Урок русского языка в 6 классе на тему «Устаревшие слова»

4
0
Материал опубликован 20 December 2022

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Устаревшие слова»

Технологическая карта урока



Автор

Липчанская Д.А. учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия (английская)" г. Магадана

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тип урока

Урок открытия знаний

Технология построения урока

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Тема

Устаревшие слова

Цели образовательные:

- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Лексика»,

- формирование знаний о правописании устаревших слов;

- развитие орфографических навыков;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.


Задачи:

1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;

2. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.

3. Создать условия для логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Формирование УУД на уроке:

Личностные УУД:

- формирование желания выполнять учебные действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в малых группах.

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Примерные УУД

Л- личностные

П- познавательные

Р- регулятивные

К- коммуникативные

Самоопре-деление к деятельнос-ти. Организа-ционный момент

Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!)

Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!)

- устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Ну, проверьте-ка, друзья,

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить лишь оценку «5».

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы учителя.


Самоопроеделение к деятельности – (Л);

- целеполагание - (Р);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К);

Вызов

Актуализа-ция знаний

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление)

Прием «Верные и неверные утверждения». Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -.

Мы изучаем тему «Лексика». +

Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением. –

Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу. +

Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности. –

Слова, связанные с профессиями, называются диалектными. –

Винчестер, смартфон, навигатор – это неологизмы. +

Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. +?

После того как обучающиеся выполнили, учитель открывает ответы (с 1 по 6) в слайде на доске.

Проверьте только шесть утверждений. У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правила.

А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока.

-Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах или о какой лексике там идет речь?

Они во мне звучат едва-едва,

Старинные, забытые слова.

«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

Как некогда в иные времена…

В. Перкин «Старинные слова»

Как можно определить тему сегодняшнего нашего урока?

- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой будем стремиться.

- А как, по-вашему, могут слова уходить из языка и почему?

- Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

- Откроем стр.74 учебника.





- Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема «Пометы на полях»






Обучающиеся самостоятельно отвечают письменно на вопросы, затем сверяют с доской

























Учащиеся слушают и отвечают на вопрос.





Учащиеся формулируют тему урока («Устаревшие слова» ), которая позже появляется на слайде. Записывают в тетрадь.

Познакомиться с устаревшими словами.

(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)



Обучающиеся работают с учебником.



-Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П;

-Извлечение необходимой информации из текста – П;

Использование знаково-символических средств - П;

-осознанное и произвольное речевые высказывание – П;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К.

Осмысле-ние

Маркировка:

V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

































Где могут пригодиться знания?

Систематизацию нового материала выполните на раздаточном материале. Время для выполнения – 2 минуты. Задание в парах:


Архаизмы

Историзмы

Определение понятия



Сфера применения



Примеры




Физкультминутка

Каждый день зарядку делай –

Будешь сильным, будешь смелым!

На зарядку становись:

Руки вверх, руки вниз!

Нет, постойте, господа!

Вспомним старые слова:

Вот – десница, шуйца – вот,

Протяни-ка их вперёд!

А теперь их опусти,

Очи на себе найди.

Поморгай, да пошустрее!

Очи устают быстрее.

Вспомни, выя где твоя,

Ведь на ней сидит глава!

Вправо – раз,

Влево – два,

Устарели здесь слова!

Раз, два, три, дыши ровней,

Станешь крепче и сильней!




Обучающиеся выполняют маркировочную работу







Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.

Дети самостоятельно делают выводы

Выводы:

Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

Их два вида: архаизмы и историзмы.

Историзмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры – кафтан, веретено, треуголка)

Архаизмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры – чело, уста, перст)

Встречаются в художественных произведениях.

В словарях с пометой устар.





Учащиеся заполняют табличку полученными знаниями, дополняют примерами



-Мыслительные операции – П;

-поиск и выделение необходимой информации - П.

выдвигают гипотезы и обосновывают их—П;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера -Р;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К;

-аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.




Рефлексия

Выполнение упражнений

Работа в парах.

Рассмотрим рисунки на стр. 74 учебника.

Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь.

Рассмотрите картинки у вас на партах. Назовите части тела человека. Есть ли современные синонимы у данных слов? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести?

t1671516945aa.gift1671516945ab.gif













Методика  «Словесный мячик»

Как называют устаревшие слова, имеющие синонимы в современном русском языке?

Выя – шея

Уста – рот

Перст – палец

Чело – лоб

Ланиты – щёки

Око – глаз

Длань – ладонь

Глава – голова

К какому виду устаревших слов они относятся?

Работа со словарем.

- В каком словаре будем искать устаревшие слова?

Работа в группах (поворачиваются по 4 человека). В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова. Вспомните, какая пометка для них имеется в словаре?

Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение.

Подведем итоги.

 - Что узнали об устаревших словах?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах?

- Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений?

- Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?



Домашнее задание:

Повторить изученное в разделе «Лексика», подготовиться к контрольной работе.

Закончи предложения

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Меня удивило…

Свою работу на уроке я оценю на …





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.