12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Мария Владимировна88
Россия, Тверская обл., Бежецк

Тема урока: Урок-викторина «Наука информатика».

Класс: 8-9 класс.

Цель: закрепление полученных знаний в области использования  информационно – коммуникационных технологий и компьютерной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: повторение и закрепление ос­новного материала, представленного в неординарных ситуациях, обеспечение углубленного изучения информатики и программирования;

Воспитательные: воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор;

Развивающие: развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности, коллективизма; развитие мышления, логики, познавательной активности учащихся, стойкости, воли к победе, находчивости.

Тип урока: урок-викторина.

Оборудование:

ПК, проектор.

Карточки с заданиями.

Секундомер.

Бумага и ручки для команд.

Бумага и ручки для жюри.

Доска с лепестками цветка.

Грамоты победителям.

Рекомендации к проведению мероприятия

В качестве членов жюри приглашаются свободные учителя. Решается, по какому признаку разделиться на две команды, – четный, нечетный, мальчики – девочки, по жребию и т. д.

Ход урока:

Учитель:

Викторина – это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, при серьезном разговоре об этой сложной современной науке. Для многих учащихся игра даст возможность проявить свою любовь к предмету, а для некоторых может стать толчком к заинтересованности. Впереди у нас с вами 9 конкурсов. Итак, давайте разобьемся на две команды.

Команды сформированы, можно начинать викторину. Но прежде чем мы начнем, обе команды должны придумать свое название.

1 команда___________________________

2 команда __________________________

Учитель:

Сегодняшнюю встречу судит очень компетентное жюри в составе: председателя: (ФИО), членов жюри: (ФИО).

__________________________________________________________________

1. Конкурс «Третий лишний»

Учитель:

А мы начинаем нашу викторину. И вот наш первый конкурс. Я зачитаю 3 определения одного и того же термина. Задача первой команды – определить лишний термин. Задача второй команды – найти правильное определение, связанно с информатикой. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания:

Вирус – это:

ошибка в программе;

возбудитель инфекционного заболевания;

программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Диск – это:

носитель информации;

геометрическая фигура;

спортивный снаряд.

Мышь – это:

программа, выполняющая нежелательные действия;

грызун;

манипулятор в компьютере.

Сектор – это:

часть круга;

одна из двух частей адреса байта памяти персонального компьютера;

участок гибкого магнитного диска, образуемый при форматировании.

Сеть – это:

рыболовная снасть;

совокупность строк и столбцов в таблице;

несколько соединенных между собой компьютеров.

 

2. Конкурс «Эрудит»

Учитель:

А наш следующий конкурс называется «Эрудит». Отвечают участники команд по очереди. На ответ - 1 секунда. За верный ответ - 1 балл. Если команда дает неверный ответ, то возможность ответа предоставляется другой команде.

Вопросы для 1 команды:

Неправильная запись в программе (ошибка) .

Ноль или единица в информатике (бит) .

Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус) .

Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм) .

Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер) .

Графический способ представления информации (блок-схема) .

Так называют специалистов в своей области (ас) .

Алгоритм, в котором все действия совершаются одно за другим (линейный).

Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка) .

Вопросы для 2 команды:

Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл) .

Небольшая программа, которая может приписывать себя к другим программам (вирус).

Взломщик компьютерных программ (хакер) .

Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия) .

Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра) .

Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание) .

Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств (железо) .

Всемирная глобальная сеть (Интернет) .

Карманное вычислительное устройство (калькулятор).

 

3. Конкурс «Логика»

На уроках информатики мы убедились, что умение логически мыслить - это половина успеха в решении многих задач.

Предлагаем командам подумать над решением  задачи и  обосновать свой ответ.

Задача: Человек случайно оказался в незнакомом городе,  и, желая «убить» время до  отхода поезда, решил подстричься. Городок был маленький и  в нем имелось всего 2 мастера, у каждого была своя мастерская. Заглянув к одному из них, человек увидел, что в салоне грязно, мастер одет неряшливо и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец его был безукоризненно одет и красиво подстрижен. Подумав, человек решил пойти стричься к первому мастеру. Почему?

Ответ - второго подстриг именно первый мастер.

За этот конкурс - 5 баллов. Время  - 3 минуты.

 

4. Конкурс «Лепестки»

Учитель:

На доске приклеены лепестки цветка, на которых написаны основные команды работы с текстовым редактором. Учащиеся должны назвать правильно их значение.

ALT + F4
DELETE
ENTER
BACKSPACE
SHIFT + буква
CAPS LOSK
HOME
END
CTRL + SHIFT

ALT + F4 (быстрое закрытие окна)
DELETE (удаляет символ, стоящий справа от курсора)
ENTER (перевод курсора на новую строку)
BACKSPACE (удаляет символ, стоящий слева от курсора)
SHIFT + буква (написать заглавную букву)
CAPS LOSK (переключатель: первое нажатие её включает режим ввода прописных букв, а следующее - выключает)
HOME (перемещение курсора в начало строки)
END (перемещение курсора в конец строки)
CTRL + SHIFT (переключения клавиатуры с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв и обратно)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

 

5. Конкурс «Отгадай загадки»

Учитель:

А теперь давайте отгадаем загадки, что же за устройства скрываются здесь.

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка)

А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это ... (джойстик)

Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.
Яркой радугой он дышит,
И на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается ... (дисплей)

Около дисплея – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут ... (системным)

По клавишам прыг да скок –
Бе-ре-ги но-го-ток!
Раз-два и готово –
Отстукали слово!
Вот где пальцам физкультура
Это вот – ... (клавиатура)

В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (дискета)

И компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... (модем)

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ... (принтер)

Без меня сплошной бардак
Что ты делаешь? И как?
Даже если постараться,
Без меня не разобраться!
И не слушай никого
Не увидишь ничего! (монитор)

 

6. Конкурс «Дешифратор»

Учитель:

Команде выдаются карточки с пословицами, которые перефразированы на компьютерный лад. Задача ребят перевести их в общепринятую форму. За верный ответ - 1 балл.

Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)

Каждая новая программа - это хорошо забытая старая. (Новое – хорошо забытое старое)

По компьютерам встречают, по программам провожают. (По одежке встречают, по уму провожают)

Алгоритмам учиться - всегда пригодится. (Учиться – всегда пригодится)

Хороша веревка длинная, а программа короткая. (Волос длинный, ум короткий)

Не дорога программа, дорог алгоритм. (Дорог не подарок, а дорого внимание)

Компьютер без программы что фонарь без свечи. (Голова без ума - что фонарь без свечи.)

 Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру. (Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)

 Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар. (Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)

 Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)

 

7. Конкурс «Шуточная викторина»

Учитель:

Какой российский город назван «в честь» древнейшего компьютера?

(Абак-ан Абакан, столица Республики Хакасия. Абак -счёты в Др. Греции, Риме, а затем в Зап. Европе до 18 в.)

Какая система счисления используется в ЭВМ: бинарная или двоичная?

(И та и другая, ведь это синонимы.)

 Если бы осьминоги умели считать, то какой бы системой они, скорее всего, пользовались?

(Восьмеричной.)

На какой плате компьютера размещён процессор: на системной или на материнской?

(И на той, и на другой одновременно, ведь это разные названия одной платы.)

Почему все шалуны очень хорошо и быстро считают?

(Потому что внутри каждого шалуна находится АЛУ арифметико-логическое устройство: шАЛУн.)

Название какого узла устройств ЭВМ частенько выкрикивают в театрах на хороших представлениях?

(БИС большая интегральная схема. Бис - обращённый к исполнителю возглас, требующий повторного исполнения. )

Какая русская пословица уже в те давние времена предупреждала о пагубных последствиях перегрева процессора?

(На жару и камень лопнет.)

Какой магнитный носитель имеет форму пиццы?

(Гибкий, жёсткий, компакт-диски.)

 

8. Конкурс «Слова, оснащенные компьютером»

 Отгадайте слова, содержащие известную аббревиатуру ПК (Персональный Компьютер).

_ _ ПК _  (Часть печи)

_ _ ПК _  (Холм, курган, вулкан)

_ _ ПК _  (Орудие труда огородника)

_ _ ПК _  (Головной убор)

_ _ ПК _  (Головной убор с козырьком)

_ _ ПК _  (Мелкая частица деревяшки)

_ _ ПК _  (Канцелярская принадлежность для бумаг)

_ _ _ ПК _  (Застёжка и острая канцелярская принадлежность)

_ _ _ ПК _  (Лоскут ткани для хозяйственных нужд)

_ _ _ ПК _  (Лодка с прочным широким корпусом)

_ _ _ ПК _  (Птица, бегающая по дну водоёма)

_ _ _ _ ПК _  (Зажим для бумаг)

_ _ _ _ ПК _  (Положительный результат похода в магазин)

(Ответы: топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка, покупка.)

 

9. Конкурс «Видимо-невидимо»

Учитель:

Каждая команда получает по альбомному листу бумаги и несколько маркеров. За 30 секунд команды должны на своих листах написать все известные им названия устройств, относящихся к компьютеру. Слова лучше расположить на листе по-разному (наискосок, вверх ногами, прямо и так далее). По 1 баллу получает команда за каждое написанное слово.

Подведение итогов

Учитель:

Наша викторина подошла к концу. Итак, подведение итогов!

Выступление членов жюри с анализом конкурсов. Объявление победителя.

Награждение

Команде-победительнице – грамота.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.