Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 11
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
ПРИНЯТО Педагогический совет Протокол № 4 от 26. 05. 2016г. |
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБ ДОУ № 11 ______________ С.А.Новохатских Приказ № …. от …….. |
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Составитель: Ковалева Ольга Алексеевна
Кемерово 2016
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….. |
3 |
Учебный план…………………………………………………………………………… |
10 |
Учебно-тематический план……………………………………………….................. |
11 |
Содержание программы……………………………………………………………….. |
14 |
Критерии, показатели результативности реализации программы и уровни освоенности детьми программы………………………………………………………. |
19 |
Информационно-методическое обеспечение Программы………………………….. |
25 |
Приложение……………………………………………………………………………… |
26 |
Пояснительная записка
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика» (далее - Программа) заключается в том, что она помогает детям погрузиться в мир математики и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при решении практических задач.
Цель программы – овладение элементарными математическими представлениями как средством для формирования личности ребёнка, развития его интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные математические представления.
- Закреплять знания и умения детей по основным разделам комплексной программы, реализуемой в ДОО.
- Развивать психические процессы, абстрактно-логический, наглядно-образный виды мышления и типы памяти, основные мыслительные операции, основные свойства внимания.
- Совершенствовать диалогическую речь детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
- Расширять кругозор дошкольников.
- Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.
Программа опирается на следующие основные принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)
В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.
Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.
Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
Федеральный Закон «Об образовании» в РФ (№273-ФЗ от 1 сентября 2013 г.);
Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946:
«Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13.» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Воспитанники знают:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- смысл арифметических действий сложения и вычитания, отражают это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
- прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20;
- названия и обозначение знаков <,>, =, -, +, х, :;
- смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве.
Умеют:
- определять путем измерения длину, вес, температуру, объем, время;
- называть числа в прямом и обратном порядке до 100, начиная с любого числа натурального ряда;
- оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20;
- записывать и сравнивать числа в пределах 20;
- различать и правильно называть: шар, куб, цилиндр, конус, призму, пирамиду; прямую и кривую линии; спираль; луч и отрезок; виды многоугольников;
- проводить измерение длины отрезка и длины ломаной;
- строить отрезок заданной длины;
- ориентироваться на ограниченной поверхности, отражать в речи пространственное расположение предмета; ориентироваться в плане, схеме, карте;
- определять заданное время по часам.
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- понимать задание и выполнять его самостоятельно.
В режиме проведения занятий используются разнообразные формы работы с детьми, методы и приемы обучения детей.
Форма обучения.
Занятия целесообразно проводить в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от интеллектуального развития ребёнка.
Групповое занятие - группа детей должна составлять не более 5 человек, что помогает в процессе занятия обратить внимание на каждого ребёнка.
Индивидуальные занятия целесообразно проводить с детьми, требующими дополнительного внимания и развития. При подготовке и проведении занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их деятельности. Эффективного использования различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребёнка
Коллективные занятия — совместное выполнение задания несколькими детьми;
Самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В Программе используются такие формы обучения детей, как: групповое и коллективное занятие, а также самостоятельная работа.
Для овладения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения:
Словесный (источник обучения - слово, речь) рассказ, беседа, работа с книгой;
Наглядный (источник обучения - наглядные средства, демонстрируемые педагогом) демонстрация образцов деятельности.
Практический (источник обучения – практическая деятельность) самостоятельная работа выполнения упражнений.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть занятия. Время отводится на практическую и теоретическую часть в соответствии с возрастом детей, требованием норм санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96).
Теоретический материал дается в начале занятия. Новую тему и задания необходимо объяснять детям просто и доступно, закрепляя демонстрацией наглядного материала или с показом приёмов работы.
Практическая часть занятия - это продолжение и закрепление теоретических знаний. На основе самостоятельных упражнений и применений, отработанных на практике приёмов, у детей формируются необходимые знания по изучаемому предмету и развиваются творческие способности. Для практической работы используется подготовленный раздаточный материал и специальные брошюрки с заданиями.
Демонстрация образцов деятельности (видеоролики, фотографии, распечатанные на принтере) играет важную роль. Видя будущий конечный результат своей деятельности детей, стимулирует и побуждает внимательно осваивать процесс выполнения упражнений.
Метод наглядности используется в теоретической и практической части занятия. Важную роль выполняет здесь демонстрация выполняемых действий педагогом при объяснении нового материала, при выполнении задания.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Количество занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебном году (с сентября по май).
Занятия проходят по следующей схеме:
Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки (рабочие тетради).
Подготовка к усвоению новых знаний (2 мин.). Включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы. Ритуальные приветствия. Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. Постановка цели, задачи, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия содержания, сообщение плана работы. Создание проблемной ситуации (или проблемно-поисковой ситуации) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия.
Объяснение нового материала (7 мин.). Раскрытие содержания учебного материала. В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
Физминутка (1 мин.).
Закрепление изученного материала (15 мин.) Выполнение воспитанниками индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера. Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата
Физминутка (1 мин.).
Подведение итогов. Задание на дом (3 мин.). Подведение итогов занятия.
Создание предпосылок к дальнейшим занятиям. Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Ритуал прощания. Объяснение домашнего задания.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной с соблюдением следующих принципов:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих развивающей предметно-пространственной среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Комплексное оснащение образовательного процесса, обеспечивает возможности:
организации разнообразной игровой деятельности;
выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;
освоения детьми, программы и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
использования образовательных технологий деятельностного типа;
Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
При подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений;
Подбор оборудования осуществляется, исходя из того, что при реализации программы основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра;
Педагог, реализующий данную Программу должен обладать следующими компетенциями:
проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей;
организовывать содержательную жизнь детей;
обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
взаимодействовать с дошкольником, изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в образовательном процессе, и родителями;
пользоваться компьютерной техникой и техническими средствами обучения, внедрять новые информационные технологии в практику работы ДОО;
владеть умениями самообразования и самовоспитания.
взаимодействовать с родителями, воспитателями групп и педагогами – специалистами.
Учебный план
№ п/п |
Название раздела и темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
Раздел 1. Величина ( 6 занятий - 3 часа) |
40 мин |
2 часа 20 мин (140 мин) |
6 занятий 3 часа (180 мин) |
|
2. Количество и счет (10 занятий – 5 часов) |
1час 40 мин (100 мин) |
3 часа 20 мин (200 мин) |
10 занятий 5 часов (300 мин) |
|
3. Форма (6 занятий – 3 часа) |
30 мин |
2 часа 30 мин (150 мин) |
6 занятий 3 часа (180 мин) |
|
4. Ориентировка в пространстве (6 занятий - 3 часа) |
1 час (60 мин) |
2 часа (120 мин) |
6 занятий 3 часа (180 мин) |
|
5. Ориентировка во времени (8 занятий – 4 часа) |
50 мин |
3 часа 10 мин (190 мин) |
8 занятий 4 часа (240 мин) |
|
Итого
|
4 часа 40 мин (280 мин) |
13 часов 20 мин (800 мин) |
36 занятий 18 часов (1080 мин) |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела и темы занятия |
Количество часов |
Количество часов |
Количество занятий |
|||||||
теория |
практика |
||||||||||
Раздел 1. Величина |
40 мин |
2 часа 20 мин (140 мин) |
3 часа (180 мин) |
6 |
|||||||
1.1.1 |
Деление предметов на 2-4 равные части |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
1.1.2. |
Деление предметов на 4 равные части |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
1.2.1. |
Инструменты измерения длины, периметра, площади, объема |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
1.2.2. |
Инструменты измерения температуры, веса, времени |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
1.3. |
Самостоятельное измерение длины, площади, температуры |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
1.4. |
Самостоятельное измерение веса, объема, времени |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
Раздел 2. Количество и счет |
1 час 40 мин (100 мин) |
3 часа 20 мин (200 мин) |
5 часов (300 мин) |
10 |
|||||||
2.1. |
Сложение. Знак +. Число и цифра 11. Состав числа 11. Счет до 20. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.2. |
Вычитание. Знак -. Число и цифра 12. Состав числа 12. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.3. |
Минус как знак отрицания. Решение примеров. Счет до 100. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.4. |
Отрицательные числа и температура. Дроби. Число и цифра 13. Состав числа 13. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.5. |
Отрицательное число и шкала глубин-высот. Число и цифра 14. Состав числа 14. Решение примеров. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.6. |
Отрицательное число и ось времени. Решение примеров. Число и цифра 15. Состав числа 15. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.7. |
Умножение. Знак х. Число и цифра 16. Состав числа 16. Решение задач |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.8. |
Деление. Знак :. Число и цифра 17. Состав числа 17. Счет до 100. Решение примеров. |
10 мин |
20мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.9. |
Древние формы записи чисел. Число и цифра 18. Состав числа 18. Решение задач. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
2.10. |
Число и цифра 19. Состав числа 19. Счет до 100. Решение задач. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
Раздел 3. Форма |
50 мин |
2 часа 10 мин (130 мин) |
3 часа (180 мин) |
6 |
|||||||
3.1. |
Линия: прямая, кривая, ломаная. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
3.2. |
Луч и отрезок. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
3.3. |
Спираль и геометрические аналогии |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
3.4.1. |
Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
3.4.2. |
Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
3.5. |
Многоугольники |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
Раздел 4. Ориентировка в пространстве |
30 мин |
2 часа 30 мин (150 мин) |
3 часа (180 мин) |
6 |
|||||||
4.1.1. |
Ориентировка на плане, схеме, карте. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
4.1.2. |
Закрепление ориентировки на плане, схеме, карте. |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
4.2.1. |
Составление карты «Острова Математики» |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
4.2.2. |
Составление карты «Острова Математики» |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
4.3.1. |
Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
4.3.2. |
Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант. |
- |
30 мин |
30 мин |
|||||||
Раздел 5. Ориентировка во времени |
50 мин |
3 часа 10 мин (190 мин) |
4 часа (240 мин) |
8 |
|||||||
5.1.1. |
Измерение времени. Часы. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.1.2. |
Измерение времени. Часы. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.2. |
Шкала времени: от первобытного человека до наших дней. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.3. |
Солнечные часы. Песочные часы. Измерение времени по песочным часам. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.4.1. |
Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. |
10 мин |
20 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.4.2. |
Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.4.3. |
Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
5.4.4. |
Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. |
- |
30 мин |
30 мин |
1 |
||||||
Итого: |
4 часа 40 мин (280 мин) |
13 часов 20 мин (800 мин) |
18 часов (1080 мин) |
36 |
Содержание программы
Раздел 1. Величина (6 занятий - 3 часа)
1.1.1.Деление предметов на 2-4 равные части.(30 мин)
Закрепление деления предметов на 2-4 равные части; их названия (половина, четверть). Закрепить представление о том, что половина – это одна из двух равных частей; отношение между целым и частью; пользоваться выражениями: «разделить на две (четыре) равные части. Упражнять в делении квадрата, прямоугольника, круга на 2-4 равные части. Решение проблемных ситуаций (разделить яблоко, торт, конфету).
-
-
Деление предметов на 4 равные части. (30 мин)
-
Закрепление деления предметов на 4 равные части. Закрепить представление об отношении между целым и частью; пользоваться выражениями: «разделить на четыре равные части». Упражнять в делении квадрата, прямоугольника, круга на 4 равные части. Решение проблемных ситуаций (разделить пирог, грушу, конфету).
1.2.1. Инструменты измерения длины, периметра, площади, объема.(30 мин)
Познакомить с линейкой, с процедурой измерения длины с помощью линейки, с сантиметром. Самостоятельно измерить длину карандаша, скрепки, ластика. Показать, как чертить отрезки заданной длины и измерять длину уже начерченного отрезка. Познакомить с метром – единицей измерения длины. Измерить длину и высоту стола, стула; с сантиметровой лентой – измерить окружность головы, талии; с рулеткой – измерить шкаф. Измерить и площадь стола. Познакомить с мерным стаканом. Измерить объем воды в кувшине, количество крупы в банке.
1.2.2.Инструменты измерения температуры, веса, времени.(30 мин)
Познакомить с термометром для воды и для воздуха; весы с чашей, безмен, напольные весы, аптечные весы с разновесами, разные часы.
Самостоятельно измерить температуру в групповой комнате, температуру холодной и горячей воды. Познакомить с весами и единицей измерения веса – грамм и килограмм. Определить вес ребенка и вес взрослого человека; самостоятельно взвесить кусочек сахара, яблоко, пряник. Рассмотреть разные часы – со стрелками, с электронным циферблатом, песочные, настенные, наручные, с секундомером.
-
Самостоятельное измерение длины, площади, температуры.(30 мин)
Закреплять умение определять путем измерения длину, температуру. Решение проблемных ситуаций.
-
Самостоятельное измерение веса, объема, времени.(30 мин)
Закрепление умения сравнивать величины на основе измерения. Решение проблемных ситуаций.
2. Количество и счет (10 занятий – 5 часов)
2.1.Сложение. Знак +. Число и цифра 11. Состав числа 11. Счет до 20. (30 мин)
История про знак +. Решение проблемных ситуаций на сложение. Решение задач. Знакомство с десятком и с числами и цифрами второго десятка. Как они образуются. Число и цифра 11. Состав числа 11 из 10 и 1. Количественный и порядковый счет до 20.
2.2. Вычитание. Знак -. Число и цифра 12. Состав числа 12.(30 мин)
Количественный и порядковый счет в пределах 20.
История про знак -. Решение проблемных ситуаций на вычитание. Решение задач. Число и цифра 12. Состав числа 12. Количественный и порядковый счет до 20.
2.3. Минус как знак отрицания. Решение примеров. Счет до 100.(30 мин)
Составление историй по рисункам (противоположности). Придумывание историй. Составление и решение задач. Решение примеров со знаком минус. Счет до 100 десятками.
2.4.Отрицательные числа и температура. Дроби. Число и цифра 13. Состав числа 13. (30 мин)
Измерение температуры воздуха на улице. Решение проблемных ситуаций (Что происходит, когда плюс и минус встречаются? Сколько можно вычитать из числа?) Решение задач с помощью макетов термометра. Число и цифра 13. Состав числа 13. Дроби. Деление предмета на 2, 4, 8 частей; запись действия с помощью цифр.
2.5.Отрицательное число и шкала глубин-высот. Число и цифра 14. Состав числа 14. Решение примеров. (30 мин)
Знакомство со шкалой глубин и высот. Рассматривание топографической карты. Заполнение коллажа. Составление и решение задач. Число и цифра 14. Состав числа 14. Решение примеров.
2.6.Отрицательное число и ось времени. Решение примеров. Число и цифра 15. Состав числа 15.(30 мин)
Рассматривание оси времени. Составление рассказов. Заполнение оси времени соответствующими картинками. Познакомить с числовой прямой. Дать понятие о прибыли и долге. Число и цифра 15. Состав числа 15. Решение примеров.
2.7.Умножение. Знак х. Число и цифра 16. Состав числа 16. Решение задач.(30 мин)
История про родного брата сложения – умножение. Знакомство со знаком х. Решение примеров. Составление и решение задач. Число и цифра 16. Состав числа 16. Решение примеров.
2.8.Деление. Знак :. Число и цифра 17. Состав числа 17. Счет до 100.
Решение примеров.( 30 мин)
История про деление. Знакомство со знаком :. Составление и решение задач. Число и цифра 17. Состав числа 17. Решение примеров. Счет до 100 десятками.
2.9.Древние формы записи чисел. Число и цифра 18. Состав числа 18. Решение задач.(30 мин)
Познакомить с древними формами записи чисел. Рассматривание иллюстраций. Рассуждения детей. Число и цифра 18. Состав числа 18. Составление и решение задач.
2.10. Число и цифра 19. Состав числа 19. Счет до 100. Решение задач.(30 мин)
Счет до 100 десятками. Число и цифра 19. Состав числа 19. Составление и решение задач.
3. Форма (6 занятий – 3 часа)
3.1. Линия: прямая, кривая, ломаная.(30 мин)
Рассматривание различных линий. Расположение линий в пространстве. Проведение прямых линий с помощью линейки. Измерение длины. Познакомить с различными видами линий: прямая, кривая, ломаная, замкнутая. Рассказывание сказки о веревочке.
3.2. Луч и отрезок.(30 мин)
Понятие о луче и отрезке. Чем похожи и чем отличаются. Проведение лучей и отрезков при помощи линейки. Измерение длины.
3.3. Спираль и геометрические аналогии(30 мин)
Игра с проволокой. Изменение ее формы. Рассказ про улитку и лестницу, цветы и солнце. Понятие о спирали. Рассматривание иллюстраций.
3.4.1.Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус.(30 мин)
Повторение названий объемных тел. Измерение длины сторон куба и его площади.
3.4.2.Объемные тела: шар, сфера, куб, цилиндр, призма, пирамида, конус.(30 мин)
Повторение названий объемных тел. Измерение длины сторон куба и его площади.
3.5. Многоугольники.(30 мин)
Дать понятие о многоугольниках. Составление детьми истории про многоугольники. Классификация фигур по количеству углов. Измерение длины сторон у трапеции, ромба, параллелограмма, пятиугольника, шестиугольника, восьмиугольника. Рисование в тетрадях многоугольников, с заданным количеством углов.
4. Ориентировка в пространстве (6 занятий - 3 часа)
4.1.1. Ориентировка на плане, схеме, карте.(30 мин)
Познакомить с планом, схемой и картой. Показать отличия. История про сокровища. Самостоятельное составление плана групповой комнаты.
4.1.2. Закрепление ориентировки на плане, схеме, карте. (30 мин)
Самостоятельное составление плана комнаты и схемы постройки корабля. Решение проблемной ситуации «Найдите спрятанный клад».
4.2.1.Составление карты «Острова Математики»(30 мин)
Закрепление ориентировки на листе бумаги. Решение проблемной ситуации.
4.2.2. Составление карты «Острова Математики»(30мин)
Закрепление ориентировки на листе бумаги. Решение проблемной ситуации.
4.3.1. Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант.(30 мин)
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать графические навыки. Зрительный диктант с опорой на образец.
4.3.2. Ориентировка на листе бумаги. Зрительный диктант. (30 мин)
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Зрительный диктант под диктовку.
5. Ориентировка во времени (8 занятий – 4 часа)
5.1.1. Измерение времени. Часы.(30мин)
Рассматривание разных видов часов. Чем похожи и чем отличаются. Измерение времени. Знакомство с понятиями 1минута, 5 минут, 10 минут, 20 минут, 30 минут, 60 минут – 1 час. Самостоятельное измерение времени, необходимое для выполнения задания.
5.1.2. Измерение времени. Часы.(30 мин)
Знакомство с режимом дня группы (8.30 – зарядка; 9.00 – занятие; 11.00 – выход на прогулку; 12.45 – обед; 15.00 – подъем, после дневного сна). Составление и решение задач.
5.2. Шкала времени: от первобытного человека до наших дней. (30 мин)
Закрепить понятие – ось времени. Заполнение настенного пособия «Ось времени» картинками. Придумывание историй на тему: «От первобытного человека до наших дней».
5.3. Солнечные часы. Песочные часы. Измерение времени по песочным часам.(30 мин)
Знакомство с разными видами измерения времени. История создания солнечных и песочных часов. Песочные часы на разное количество минут. Измерение времени по песочным часам.
5.4.1. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени. (30 мин)
История про гнома-часовщика. Решение проблемных ситуаций.
5.4.2. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени.(30 мин)
Решение проблемных ситуаций. Составление и решение задач.
5.4.3. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени.(30 мин)
Решение проблемных ситуаций. Составление и решение задач.
5.4.4. Как не опоздать в школу. Самостоятельное измерение времени.(30 мин)
Решение проблемных ситуаций. Составление и решение задач.
Критерии, показатели результативности реализации программы и уровни освоенности детьми программы
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программы.
Критерии и показатели диагностики
Критерии |
Показатели |
Способы и методы оценки образовательных эффектов |
Личностные умения, навыки способы действия |
- внутренняя позиции воспитанника на основе положительного отношения к обучению; - положительная мотивация и познавательный интерес к изучению математики; - формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; - умение признавать собственные ошибки; - следование в поведении социальным нормам; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях; - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - восприятие математики как части общечеловеческой культуры. |
Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа |
Метапредметные умения, навыки способы действия |
Познавательные - использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения задач; - первые навыки в выделении существенного и несущественного в задаче; - первые навыки в моделировании условия задач; - навыки в установлении закономерности и использовании их при выполнении заданий (продолжить ряд, составлять равенства) первые навыки конструирования геометрических фигур из заданных частей; - навыки нахождения нужной информации в учебнике; - понимать информацию, представленную в виде схемы, таблицы. Регулятивные - начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; - следовать при выполнении заданий инструкциям педагога, описывающим стандартные действия; - учатся применять изученные правила при выполнении учебных заданий; - первые навыки в сопоставлении результатов собственной деятельности с оценкой её товарищами, педагогом. Коммуникативные - первые навыки сотрудничества с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, обсуждать совместное решение, учитывать мнение партнера, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - задавать вопросы с целью получения нужной информации; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Наблюдение, проведение тестирования, опрос, решение проблемной ситуации, беседа |
Планируемые результаты освоения Программы
№ |
Наименование раздела |
Высокий уровень достижения детьми планируемых результатов |
Средний уровень достижения детьми планируемых результатов |
Низкий уровень достижения детьми планируемых результатов |
1 |
Величина |
- Ориентироваться в мерах величин: мера длины, мера площади, мера объема, мера веса, мера времени, мера жидкостей. |
- Знать различные единицы измерения и величины, которые в них измеряются; - определять путем измерения длину, вес, температуру, объем, время. |
- Уметь ориентироваться в частях целого; знать их названия (половина, четверть); - уметь сравнивать величины на основе измерения; - знать инструменты для измерения разных величин. |
2 |
Количество и счет |
- Считать наизусть в пределах100; - считать десятками в пределах 1000; - Познакомить с арифметическими действиями умножения и деления. |
- Считать наизусть в пределах100; - считать десятками в пределах 1000; - понимать и правильно употреблять понятия «больше», «меньше», «равно»; - понимать и пользоваться знаками <, >, =, -, +, :, х. |
- Считать наизусть в пределах 100; - отсчитывать и пересчитывать в пределах 20; знать состав чисел второго десятка; - знать правила чтения и записи двузначных чисел; ориентироваться в дробных числах; - иметь представление об отрицательных числах; - записывать и понимать примеры. |
3 |
Форма |
- Различать и правильно называть: тетраэдр, октаэдр; ломаная, волнистая, пунктирная, замкнутая, незамкнутая линии. |
- Учить детей представлять себе геометрические фигуры, их расположение в пространстве. - Различать и правильно называть: сфера, параллелепипед, тор; горизонтальная, наклонная, вертикальная линии. |
- Различать и правильно называть: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида; прямая и кривая линии; спираль; луч и отрезок; виды многоугольников. |
4 |
Ориентировка в пространстве |
- Уметь самостоятельно читать топографические карты и выполнять задания, используя план и карту. |
- Уметь самостоятельно составить и использовать в деятельности план, схему, карту. |
- Уметь ориентироваться на ограниченной поверхности, отражать в речи пространственное расположение предмета; - ориентироваться в плане, схеме, карте. |
5 |
Ориентировка во времени |
- Уметь определять длительность (15, 25, 40, 45, 50, 55 минут, 1,5 – 2 часа), по часам разного вида. |
- Уметь определять длительность (15, 25, 40, 45, 50, 55 минут, 1,5 – 2 часа), по часам разного вида. |
- Уметь определять длительность (1, 5, 10, 15, 20, 30 минут, 1 – 1,5 часа), по часам. |
Диагностический инструментарий
Методы диагностики
- наблюдение;
- решение проблемной ситуации;
- беседа.
Форма проведения:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Оформление диагностики
Заполнение таблицы педагогической диагностики (карты наблюдений) дважды в год (Приложение 1, 2). В начале учебного года по результатам диагностики определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых потребностей, низкому – зона риска. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Информационно-методическое обеспечение
Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений [Текст]: Методическое пособие / Н. А. Арапова-Пискарева. – М.:Мозаика-Синтез, 2010 . – 150 с.
Баряева, Л. Б. Игры и логические упражнения с цифрами [Текст] / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. - СПб.: КАРО, 2007. – 150 с.
Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. — СПб.: КАРО, 2007 .- 160 с.
Денисова, Д. Математика для дошкольников [Текст] : подготовительная к школе группа / Д. Денисова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 . – 36 с.
Касаткина, Е. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] : уч.- метод.пособие / Е. И. Касаткина, И. А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 96 с.
Михайлова, З. А. Игровые задачи для дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб., 2010. – 106 с.
«От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] : планы занятий / И. А. Помораева. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010. – 64 с.
Пушков, А. Задачи на действия с числами в пределах 100 [Текст] : учебное пособие / А. Пушков. - М.: «Кузьма, Букмастер», 2013.-16с.
Пушков, А. Упражнения для тренировки навыков счета от 0 до 100 [Текст] : учебное пособие / А. Пушков. - М.: «Кузьма, Букмастер», 2015.-16с.
Пушков, А. Упражнения для тренировки навыков умножения и деления [Текст] : учебное пособие / А. Пушков. - М.: «Кузьма, Букмастер», 2015.-16с.
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : под редакцией Л. Парамоновой. — М.: Олма Медиа Групп, 2014. – 512 с.
Шахова, А. Учимся определять время. Минуты [Текст] : учебное пособие / А. Шахова. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015. - 84с.
Шахова, А. Учимся определять время. Час и полчаса [Текст] : учебное пособие / А. Шахова. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2015. - 84с.
Шахова, А. Сложение [Текст] : учебное пособие / А. Шахова. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 96с.
Шахова, А. Вычитание [Текст] : учебное пособие / А. Шахова. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2016. - 94с.
Приложение 1
Карта наблюдения
Что изучается? |
Дидактические игры, упражнения, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
|
Знания о составе числа второго десятка (из отдельных единиц) |
Дидактическое упражнение «Что будет, если…» |
Задание: подумай и дай правильный ответ: К 19 прибавить 1? Что будет если сложить два десятка? (Получится число 20.) А если сложить 1 десяток и 5 единиц? (Число 15.) |
3 балла– ребенок знает состав чисел второго десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число второго десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. 2 балла– ребенок знает состав чисел второго десятка (из отдельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касающихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду. 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий |
|
Знания о цифрах от 0 до 20; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в два действие и пользоваться арифметическими знаками действий |
Арифметические задачи (2-3). Материал: цифры от 0 до 20, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки |
Задания: Рассмотри картинки (ваза с десятью тюльпанами и ваза с тремя розами) и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи. Покажи картинку, где изображено |
3 балла – ребенок самостоятельно составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков. 2 балла– ребенок составляет условия задач с помощью взрослого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»). 1 балл– ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не понимает значения арифметических знаков |
|
Знания о месяцах и последовательности дней недели |
1. Дидактическая игра 2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» |
Задания: 1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? |
3 балла – ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только текущий месяц, но и все остальные. 2 балла– ребенок знает последовательность дней недели, затрудняется в выкладывании дней недели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц. 1 балл– ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов |
|
Умение назы соотносить цифру и количество предметов |
Дидактическая игра цифрами 0,3, 5, 8,10, 13. 15, 18. 20 |
Задания: Посчитай в пределах 100 в прямом и в пределах 20 в обратном порядке. Посмотри на цифры, написанные на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет |
3 балла– ребенок безошибочно считает в прямом до 100 и обратном порядке до 20, правильно выполняет задание 2. 1 балл – ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 20, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2 |
|
Умение делить круг, квадрат, на две и четыре (восемь)равные части |
Дидактическая игра «День рождения Винни – Пуха». Материал:3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну |
Задание: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре (восемь) равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого? |
3 балла– ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре (восемь) равные части и объясняет, что часть меньше целого. 2 балла – ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части. 1 балл– ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое» |
|
Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 20. Пользоваться порядковыми и количественными числительными |
Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал:15 (18) разных мелких игрушек |
Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их. Посчитай все игрушки. Сколько всего игрушек? |
3 балла– ребенок не допустил ни одной ошибки. 2 балла– ребенок ошибается в порядковых числительных. 1 балл– ребенок допускает большое количество ошибок |
|
Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки |
Дидактическое упражнение «Дорожки». Материал:три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка |
Задание: рассмотри дорожки. Как ты думаешь, какая из этих до |
3 балла– при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод. 2 балла– при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно. 1 балл– ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой |
|
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку |
Игра «Волшебная точка». Материалы:лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш |
Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево |
3 балла– ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла– ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо). 1 балл– ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок |
Высокий уровень – 20-24 балла; средний уровень- 13-19 баллов; низкий уровень- 8-12 баллов.
Приложение 2
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Величина |
Количество и счет |
Форма |
Ориентировка в пространстве |
Ориентировка во времени |
Итого |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
Конец |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
в |
с |
н |
||||||||||||||||||
Начало – начало года
Конец – конец года
В – высокий уровень
С – средний уровень
Н – низкий уровень