12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрузская Людмила Геннадьевна47
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Тема: Уши. Уход за ушами.

Цели:1. Дать детям элементарные знания об органах слуха.

2.Развивать у детей слуховое восприятие через опытно- экспериментальную деятельность.

3.Воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать массаж ушной раковины.

Словарная работа: звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди», голосовые связки.

 

Оборудование: морские ракушки, корзина, игрушка Чебурашка,

листы бумаги, сказка «Три медведя», зелёный и красный

сигналы светофора, памятки «Чтобы сберечь органы слуха»,

шапочка Доктора Айболита, презентация.

 

Ход занятия.

I.Введение в тему.

Ребята, угадайте, кто это? «У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»( Чебурашка).

У Чебурашки спросили:

- У тебя такие красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка:

- Я не знаю…

- Для чего они тебе?

Чебурашка:

- Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы детей).

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Предлагаю поиграть ещё в одну игру.

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете «Я» или молчите.

-Кто любит шоколад?

-Кто любит мармелад?

-Кто любит груши?

-Кто не моет уши?

-Кто любит гранат?

-Кто любит виноград?

-Кто любит уроки?

- Кто не моет руки?

II. Беседа по теме.

(2 слайд) Диалог.

Прослушайте диалог в исполнении Саши Траутвейна и Гели Кучмистовой)

Вспомним, что такое диалог?(ответ детей)

- Здравствуй, Катерина!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние.

- Ничего себе вышла беседа.

- Авось распродам до обеда.

Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха — уши.

Сегодня узна­ем подробнее об органах слуха.

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (дети задают вопросы)

Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным поймать
добычу, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух
«самый-самый» - трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.

Слух — большая ценность для человека.

(3 слайд) Проведение опытов.

Опыт 1

Заткните уши .Что произошло?

Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. С помощью орга­нов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание
ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Опыт 2.

Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как по-разному может звучать наш голос.

В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному.( Показывается иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

Опыт 3.

У уха есть враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я покажу зеленый цвет, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я покажу красный сигнал светофора. Готовы шалить? Начали! (зелёный сигнал). Пока дети шумят, учитель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши», «любят», «тишину». По сигналу красного сигнала игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину»! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте: вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели). Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

 

(4слайд) Строение уха.

Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два»? (пара). Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей). Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина». Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек»). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая плёночка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми). Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. …

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

От среднего уха проходит тонкий канал в носоглотку. Он называется евстахиевой трубой по имени итальянского ученого Бартоломео Евстахиа, который открыл этот канал. Через евстахиеву трубу полость среднего уха соединяется с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает по евстахиевой трубе из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.

(5 слайд) Это интересно!

Самые чувствительные уши у летучей мыши. Если человеческое ухо может воспринимать колебания в пределах от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду, то у летучих мышей - около 1 млн. в секунду, но оказывается, уши — не только орган слуха.

(6 слайд) Точки.

На ушной раковине находится много то­чек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми нашими органа­ми (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо делать массаж ушных раковин.

(7слайд) Оздоровительная минутка.

Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху.

(Массаж ушей — учитель показывает, а все дети растирают уши)
Повторение слов: .

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Молодцы! Растирание ушных раковин и пальцев рук активизирует все системы организма.

К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить: беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос», значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила.

(8 слайд) Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

Защищать уши от сильного шума.

Защищать уши от ветра.

Не ковырять в ушах.

Не сморкаться сильно.

Не допускать попадания воды в уши.

Если уши заболели, обратиться к врачу.

Правильно чистить уши.

Мыть уши каждый день.

Каждое утро разминать ушную раковину.

( Дети получают памятки «Чтобы сберечь органы слуха»)

Послушайте сказку «Кузнечик-музыкант». Автор В.Сухомлинский.(звучит музыка)

В зелёном просе живёт Кузнечик. Днём он прячется от жары. А как только зайдёт Солнышко, вылезает на зелёный стебель проса. Вылезет, сядет на зелёный листок. Настраивает свою скрипку. Кузнечик - ой и музыкант же! У него певучая скрипочка. Прикоснётся к ней Кузнечик смычком. Звенит удивительная музыка. Слушают зайчики и лисята. Слушает вся степь.

- Чему радуются зайчики и лисята, когда слушают музыку кузнечика?

- Чему больше всего радуетесь вы, когда слушаете музыку?

 

 

Сценка «Как нам быть?» (Роль доктора исполнил Казанцев Данил)

- Доктор, доктор, как нам быть? Уши мыть или не мыть?

Отвечает доктор гневно:

- Ежедневно, ежедневно!

III.(9 слайд) Рефлексия.

- Для чего нужны уши?

- Почему их надо беречь?

 

 

Использованная литература:

Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», М. «ВАКО», 2005.

2.П.Л.Симкина «Уроки здоровья», М. «Амрита – Русь», 2009.

3. Газета «Школьные игры и конкурсы» №8 2009.

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.