12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Михайловна4118
Россия
29

Конспект урока русского языка в 5 классе «О чем рассказывают устаревшие слова»



Новожилова Анна Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ "Средняя школа №59"

О чем рассказывают устаревшие слова

Конспект урока русского языка в 5 классе

(урок открытия  новых знаний)

Тема урока:

О чём рассказывают устаревшие слова

Учебник, класс

Учебник по русскому языку под ред. М.М. Разумовской, 5 класс

Место урока в системе уроков по данной теме:

вводный урок по теме "О чём рассказывают устаревшие слова"

Тип урока

урок объяснения нового материала

Технология

ТРКМЧП

Формы работы на уроке

индивидуальная и групповая

Домашнее задание

выучить теорию по теме, с.120-121, с.122 упр.337

Цели урока:

 

Личностные:

Проявлять доброжелательное отношение к другому человеку, высказать своё мнение, совершенствовать свою речь, развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений

Метапредметные

Определять понятия, классифицировать их; организовывать совместную деятельность со сверстниками; аргументировать своё мнение, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию

Предметные:

Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), опознавать устаревшие слова, объяснять их, уметь сопоставлять смешиваемые орфографические явления, развивать умения связно излагать мысли, проговаривать вслух последовательности производимых действий, извлекать новую информацию, преобразовывать и применять её


Презентация к уроку
PPTX / 457.07 Кб

Кафтан
JPG / 22.15 Кб

Коромысло
JPG / 8.64 Кб

Лапти
JPG / 103.15 Кб

Инсерт
DOCX / 10.16 Кб

Критерии оценивания
DOCX / 12.07 Кб

 

 

Ход урока


 

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку: у всех ли есть на партах учебники, тетради, письменные принадлежности и дневники.

I. Стадия вызова

2. Актуализация знаний. Повторение полученных знаний по теме "Лексика"

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море – море слов-

Купаться ежечасно. 


(Александр Александрович Шибаев)


 

- Как вы думаете, почему в четверостишии два раза повторяется слово "море"? Обратите внимание, в каких значениях оно употреблено? (прямое, переносное)


 

"Мозговой штурм" (выявляет уровень усвоения знаний)

- Ну что же сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по морю слов. А в каком разделе русского языка мы можем совершить это путешествие? (Лексикология/лексика)

- Что изучает лексикология?  (Слово и его лексическое значение)

- Если мы забудем определение термина, где мы можем его посмотреть? (в портфолио)

- Подберите однокоренные слова к слову "Лексикология"/"Лексика" (ЛЕКС - лексика, лексиколог, лексикон, лексический, лексема)

- На каких "островах" мы уже побывали в разделе "Лексика", с какими группами слов познакомились? (Многозначные и однозначные слова, слова синонимы, антонимы, омонимы , паронимы, заимствованные слова, профессиональные и диалектные слова)

- Молодцы! Вы уже знаете многие группы слов из раздела лексика, а вот интересно, сможете вы их найти в тексте? Давайте проверим.

- У каждого на парте лежат карточки с текстом. Познакомьтесь с их содержанием, прочитайте текст.

карточки

Мартовский свет ворвался в тёмную комнату. Он, как фокусник, в одно мгновение преобразил всё вокруг. Комната засверкала, засияла, заблестела. Даже огромный ларь, стоящий в углу, уже не казался таким мрачным.

- Какова тема текста? О чём говорится в тексте? (о свете, который ворвался в комнату)

- Какова главная мысль текста, какова его идея? (автор говорит, что свет, как фокусник, преображает всё вокруг)

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Давайте выпишем из текста слова, в которых подчёркнуты буквы, графически обозначим орфограммы.

- Когда свет появился, что стало с комнатой? (засверкала, засияла, заблестела)

- Как называются такие слова? (синонимы)

- Объясните постановку знаков препинания, составьте схему и запишите её в тетрадь.

- С кем автор сравнивает свет? (с фокусником)

- Посмотрите на буквенный состав слова, с какой буквы оно начинается?

- Что это означает? (что слово заимствованное)

- А что вы можете сказать про слово "свет"? (оно многозначное)

- Докажите. (Это может быть свет солнца, свет лампы, т.е обозначает место, откуда исходит освещение)

- А есть ли другое значение у слова свет? (Мир, вселенная; символ истины, разума, просвещённости)

- Какое значение имеет слово свет в тексте? (Солнечный свет). Какое слово нам подсказывает это? (Мартовский).

3. Создание проблемной ситуации. Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к новой теме.

- Что-то для вас осталось непонятным в тексте?

- Почему мы не можем до конца понять этот текст? (Есть непонятное слово-ларь)

- А, может быть, кто-то знает, что такое ларь? (Предположения детей)

- Что делать в том случае, если мы не знаем значения слова или сомневаемся? (Прочитать значение этого слова в словаре)

- Каком? (ответы обучающихся: толковом Даля, Ушакова, Ожегова)

Чтение статьи в словаре.

Ларь (устаревшее - ЕСТЬ ПОМЕТА) – большой деревянный ящик для хранения чего-нибудь. Мучной ларь.

- В ларяЯх хранили муку, зерно, овощи.

- Можете теперь сказать, почему вы затруднялись в определении значения этого слова?

(Слово устаревшее).

- Действительно в русском языке есть и такие слова - устаревшие.

- Для чего нам нужны такие слова? (Для понимания текстов художественной литературы)

- Какой же будет тема нашего урока? (Что такое устаревшие слова)

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Какую цель мы поставим? (Познакомиться с устаревшими словами)

- Что мы будем делать, чтобы достичь этой цели? (узнаем, какие слова называются устаревшими, какое значение в речи они имеют, зачем они нужны)

- Если мы выясним, что это за слова, мы сможем находить их в тексте? Значит, чему будем учиться? (Находить устаревшие слова и объяснять их значение)

- Итак, давайте ещё раз обозначим цели и задачи нашего урока.


 

Цель урока – познакомиться с устаревшими словами

Выяснить, какие слова называются устаревшими

Учиться находить устаревшие слова и объяснять их значение

Применять их в своей речи для создания атмосферы времени (стилизация)

 

- Запишите тему урока в тетрадь, пропустив строку после последней записи.


 

II. Стадия осмысления

4. Открытие "нового" знания

- Из словаря мы узнали, что слово "ларь" устаревшее. Может быть, само слово "устаревшее" нам уже подскажет что это значит этот термин?

(Устаревшее – старое, старинное, так говорили в старину)

- А сейчас, в повседневной жизни, в современном языке, мы употребляем это слово? (Нет/редко)

- Почему? Поднимите руки, у кого дома есть ларь? (Нет такого предмета)

- Что произошло с предметом? (Он исчез)

- А что произошло со словом? (Оно устарело)

- Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода какие-то предметы, явления. А слова, которые они обозначали, постепенно забываются, устаревают.

- А давайте проверим, правы ли мы.

- Откройте учебник на с.120. Прочитайте самостоятельно статью и сделайте соответствующие пометы (приём "Инсерт"):

"V" – знаю
"+" – новое для меня
"-" – я думал по-другому

"?" – мне это непонятно, нужны объяснения, уточнения

- Давайте проверим, что вы записали? Слушайте своих одноклассников внимательно, старайтесь не повторяться.

- Что нам уже известно? Начните свой ответ со слов "Я знал, что ..."

- Что для вас оказалось новым? начните свой ответ со слов "Новым для меня явилось ..." - - Что у вас вызвало затруднения? Начните свой ответ со слов "Я думал, что ..., а на самом деле ..."

- Что для вас оказалось непонятным? Начните свой ответ со слов "Мне непонятно..."

- Можем ли мы, прочитав теоретический материал учебника, сказать, какие слова называются устаревшими?

5. Первичное усвоение.

- Для закрепления этого материала выполним упражнение.

- Прочтите отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Найдите в нём устаревшие слова.

Слайд

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

А.С. Пушкин.

- Найдите в отрывке устаревшие слова. Обратите внимание на орфограмму в корне слова. Назовите её (-кибит-, -ям-, -облучок-, -тулуп-, -кушач-)

- Смогли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет)

- Почему? (Есть устаревшие слова)

- Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок)

- Объясните, почему они устаревшие? (Слова не употребляются в современной речи, потому что нет таких предметов)

- Предположите, какое лексическое значение могут иметь данные слова?

- Посмотрим на эти предметы.

Слайд

Кибитка, облучок.

Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.

Ямщик, тулуп, кушак.

 Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.

Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.

- Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы)

-Можете ли вы теперь лучше представить картину, которая описана в четверостишии?

- Прочитайте стихотворение ещё раз.

Слайд

Снега пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушачке.

А.С. Пушкин.

- Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре)

- В каком? (Толковом Ушакова, в этимологическом, в толковом словаре Даля)

- А кто такой В.Даль? Дома вы готовили пересказ текста упр.331, у вас 1 минута на повторение.

- Перескажите текст друг другу и оцените ответ одноклассника по критериям (с критериями оценивания дети уже знакомы). Если вы забыли критерии оценивания устного высказывания, то где вы их сможете посмотреть? (в портфолио). У вас по 2 минуты на каждого, начиная с первого варианта.

6. Осознание и осмысление. Работа в группах.

- Вы вспомнили, что в словаре Даля огромное количество диалектных и устаревших слов.

- Представьте, что вы лингвисты (специалисты в области языкознания), вам необходимо найти в ряде слов лишнее.. Справитесь? Я буду читать вам группы слов, ваша задача найти лишнее слово и записать его в тетрадь.

Учитель

(все слова записаны на доске, устаревшие слова сопровождаются иллюстрацией/можно взять данные предметы в школьном музее)

Кеды, босоножки, лапти, кроссовки.

Пальто, плащ, шуба, кафтан.

Стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Нос, рот, очи, уши.

 

Проверка выполнения задания.

- Что объединяет слова первой группы? Как мы можем назвать эту группу одним словом? (Обувь) Какое "лишнее"? (Лапти) Почему? (Устаревшее)

- Почему оно устаревшее? (Слово не употребляется в современном языке, потому что не носят такую обувь). Ставим "плюс", если выписали слово верно.

- Как можно назвать одним словом слова второй группы? (Одежда)

- Какое слово подчеркнули? Почему? Ставим "плюс", если выписали слово верно.

- Что объединяет эти слова третьей группы? (Кухонная утварь)

- Какое слово подчеркнули? Почему? Ставим "плюс", если выписали слово верно.

- И ещё одна группа.

- Какое слово устаревшее? (Очи) Почему? (Не употребляем в речи, есть современный синоним)

- А что такое очи? (Глаза)

Постановка проблемы.

- Как же так? Мы выяснили, что устаревшие слова называют предметы, которые исчезли из нашей жизни. А очи – это глаза.

- Значит, очи не устаревшее слово. (Устаревшее. Раньше говорили очи, а теперь - глаза)

- Верно, есть такие устаревшие слова, которые в современном языке имеют другое название. Каким термином можно назвать слова очи-глаза? Как называются такие слова с точки зрения лексики? (Синонимы)

- Существует две группы устаревших слов: те, которые вышли из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений действительности (боярин, лапти), они называются историзмами, и те, которые имеют современный синоним в языке (глас - голос, давеча - недавно), они называются архаизмами.

- Предлагаю поработать вам с такими словами.

Физкультминутка


 

Вытяните выю (шею), расправьте раменА (плечи), поднимите десницу(правая рука) и шУйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи,  уста, ланиты (щёки), ударьте дланью о долОнь.

 

Упражнение на закрепление

- А теперь проверим, сможете ли вы подобрать к устаревшему слову современный синоним. Я называю устаревшее слово, вы подбираете к нему современный синоним и записываете данные пары слов в тетрадь.

(все слова записаны на отдельных листах А4 и прикреплены к доске вразнобой)

Молвить - говорить

Младой - молодой

Глас - голос

Град - город

- Проверим на доске. Оцените себя, поставьте "+" , если нашли все пары правильно, "-" , если ошиблись при выборе пары "?" , если не смог подобрать современный синоним к устаревшему слову

- Какие слова вы нашли сразу? Почему? (мы знакомы со старославянизмами и исконно русскими словами)

- Есть ли среди данных пар синонимов глаголы, прилагательные?

- Определите, к какой части речи относятся устаревшие слова?

- Какой вывод можно сделать, какой частью речи могут быть устаревшие слова? (Устаревшие слова могут быть разными частями речи)

Работа с пословицами и поговорками

- Где чаще всего вы можете встретиться с устаревшими словами? (Окружающий мир – история нашей родины. Сказки, пословицы, поговорки русского народа)

- Давайте попробуем объяснить смысл пословиц, заменяя устаревшие слова на современные синонимы.

Сидит, как аршин проглотил.

Аршин - старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Родилась пригожа,  да по нраву не гожа.

Пригожа - красива, миловидна, не гожа - своенравна

Усердно потчевать – что дразнить.

Потчевать – то же, что угощать, кормить

Лисица хитра, да шкуру ее купцам продают.

Купец  - богатый торговец, владелец торгового предприятия

Усердно потчевать – что дразнить.

Потчевать – то же, что угощать, кормить

 

7. Итог урока. Рефлексия.

- Подведём итоги урока.

- С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

- Почему они называются устаревшими?

- На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)

- Кто из вас запомнил, что такое ларь?

- А какие еще устаревшие слова вы узнали?

- Осталось ли что-то непонятным?

- Давайте вместе составим кластер, где главным будет словосочетание "Устаревшие слова" (лексика, архаизмы, историзмы)

8. Домашнее задание.

- Выучить теорию по теме, с.120-121, с.122 упр.337, спросите у родителей, бабушек и дедушек, какие устаревшие слова они знают, запишите их в тетрадь вместе с лексическим значением (по желанию)

- Спасибо, урок окончен.
Проверка на антиплагиат
PNG / 223.88 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 04:53 0Ответить Пожаловаться
Приятно, что Вы поместили ссылку на антиплагиат. Хотя совпадений ве равно многовато для конкурсной работы. ТЕКСТ.РУ выдал мне и вовсе около 50%. Например, а этим https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-razvitiia-riechi-2-klass-tiema-ustarievshiie-slova
Анна Михайловна, 06.04.18 в 18:41 4Ответить Пожаловаться
Спасибо. Конечно, заимствования есть, но разработка оригинальная.
Порфирьева Марина Ивановна, 07.04.19 в 17:36 1Ответить Пожаловаться
Использование "устаревших" слов говорит о богатом лексиконе авторов.
Подчеркивает красоту языка. Молодцы!
Анна Михайловна, 11.04.19 в 08:25 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.