Урок русского языка в 6 классе на тему: «Устаревшие слова»
Технологическая карта урока
Автор | Липчанская Д.А. учитель русского языка и литературы МАОУ "Гимназия (английская)" г. Магадана |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 класс |
Тип урока | Урок открытия знаний |
Технология построения урока | Технология развития критического мышления через чтение и письмо |
Тема | Устаревшие слова |
Цели образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Лексика»,
- формирование знаний о правописании устаревших слов;
- развитие орфографических навыков;
цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;
2. Создать условия, направленные на формирование УУД на основе технологии критического мышления.
3. Создать условия для логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Формирование УУД на уроке:
Личностные УУД:
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач ;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в малых группах.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения Примерные УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные |
Самоопре-деление к деятельнос-ти. Организа-ционный момент | Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) Ну, проверьте-ка, друзья, Все ль на месте, Все ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить лишь оценку «5». Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок. | Подготовка класса к работе. Отвечают на вопросы учителя.
| Самоопроеделение к деятельности – (Л); - целеполагание - (Р); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - (К); |
Вызов Актуализа-ция знаний | Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) Прием «Верные и неверные утверждения». Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -. Мы изучаем тему «Лексика». + Синонимы – это слова с противоположным лексическим значением. – Общеупотребительные слова – это слова русского языка, которые известны всему народу. + Профессиональными словами пользуются жители той или иной местности. – Слова, связанные с профессиями, называются диалектными. – Винчестер, смартфон, навигатор – это неологизмы. + Устаревшие слова выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. +? После того как обучающиеся выполнили, учитель открывает ответы (с 1 по 6) в слайде на доске. Проверьте только шесть утверждений. У кого все правильно, поставьте себе 5. У кого есть ошибки, значит нужно еще повторить правила. А верно или нет утверждение 7, мы узнаем в конце урока. -Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах или о какой лексике там идет речь? Они во мне звучат едва-едва, Старинные, забытые слова. «Долонь», «десница», «выя», «рамена», Как некогда в иные времена… В. Перкин «Старинные слова» Как можно определить тему сегодняшнего нашего урока? - Опираясь на тему урока, сформулируйте цель, к которой будем стремиться. - А как, по-вашему, могут слова уходить из языка и почему? - Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника. - Откроем стр.74 учебника.
- Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема «Пометы на полях»
|
Обучающиеся самостоятельно отвечают письменно на вопросы, затем сверяют с доской
Учащиеся слушают и отвечают на вопрос.
Учащиеся формулируют тему урока («Устаревшие слова» ), которая позже появляется на слайде. Записывают в тетрадь. Познакомиться с устаревшими словами. (Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)
Обучающиеся работают с учебником.
| -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) - П; -Извлечение необходимой информации из текста – П; Использование знаково-символических средств - П; -осознанное и произвольное речевые высказывание – П; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - К. |
Осмысле-ние | Маркировка: • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Где могут пригодиться знания? Систематизацию нового материала выполните на раздаточном материале. Время для выполнения – 2 минуты. Задание в парах:
| Архаизмы | Историзмы | Определение понятия |
|
| Сфера применения |
|
| Примеры
|
|
|
Физкультминутка Каждый день зарядку делай – Будешь сильным, будешь смелым! На зарядку становись: Руки вверх, руки вниз! Нет, постойте, господа! Вспомним старые слова: Вот – десница, шуйца – вот, Протяни-ка их вперёд! А теперь их опусти, Очи на себе найди. Поморгай, да пошустрее! Очи устают быстрее. Вспомни, выя где твоя, Ведь на ней сидит глава! Вправо – раз, Влево – два, Устарели здесь слова! Раз, два, три, дыши ровней, Станешь крепче и сильней!
|
Обучающиеся выполняют маркировочную работу
Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов. Дети самостоятельно делают выводы Выводы: Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка. Их два вида: архаизмы и историзмы. Историзмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры – кафтан, веретено, треуголка) Архаизмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры – чело, уста, перст) Встречаются в художественных произведениях. В словарях с пометой устар.
Учащиеся заполняют табличку полученными знаниями, дополняют примерами
| -Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации - П. выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера -Р; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации-К.
|
Рефлексия | Выполнение упражнений Работа в парах. Рассмотрим рисунки на стр. 74 учебника. Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь. Рассмотрите картинки у вас на партах. Назовите части тела человека. Есть ли современные синонимы у данных слов? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести?
Методика «Словесный мячик» Как называют устаревшие слова, имеющие синонимы в современном русском языке? Выя – шея Уста – рот Перст – палец Чело – лоб Ланиты – щёки Око – глаз Длань – ладонь Глава – голова К какому виду устаревших слов они относятся? Работа со словарем. - В каком словаре будем искать устаревшие слова? Работа в группах (поворачиваются по 4 человека). В толковом словаре учебника найдите устаревшие слова. Вспомните, какая пометка для них имеется в словаре? Выпишите эти слова, с одним из них составьте предложение. Подведем итоги. - Что узнали об устаревших словах? - Что вы делали для того, чтобы узнать новое об устаревших словах? - Так верно или нет седьмое утверждение из приема верных и неверных утверждений? - Где же полученные знания каждому из вас могут пригодиться? Нужно ли изучать данную тему?
Домашнее задание: Повторить изученное в разделе «Лексика», подготовиться к контрольной работе. Закончи предложения Сегодня на уроке я научился … Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Меня удивило… Свою работу на уроке я оценю на … |
|
|