Конспект урока по русскому языку «Устаревшие слова» (6 класс)

0
0
Материал опубликован 17 December 2015

Тема: Устаревшие слова.

Цель: 1)дать понятие устаревших слов, ввести термины «архаизмы» и «историзмы»; 2) способствовать формированию умения отличать архаизмы и историзмы; 3) совершенствовать умение работать с этимологическим и толковыми словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

Ход урока.

1 Словарный диктант упр. 703 + карточки.

2 Повторение изученного: Какие слова называют общеупотребительными? Кем используются слова ограниченного употребления? Что такое диалектизмы? профессионализмы? Приведите примеры диалектизмов и профессионализмов?

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.

Тема нашего урока «Устаревшие слова » (слайд 1)

Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? (слайд 2)

С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов (слайд 3)

Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы (слайд 4)

1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи (слайд 5)

Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вы­шли из употребления).

Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).

2. Почему слова вышли из употребления? (слайды 6-7)

Обобщение учителя.

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, пред­мет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потреб­ность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозна­чавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 9-10)

Существуют и специальные словари устаревших слов (слайды 11)

4. Закрепление нового материала.

Найди лишнее слово (слайды 12-15)

Выпишите слова в два столбика (слайд 16)

«историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

Какое слово является устаревшим? (слайды 17-19) Закрепление.А) упр. 704 (у);

Б) упр. 706;

В) упр. 710;

5. Рефлексия. Какие слова называются устаревшими? Что такое «историзмы»? «архаизмы»?

6. Д/з. параграф 50, упр.712 (2).

Вариант- 1

1.Определите слово по его значению, запишите это слово:

А) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;

Б) слова, имеющие несколько лексических значений.

2. Расположите синонимы в порядке усиления признака:

Отважный, храбрый, смелый.

3. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

Образец. Рис—это злаковое растение.

Штора, осока, викторина, глыба.

Материал для справок.

Многолетняя болотная трава. Игра в вопросы и ответы. Большой обломок твёрдого вещества. Оконная занавеска.

4. Запишите антонимы к словам:

Рано, далёкий, весёлый, добрый, день.

5. Запишите синонимы к слову говорить.

6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Особенно х…р..шо в бесе…ке в тихие, осенние ночи, когда в саду шумит вполго…оса неторопливый осенний дож…ь. Пр…хладный воздух едва к…чает языки свечи.

На ра(с,сс веете) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В туман.. пад…ют листья. (К.Паустовский.)

Определите тему, основную мысль текста.

- Дайте лексическое толкование слову беседка .Какое оно по лексическому значению? (однозначное или многозначное)

- Можно ли однозначным назвать слово язык ?

Дайте толкование этому слову.

Вариант- 2

1. Определите слово по его значению, запишите это слово:

А) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;

Б) словарный состав языка.

2.Расположите синонимы в порядке усиления признака:

Холод, стужа, мороз.

3. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.

Образец. Рис—это злаковое растение.

 Арена, кокон, грелка, деликатес.

Материал для справок.

Изысканное кушанье. Прибор для согревания. Цирковой манеж. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.

4. Запишите антонимы к словам:

Утро, длинный, умный, день, маленький.

5.Запишите синонимы к слову смеяться.

6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.

Особенно х…р..шо в бесе…ке в тихие, осенние ночи, когда в саду шумит вполго…оса неторопливый осенний дож…ь. Пр…хладный воздух едва к…чает языки свечи.

На ра(с,сс веете) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В туман.. пад…ют листья. (К.Паустовский.)

Определите тему, основную мысль текста.

- Дайте лексическое толкование слову беседка .Какое оно по лексическому значению? (однозначное или многозначное)

- Можно ли однозначным назвать слово язык ?

Дайте толкование этому слову.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.