Конспект урока по русскому языку «Устаревшие слова» (6 класс)
Тема: Устаревшие слова.
Цель: 1)дать понятие устаревших слов, ввести термины «архаизмы» и «историзмы»; 2) способствовать формированию умения отличать архаизмы и историзмы; 3) совершенствовать умение работать с этимологическим и толковыми словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.
Ход урока.
1 Словарный диктант упр. 703 + карточки.
2 Повторение изученного: Какие слова называют общеупотребительными? Кем используются слова ограниченного употребления? Что такое диалектизмы? профессионализмы? Приведите примеры диалектизмов и профессионализмов?
3. Изучение нового материала.
Слово учителя.
─ Тема нашего урока «Устаревшие слова » (слайд 1)
─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? (слайд 2)
─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов (слайд 3)
─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы (слайд 4)
1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи (слайд 5)
─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).
─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?
─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).
2. Почему слова вышли из употребления? (слайды 6-7)
Обобщение учителя.
Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта, потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.
Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Например, в древнерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами (слайды 9-10)
Существуют и специальные словари устаревших слов (слайды 11)
4. Закрепление нового материала.
Найди лишнее слово (слайды 12-15)
Выпишите слова в два столбика (слайд 16)
«историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело,
глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,
ветрило, царица, крепостной.
Какое слово является устаревшим? (слайды 17-19) Закрепление.А) упр. 704 (у);
Б) упр. 706;
В) упр. 710;
5. Рефлексия. Какие слова называются устаревшими? Что такое «историзмы»? «архаизмы»?
6. Д/з. параграф 50, упр.712 (2).
Вариант- 1
1.Определите слово по его значению, запишите это слово:
А) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;
Б) слова, имеющие несколько лексических значений.
2. Расположите синонимы в порядке усиления признака:
Отважный, храбрый, смелый.
3. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.
Образец. Рис—это злаковое растение.
Штора, осока, викторина, глыба.
Материал для справок.
Многолетняя болотная трава. Игра в вопросы и ответы. Большой обломок твёрдого вещества. Оконная занавеска.
4. Запишите антонимы к словам:
Рано, далёкий, весёлый, добрый, день.
5. Запишите синонимы к слову говорить.
6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Особенно х…р..шо в бесе…ке в тихие, осенние ночи, когда в саду шумит вполго…оса неторопливый осенний дож…ь. Пр…хладный воздух едва к…чает языки свечи.
На ра(с,сс веете) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В туман.. пад…ют листья. (К.Паустовский.)
Определите тему, основную мысль текста.
- Дайте лексическое толкование слову беседка .Какое оно по лексическому значению? (однозначное или многозначное)
- Можно ли однозначным назвать слово язык ?
Дайте толкование этому слову.
Вариант- 2
1. Определите слово по его значению, запишите это слово:
А) слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением;
Б) словарный состав языка.
2.Расположите синонимы в порядке усиления признака:
Холод, стужа, мороз.
3. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.
Образец. Рис—это злаковое растение.
Арена, кокон, грелка, деликатес.
Материал для справок.
Изысканное кушанье. Прибор для согревания. Цирковой манеж. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
4. Запишите антонимы к словам:
Утро, длинный, умный, день, маленький.
5.Запишите синонимы к слову смеяться.
6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.
7. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст.
Особенно х…р..шо в бесе…ке в тихие, осенние ночи, когда в саду шумит вполго…оса неторопливый осенний дож…ь. Пр…хладный воздух едва к…чает языки свечи.
На ра(с,сс веете) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В туман.. пад…ют листья. (К.Паустовский.)
Определите тему, основную мысль текста.
- Дайте лексическое толкование слову беседка .Какое оно по лексическому значению? (однозначное или многозначное)
- Можно ли однозначным назвать слово язык ?
Дайте толкование этому слову.