит) .
Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус) .
Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм) .
Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер) .
Графический способ представления информации (блок-схема) .
Так называют специалистов в своей области (ас) .
Алгоритм, в котором все действия совершаются одно за другим (линейный).
Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка) .
Вопросы для 2 команды:
Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл) .
Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (вирус).
Взломщик компьютерных программ (хакер) .
Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия) .
Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра) .
Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание) .
Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо) .
Всемирная глобальная сеть (Интернет) .
Карманное вычислительное устройство (калькулятор).
3. Конкурс «Логика»
На уроках информатики мы убедились, что умение логически мыслить - это половина успеха в решении многих задач.
Предлагаем командам подумать над решением задачи и обосновать свой ответ.
Задача: Человек случайно оказался в незнакомом городе, и, желая «убить» время до отхода поезда, решил подстричься. Городок был маленький и в нем имелось всего 2 мастера, у каждого была своя мастерская. Заглянув к одному из них, человек увидел, что в салоне грязно, мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и красиво подстрижен. Подумав, человек решил пойти стричься к первому мастеру. Почему?
Ответ - второго подстриг именно первый мастер.
За этот конкурс - 5 баллов. Время - 3 минуты.
4. Конкурс «Лепестки»
Учитель:
На доске приклеены лепестки цветка, на которых написаны основные команды работы с текстовым редактором. Учащиеся должны назвать правильно их значение.
ALT + F4
DELETE
ENTER
BACKSPACE
SHIFT + буква
CAPS LOSK
HOME
END
CTRL + SHIFT
ALT + F4 (быстрое закрытие окна)
DELETE (удаляет символ, стоящий справа от курсора)
ENTER (перевод курсора на новую строку)
BACKSPACE (удаляет символ, стоящий слева от курсора)
SHIFT + буква (написать заглавную букву)
CAPS LOSK (переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а следующее - выключает)
HOME (перемещение курсора в начало строки)
END (перемещение курсора в конец строки)
CTRL + SHIFT (переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно)
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
5. Конкурс «Отгадай загадки»
Учитель:
А теперь давайте отгадаем загадки, что же за устройства скрываются здесь.
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка)
А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... (джойстик)
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... (дисплей)
Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным)
По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (дискета)
И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... (модем)
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (принтер)
Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого
Не увидишь ничего! (монитор)
6. Конкурс «Дешифратор»
Учитель:
Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача ребят перевести их в общепринятую форму. За верный ответ - 1 балл.
Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
Каждая новая программа - это хорошо забытая старая. (Новое – хорошо забытое старое)
По компьютерам встречают, по программам провожают. (По одежке встречают, по уму провожают)
Алгоритмам учиться - всегда пригодится. (Учиться – всегда пригодится)
Хороша веревка длинная, а программа короткая. (Волос длинный, ум короткий)
Не дорога программа, дорог алгоритм. (Дорог не подарок, а дорого внимание)
Компьютер без программы – что фонарь без свечи. (Голова без ума - что фонарь без свечи.)
Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру. (Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)
Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)
Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
7. Конкурс «Шуточная викторина»
Учитель:
Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера?
(Абак-ан – Абакан, столица Республики Хакасия. Абак -счёты в Др. Греции, Риме, а затем в Зап. Европе до 18 в.)
Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная?
(И та и другая, ведь это синонимы.)
Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они, скорее всего, пользовались?
(Восьмеричной.)
На какой плате компьютера размещён процессор: на системной или на материнской?
(И на той, и на другой одновременно, ведь это разные названия одной платы.)
Почему все шалуны очень хорошо и быстро считают?
(Потому что внутри каждого шалуна находится АЛУ – арифметико-логическое устройство: шАЛУн.)
Название какого узла устройств ЭВМ частенько выкрикивают в театрах на хороших представлениях?
(БИС – большая интегральная схема. Бис - обращённый к исполнителю возглас, требующий повторного исполнения. )
Какая русская пословица уже в те давние времена предупреждала о пагубных последствиях перегрева процессора?
(На жару и камень лопнет.)
Какой магнитный носитель имеет форму пиццы?
(Гибкий, жёсткий, компакт-диски.)
8. Конкурс «Слова, оснащенные компьютером»
Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (Персональный Компьютер).
◘ _ _ ПК _ (Часть печи)
◘ _ _ ПК _ (Холм, курган, вулкан)
◘ _ _ ПК _ (Орудие труда огородника)
◘ _ _ ПК _ (Головной убор)
◘ _ _ ПК _ (Головной убор с козырьком)
◘ _ _ ПК _ (Мелкая частица деревяшки)
◘ _ _ ПК _ (Канцелярская принадлежность для бумаг)
◘ _ _ _ ПК _ (Застёжка и острая канцелярская принадлежность)
◘ _ _ _ ПК _ (Лоскут ткани для хозяйственных нужд)
◘ _ _ _ ПК _ (Лодка с прочным широким корпусом)
◘ _ _ _ ПК _ (Птица, бегающая по дну водоёма)
◘ _ _ _ _ ПК _ (Зажим для бумаг)
◘ _ _ _ _ ПК _ (Положительный результат похода в магазин)
(Ответы: топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка, покупка.)
9. Конкурс «Видимо-невидимо»
Учитель:
Каждая команда получает по альбомному листу бумаги и несколько маркеров. За 30 секунд команды должны на своих листах написать все известные им названия устройств, относящихся к компьютеру. Слова лучше расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и так далее). По 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.
Подведение итогов
Учитель:
Наша викторина подошла к концу. Итак, подведение итогов!
Выступление членов жюри с анализом конкурсов. Объявление победителя.
Награждение
Команде-победительнице – грамота.