Технологическая карта урока русского языка «Устаревшие слова» (6 класс)

16
6
Материал опубликован 8 July 2020 в группе
​​​​​​​
Технологическая карта
DOCX / 30.31 Кб

Устаревшие слова
PPTX / 498.61 Кб

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема

Устаревшие слова

Тип урока

комбинированный

Время реализации урока

45 мин

Цели урока

Образовательная:

1) дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов;

2) формировать навыки использования толкового словаря для определения значения устаревших слов.

Развивающая:

1) способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов;

2) развивать логическое и образное мышление.

Воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

1) знать определение понятий «историзмы», «архаизмы»; знать причины устаревания слов,

2) знать способ обозначения устаревших слов в толковом словаре,

3) понимать роль использования устаревших слов в текстах;

4) находить устаревшие слова в тексте, в толковом словаре; разграничивать историзмы и архаизмы.

Личностные:

1) осознание эстетическое ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку,

2) стремление к речевому самосовершенствованию,

3) стремление к развитию и обогащению словарного запаса.

Метапредметные:

1) свободно пользоваться толковым словарем, в том числе на электронном носителе;

2) способность определять цели предстоящей учебной деятельности и адекватно формулировать их в устной форме;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения устного высказывания;

4) способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, адекватно использовать мимику и жесты в процессе речевого общения.

Дидактическая структура урока

Мотивирование учебной деятельности – 1 мин

Актуализация знаний в учебном действии – 4 мин

Выявление места и причины затруднения – 2-3 мин

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднительной ситуации – 5-6 мин

Реализация построенного проекта – 4-5 мин

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 5-6 мин

Дальнейшая реализация построенного проекта – 4-5 мин

Самостоятельная работа с последующим проговариванием во внешней речи – 3-4 мин

Включение в систему знаний и повторение – 8-9 мин

Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин

Дополнительная информация

Для проведения урока требуется выход в интернет и доступ к приложению LearningApps.org

Размер мультимедиа компонента

500Кб

Вид мультимедиа компонента

Презентация с гиперссылками на приложение LearningApps.org

Ресурсы, оборудование и материалы

Приложение LearningApps.org

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.ру

http://pedsovet.su/load/387-1-0-53430

Компьютер, видеопроектор, смарт-доска, учебники и тетради по русскому языку

Список учебной и дополнительной литературы

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2017

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Приложение LearningApps.org

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.ру


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогические технологии: развивающее обучение, использование в обучении игровых методов, информационно-коммуникативные технологии

Проблемно-поисковые методы (исследовательский, частично-поисковый)

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Оргмомент

Мотивирование учащихся на учебную деятельность.

Собраться, настроиться на работу

Личностные:

Создание условий для возникновения у ребёнка внутренней потребности включиться в учебную деятельность, для самоопределения.

2.Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить уровень знаний учащихся о лексике и терминах данной науки.

Комментарий к дом.работе: повторить термины, записать в тетрадь со справочным материалом термины лексики с их значением и примерами.

Описание задания: кроссворд «Термины лексики» в приложении LearningApps.org

https://learningapps.org/display?v=p3sjk792319


Задача: закрепить знания о лексике.

Способ действия: коллективная работа

Предполагаемый результат: повтор понятий – омоним, синоним, антоним, диалектизм, профессионализм, омограф, неологизм, заимствованные.

Умение анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения


3.Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Создание учебной ситуации

Задача: вызвать у учащихся ситуацию интеллектуального затруднения для появления мотивации к познавательной деятельности

Описание задания: проанализировать речь учителя с точки зрения использования лексических единиц.

- Доброго дня вам, добры молодцы и красны девицы! А не пора ли нам, други мои, отправиться в мир слов русского языка и со всем раченьем приступить к изучению новой темы, токмо сначала скажите: всё ли понятно в моём приветствии?

Задача: понять значимость изучаемой темы

Способ действия: анализ речи, наблюдение





Предполагаемый результат:

Учащиеся назовут в речи учителя следующие слова: други, раченье, токмо. Предложат варианты значения данных слов.


Формирование интереса к новому

Выделение и формулирование познавательной цели

Выдвижение гипотез

4.Этап усвоения новых знаний. Работа с презентацией (ссылки на игры в презентации)

Задача: дать учащимся представление об историзмах и архаизмах, о причинах устаревания слов.

Описание задачи: слушание лингвистического текста с последующей самостоятельной формулировкой определения понятий «историзм» и «архаизм» и их записью

Учитель:

- Предположите, какова будет цель нашего урока.

Учитель обобщает полученные предположения и озвучивает тему и цель урока.

- О русском языке известный детский писатель Корней Чуковский сказал: «Живой как жизнь». Как вы думаете, что значат эти слова писателя?

- Действительно, в русском языке так же, как и в жизни человека, беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему слова устаревают?

- Исчезновение слова связано с исчезновением самого предмета. Такие устаревшие слова называются историзмами.

Задание: выполнить упражнение в приложении LearningApps.org по определению значения историзмов.

Задание: с 2 словами-историзмами составить предложение.







- Другая группа устаревших слов называется архаизмами. Эти слова перестают употребляться в речи, потому что место этого слова занимает другое с тем же лексическим значением, например, ланиты – щёки, перст – палец, око, очи – глаз, глаза.

- Но эти слова могут оставлять после себя слова, которые образовались от данных слов.

Задание. Подберите однокоренные слова к архаизмам: очи, перст, рыбарь, живот.

Задача: через анализ информации, содержащейся в речи учителя, получить первое представление об устаревших словах, их делении на типы

Способ действия: индивидуальная работа с лингвистическим текстом и совместная работа по формулировке определений.

Учащиеся высказывают предположения, формулируют цель урока




Умение определять цель предстоящей учебной деятельности

Умение работать с лингвистическим текстом

Умение выделять область нового

Умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей


Учащиеся высказывают предположения











Учащиеся высказывают предположения.



Самостоятельная формулировка понятия «историзмы» с последующей записью в тетради

Предполагаемый результат: учащиеся определили значение слов: алебарда, челобитчик, воевода, поместье, дворяне, кольчуга, камзол, светец, бурлак, конка, лавка; составили 2 предложения, правильно употребив данные слова в речи





Самостоятельная формулировка понятия «архаизмы» с последующей записью в тетради













Описание работы: самостоятельная

Предполагаемый результат: очи – очки, перст – перстень, перчатка, рыбарь – рыбак, живот – жизнь.

Творческая физкультминутка на координацию и психологическую разгрузку

Чело – лоб;

Скрания – виски;

Очи – глаза;

Ланиты – щеки;

Уста – губы;

Выя – шея;

Рамена – плечи;

Перси – грудь;

Чрево – живот;

Десница – правая рука;

Шуйца – левая рука;

Длань – ладонь;

Перст – палец.

Во время игры учитель называет части тела человека, используя устаревшие слова. Дети стараются быстро показать на своем теле то, что было названо. Слова можно повторять по кругу несколько раз, пока дети не запомнят значение новых слов. Вместо учителя произносить слова может ученик.


5. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоено или нет учащимися содержание новых понятий, устранить обнаруженные проблемы

Описание задания: для выполнения задания учащиеся делятся на группы по 3-4 человека (объединяются по рядом стоящим партам) для выполнения работы над текстом.

На партах учащихся карточки с текстом.

Задание: найти и подчеркнуть устаревшие слова, объяснить их значение с последующим представлением результатов проделанной работы.

Текст 1.

Мы раньше всегда перед выходом во двор кафтан одевали, а сапоги сафьяновые за углом хранили, берегли. Загорятся очи черные да из уст мороз треснет. До того мы мёрзли ,что перст хрустел ,а чело синело..Жизнь тогда была...

Текст 2.

Долгое время изба освещалась лучиной. От поленца отщипывались тонкие щепки – лучинки. Они вставлялись в специальные подставки – светцы – и поджигались.

Текст 3.

Прялка нужна, чтобы превратить лён или шерсть в нить. Она состоит из донца и гребня. На гребне укрепляется кудель – ком льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, а правой – вращает веретено.

Задание: распределить устаревшие слова по группам (выполнение упражнения в приложении LearningApps.org ) с обращением к справочно-информационному порталу Грамота.ру для поиска значений слов



Задание: распределить слова на группы: историзмы и архаизмы (выполнение упражнения в приложении LearningApps.org ) с обращением к справочно-информационному порталу Грамота.ру для поиска значений слов

Задача: проверить. Насколько усвоен теоретический материал об устаревших словах, оценить себя и своих одноклассников.

Способ действия: работа в группе













Предполагаемый результат:

Текст 1 – кафтан, сафьяновые, уста, перст, чело.









Текст 2 – лучина, поленце, светец.









Текст 3 – прялка, донец, гребень, кудель, веретено.















Предполагаемый результат: в ходе работы учащиеся распределяют слова по группам в зависимости от принадлежности устаревшего слова к определенной профессии

Кузнец – мазница, забрало, кольчуга, колчан

Гончар – корчага, подойник, ендова, жбан

Портной – понёва, кафтан, кушак, аршин

Плотник – розвальни, кадка, лыко, пенька

Предполагаемый результат: историзмы – барин, холоп, кольчуга, буденовец, алебарда, алтын, армяк, боливар, бурса; архаизмы – чело, око, выя, ланиты, зело, десница, жерло, перст, зерцало, уста, врата, древо, нагой, нега, глас, лепота

Поиск нужной информации

Осознанное построение речевого высказывания

Ведение диалога

Распределение ролей

Личностные:

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях






6. Этап рефлексии и подведения итогов

Задача: дать учащимся возможность для оценки полученных результатов

Описание задания: вопросы учителя

- Насколько сложно было работать на уроке?

- Что нового узнали во время урока?

- Как вы оцените своё участие в работе на уроке?

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действия: коллективное обсуждение

Предполагаемый результат: учащиеся отвечают, аргументируя свою точку зрения

Построение выводов

Осознание своих возможностей

Умение оценивать собственную деятельность

7. Этап информирования учащихся о домашнем задании

Задача: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока

Описание задания:

Составить 5 предложений с использованием устаревших слов

Составить текст – описание лица человека с использованием устаревших слов.

Учитель по окончании работы дает оценку деятельности учащихся.

Задача: научиться осознанно читать задания

Способ действия: индивидуальная работа

Предполагаемый результат: учащиеся читают задание, в случае затруднения задают вопросы.

Умение работать с информацией



Приложение

Текст 1.

Мы раньше всегда перед выходом во двор кафтан одевали, а сапоги сафьяновые за углом хранили, берегли. Загорятся очи черные да из уст мороз треснет. До того мы мёрзли, что перст хрустел ,а чело синело..Жизнь тогда была...

Текст 2.

Долгое время изба освещалась лучиной. От поленца отщипывались тонкие щепки – лучинки. Они вставлялись в специальные подставки – светцы – и поджигались.

Текст 3.

Прялка нужна, чтобы превратить лён или шерсть в нить. Она состоит из донца и гребня. На гребне укрепляется кудель – ком льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, а правой – вращает веретено.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересно!

8 July 2020

Оксана Владимировна! Спасибо за познавательный материал!

8 July 2020

Буду рада, если воспользуетесь

9 July 2020

Оксана Владимировна, поздравляю с призовым местом в конкурсе на лучший урок месяца!

10 July 2020

Спасибо, очень приятно!

11 July 2020

Похожие публикации