Урок русского языка в 5 классе по теме «Устаревшие слова»

1
0
Материал опубликован 18 February 2019

Пояснительная записка к презентации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:  формирование у учащихся представлений об устаревших словах как одной из групп необщеупотребительных слов.
Содержательная цель: 

открытие  учащимися видов устаревших слов: историзмы и архаизмы;

формирование умения определять вид устаревшего слова;

осмысление исторических явлений в лексике русского языка при образовании устаревших слов;

определение роли историзмов и архаизмов в художественной литературе;

развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей;

воспитание интереса и положительного отношения к языку.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: распределительный диктант, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания»
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- умение слушать
и слышать других,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки),

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- использование речи для регуляции своих действий,

- построение понятных для одноклассников высказываний.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- осуществлять речевую рефлексию.

Познавательные:

 - формулирование проблемы,
- умение  строить речевое высказывание,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

- создание способов решения проблемы.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

- высказывать предположения на основе наблюдений.

- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия,

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме,

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, находить эти слова в художественных текстах и объяснять их значение; различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.

Ожидаемые метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в учебнике и словаре, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация в smart notebook, толковый и этимологический словари.

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1

Актуализация знаний

Цель: основной целью актуализации знаний является повторение пройденного материала.

 

Добрый день, ребята!

Мы начнем наш сегодняшний урок с повторения изученных ранее понятий. У вас на партах лежат конверты с двумя цветными карточками внутри, достаньте желтую карточку, посмотрите на таблицу. В этой таблице дано толкование понятий из раздела «Лексика». Я буду называть вам термин, а вы находите его толкование и ставите номер напротив каждого толкования.

1) синонимы это…

2)омонимы это…

3)лексикология это..

4) лексическое значение слова это..

5) многозначные слова это..

6) антонимы это…

7) фразеологизмы это…

8) профессионализмы это..

9) диалектные слова это…

10) устаревшие слова это…

Посмотрите, что у вас получилось, сравните с ответами на слйде, поставьте себе оценку по шкале (шкала оценок на следующем слайде

(«5» все ответы правильные, «4» - 7-8 правильных ответов, «3» - 4-6 правильных ответов)

Знакомятся с заданием, работают в парах; находят толкование терминов в карточке, ставят напротив каждого номер, осуществляют самопроверку по образцу на слайде, оценивают свою работу.

 

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний

 

Этап  2
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

Какое из понятий осталось без ответа, с чем мы еще с вами не знакомились?

Как будет называться тема нашего урока?

(записываем тему в тетрадь)

Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопрос учителя, говорят, что еще не знакомы с понятием «устаревшие слова»

Записывают тему в тетрадь.

Называют цели:

Познакомиться с понятием устаревшие слова;

Понять, почему они устарели;

Где можно встретиться с устаревшими словами и понять их значение.
 

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  3
АКТУАЛИЗАЦИЯ И  ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, а теперь снова возьмите конверты и достаньте белую карточку. В ней записаны в левом столбике устаревшие слова, в правом – значения, но они не совпадают. Послушайте внимательно, о чем я буду говорить, и попробуйте найти современное толкование устаревших слов в правом столбике, потом понятия соедините стрелками.

- Гой еси, отроки и отроковицы! Приглашаю вас в русскую избу – сказочку послушать да пряничков покушать.

Я вас долго ждала, голик в руки взяла, все в светлице прибрала.

А потом за прялку села, рукотерник чтобы сделать.

На полатях погрустила, в кадке тесто замесила,

Чтобы больше не скучать, дорогих гостей встречать!

(гой еси – здравствуйте;

Отроки и отроковицы – девочки и мальчики;

Голик – веник;

Светлица – комната;

Прялка – приспособление для скручивания нитей;

Рукотёрник – полотенце;

Палати – место для сна;

Кадка – деревянная посуда цилиндрической формы.


 

(Попробуем соединить устаревшие слова с современными на слайде)


 

Всем удалось найти объяснение устаревших слов?


 


 


 


 


 

 Знакомятся с заданием в карточке, слушают учителя, находят современные слова соответствующие устаревшим понятиям.


 


 

(Сравнивают правильность ответов на слайде)

 Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Ребята, а теперь откройте учебники на стр.120 , прочитайте правило и ответьте на вопрос: на какие две группы делятся устаревшие слова?


 


 

На уроке литературы при изучении стихотворения «Бородино» мы познакомились со словами, которые исчезли навсегда из нашей речи вместе с предметами, вспомните, как они называются.


 

А теперь посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено. ( на слайде изображение человека, название частей тела – архаизмы)

Очи – глаза, выя – шея, чело- лоб, вежды – веки, шуйца – левая рука, ланиты – щёки, перст – палец, рамена – плечи, длань – ладонь, десница – правая рука

Читают правило,отвечают на вопрос учителя – есть устаревшие слова, которые исчезли вместе с предметом, а есть те, которые исчезли, но предметы остались.

Вспоминают слова из стихотворения «Бородино», называют термин – историзмы(лафет, редут, кивер, картечь, уланы, драгуны)

Коммуникативные:
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- создание способов решения проблемы.

 

Этап 4
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Как вы думаете, что обозначают данные непонятные нам слова?

Выйдите к доске и подпишите рядом современное название.

Предметы, которые называют эти слова, исчезли?

Такие слова называют архаизмами.

Говорят, что это , скорее всего, старое название знакомых предметов.

Выходят по одному к доске и подписывают современное название предмета.

 Коммуникативные:
- построение понятных для одноклассников высказываний.

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 5-6
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Попробуйте сами сформулировать определение терминов устаревшие слова, историзмы, архаизмы.

Давайте посмотрим, как вы запомнили архаизмы:

Сядьте прямо, расправьте рамена (плечи), вытяните выю (шею), закройте и откройте вежды 3 раза, потрите дланью чело, ланиты, вытяните шуйцу, затем десницу, сделайте хлопок. Молодцы!

Прочитайте текст упр.335 Выпишите устаревшие слова. Значения некоторых уже даны в тексте. Определите , где историзмы или архаизмы.

( Куть, стряпной историзмы, страж – архаизм)

Как отличить историзмы и архаизмы?


 


 


 


 

 

пветецга группу слов, роке.

прялка

 

 Формулируют правило.

Делают зарядку.

Читают текст упр.335, выписывают устаревшие слова, определяют группу слов.


 


 


 

.


 


 

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.


 

Этап7- 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

Рассмотрите картину Виктора Васнецова «Богатыри».


 


 


 

Какие устаревшие слова мы вспомним, описывая богатырей на картине?

Составьте и запишите несколько предложений с устаревшими словами.

Какие устаревшие слова вы использовали? Докажите.


 

 Рассматривают картину, составляют предложения, представляют предложения одноклассникам, объясняя значение слов и называя группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 

_Ребята, что нового вы узнали на уроке?

На каие группы делятся устаревшие слова, от чего это зависит?

Где мы можем столкнуться с этими словами в жизни, зачем их до сих пор используют?

Оцените свои знания ( показывают ладошки)

Выставление оценок.

Дополнительное задание. Прочитать текст на доске, найти устаревшие слова, выписать, объяснить к какой группе относятся.

Разноцветное коромысло через Силинку повисло.

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…

Прослушивают текст, делают выводы о практической значимости темы урока.


 


 

Анализируют свою деятельность на уроке.


 

Хата- дом

Верста – русская мера длины, равная 10668 м


 


 

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Этап 10

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.


 

Д/З Правило на стр.120, Упр.337 или 338, нарисовать иллюстрацию к уоку ( по желанию)


 

Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник.


 

/data/files/t1550581104.ppt (презентация к уроку)

карточка к уроку
DOC / 57.5 Кб

Предварительный просмотр презентации

№ Определение 7 Устойчивое сочетание слов (фраза) в переносном значении 5 Слова, имеющие несколько лексических значений 3 Наука, изучающая словарный состав языка 1 Слова, близкие или совпадающие по лексическому значению 2 Слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию или написанию 4 Главный смысл слова, то, что оно обозначает 6 Слова, противоположные по значению 9 Слова, которые используются людьми в определенной местности 8 Слова, которые употребляются людьми определенной профессии

Ты можешь поставить себе оценку «5» если ты правильно поставил все цифры; «4» если ты правильно поставил 7-8 цифр; «3» если ты правильно написал только 4-6 цифр; Меньше 4 цифр – ты плохо выучил эту тему, повторяй!

Гой еси Комната Отроки и отроковицы Приспособление для скручивания нитей Голик Полотенце Светлица Мальчики и девочки Прялка Место для сна и отдыха Рукотерник Здравствуйте, приветствую вас Полати Деревянная посуда цилиндрической формы кадка Веник

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации