Методические рекомендации «Условия активизации учебных мотивов»

1
0
Материал опубликован 28 February 2023

МОИ МОТИВИРОВАННЫЕ УЧЕНИКИ

Сила ветра может быть преобразована в движение жерновов мельницы, в стремительный ход парусника. Точно так же природная, присущая человеку (ребенку) естественная мотивация может быть преобразована в повышение качества работы (в том числе учебной).

Механизмы создания высокой мотивации действуют для человека вообще, поэтому, говоря о способах активизации учебных мотивов у детей, уместно провести аналогию с тем, что является побудительной силой к выполнению работы взрослым человеком. Лучше всею проводить аналогию с самим собой: что лично для меня является побудительной силой для улучшения качества моей работы.

Проблема мотивации вот уже много лет остается одной из самых дискуссионных в психологической науке. Выделяют мотивацию внешнюю и внутреннюю. Внешняя определяется всевозможными стимулами и приманками извне. Внутренняя продиктована присущими нам особенностями нашей натуры.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт в области психологии мотивов, можно выделить следующие побудительные причины для осуществления человеком какой-либо деятельности: физиологические, потребность в защищенности от опасности, потребность в добрых отношениях, честолюбивые потребности, потребность реализовать свой потенциал, стремление к власти, стремление к независимости, потребность в познании, в новых впечатлениях, идеалы, убеждения, привычки, подражание и др.

Упражнение «Самый немотивированный ученик»

Цель: осознание эффекта самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который казался вам наименее мотивированным к учебе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.

Шкалы мотивации.


Несимпатичный

-1

0

+1

Симпатичный

Злой

-1

0

+1

Добрый

Безответственный

-1

0

+1

Обязательный

Глупый

-1

0

+1

Умный

Равнодушный

-1

0

+1

Отзывчивый

Невнимательный

-1

0

+1

Собранный

Безвольный

-1

0

+1

Целеустремленный

Невоспитанный

-1

0

+1

Воспитанный

Ничем

не интересующийся

-1

0

+1

Увлеченный

Неудачливый

-1

0

+1

Успешный


Теперь выполните те же действия относительно ученика, который казался вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал. Суммируйте все баллы отдельно для каждого ученика. Поднимите, пожалуйста, руки, у кого мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов?

На неуспешных в учебе учениках мы в какой-то мере ставим крест. В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» — включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представление же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством. Если исходит из теории МакГрегора, если вы относитесь к людям как к ленивым и нуждающимся в управлении, они начинают соответствовать вашим ожиданиям. Ленивого сотрудника нужно заставлять работать; позитивный подход стимулирует появление инициативы у работников.

Предубеждение по отношению к человеку выражается в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением. В одном исследовании выбрали и протестировали детей с примерно равным уровнем интеллекта, а затем их разделили на две группы. Учителю, который взял первую группу, сказали, что у него очень сильные ученики. Учителю, который взял другую группу, сказали, что его группа сформирована из отстающих учеников. При повторном тестировании уровня интеллекта первая группа была успешнее второй в среднем на 20 пунктов.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который лишь подтвержден экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно.

Упражнение «Самоисполняющееся пророчество»

Цель: получить опыт преобразования самоисполняющихся предсказаний.

Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму.

Напишите имя ученика, которого вы оценили сейчас, как не желающего учиться.

Забудьте все предубеждения относительно него, будто бы вы его совсем не знаете.

Составьте для себя желаемое представление о нем. Каким бы вы хотели его видеть? Пусть ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своем воображении.

Запишите, каким вы видите новый образ. К чему он стремится? Что его мотивирует?

А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.

Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента.


Самооценка степени готовности педагога

к созданию условий для активизации учебных мотивов у детей.

Подводя итоги, в общем виде обозначим возможные условия, при которых активизируются учебные мотивы у детей. Перечень может быть дополнен, примем в таком виде для определенности.

Оцените, пожалуйста, степень вашей готовности к использованию данных стратегий при помощи условных знаков:

«+» - выражено в моей деятельности, использую или буду использовать в работе;

«-» - не выражено в моей деятельности, не буду использовать в работе.

Обработка результатов. Суммируйте количество плюсов. Оцените степень своей готовности к созданию условий для высокой учебной мотивации детей (примерно):

4 балла и менее низкий уровень;

от 5 до 7 баллов средний уровень;

8 баллов и более — высокий уровень.

Условия активизации учебных мотивов у детей

1.Атмосфера, предполагающая свободу самовыражения детей (с соблюдением дисциплинарных норм). Предоставление свободы выбора видов деятельности, способов выполнения заданий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, когда ученик испытывает «чувство хозяина», что, в свою очередь, повышает чувство ответственности за свои действия.

2.Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных норм. Учитель вместе с учеником устанавливают нормы, соответствующие возможностям ученика. достижения ученика сравниваются не с результатами других детей, а с ею собственными неудачами и успехами. В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.

3.Гибкая система оценивания. Использование отметки, оценивающих приемов для информирования ученика об уровне его компетентности с обоснованием критериев оценки. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием. Отметка может быть выставлена по желанию ученика. Возможность получения отметки не за единичный ответ, а за серию ответов в течение урока (что может побуждать ученика следить за ходом урока, прилагать усилия к получению отметки).

4.Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.

5.Использование помогающих приемов в обучении (связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, переформулировка научных терминов, выделение сути, создание ассоциативного ряда, превращение правил в стихи и др). Зачастую у детей с низкой мотивацией обучения отмечается невысокий уровень интеллектуального развития. Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.

6.Построение урока таким образом, ‘чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции (разнообразие видов деятельности с учетом всех каналов восприятия: «вижу – слышу - чувствую», поиск решения проблемы, избегание монотонности, удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, обучающие игры для старшеклассников и др.)

7.Связь изучаемого предмета с жизнью. Понимание учеником того, где это знание пригодится в жизни, создает почву для желания учиться. Можно предложить детям самим найти те области, где им пригодится то или иное знание: они могут найти такое, что для нас не было очевидно.

8.Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, пониманию личного вклада. Задействованы механизмы, побуждающие к ответственности (возможная форма — «Экран классных достижений» с ориентацией на индивидуальные стандарты достижений).

9.Сознательное использование механизма «самоисполняющегося пророчества»: позитивные установки относительно «слабых» и «трудных» учеников, программирование положительных изменений.

10.Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности, удовлетворенность от нее являются важными мотивирующими факторами учебной деятельности ученика.

11.Другое (укажите другой способ повышения учебной мотивации)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.