12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
волынина светлана вячеславовна144
живу в небольшом закрытом городке. работаю учителем технологии уже 28 лет, имею высшую квалификационную категорию. очень люблю заниматься творческими работами и летом - дачей.
Россия, Архангельская обл., Мирный
0

Урок технологии для 6 класса «Устный журнал по вязанию «Нить Ариадны»



Урок по технологии: «Нить Ариадны».

Класс: 6 класс.

Тема урока: Основы вязания: устный журнал по вязанию «Нить Ариадны».

Раздел: Рукоделие.

Цель урока:

  • дать первоначальные представления о процессе вязания, инструментах и материалах для вязания, правилах безопасной работы.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей художественного вязания.
  • дать учащимся представление об особенностях северного узорного вязания, о цветовой гамме узоров, украшающих традиционные северные вязаные изделия.
  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству, традициям и наследию Русского Севера.
  • научить подбирать инструменты и материалы для вязания.
  • воспитывать художественную культуру учащихся, творческое отношение к выполняемой работе, бережливость.
  • развивать эстетический вкус, самостоятельность.

Практическая работа: упражнения по подбору инструментов для различных видов пряжи, определение № спиц и крючков.

Учебно-материальное оснащение:

  1. журнал «Нить Ариадны»
  2. образцы инструментов для вязания
  3. образцы пряжи, ниток для вязания
  4. образцы северных орнаментированных рукавиц, носков и чулок, традиционные северные вязаные половички
  5. вязаные салфетки, кофты, сумки, поделки и игрушки, изготовленные из остатков пряжи
  6. иллюстрации, фотографии русского народного костюма
  7. музыкальное сопровождение

Межпредметные связи: история, русский язык, литература, ИЗО, МХК, география.

/data/files/b1478622273.ppt

Ход занятия.

Приветствие.

Постановка цели занятия.

Обоснование названия занятия (миф об Ариадне).

1-я страница «Вязание сегодня и в далекие времена»

2-я страница «Веселый помощник»

  1. Стихотворение «Два мира…»

    Что такое вязание, легенда о его возникновении (миф об Арахне)

    История возникновения вязания

    Традиции северного узорного вязания

    Виды пряжи для вязания

    Пословицы, загадки о вязании

Стихотворение «У Аленки есть …»

Инструменты для вязания, их отличия друг от друга

Виды крючков

Виды спиц

3-я страница «Крючок и спицы плюс фантазия»

Стихотворение «Чтоб не мерзнуть …»

Поделки и игрушки, изготовленные из остатков пряжи

Традиционные северные половички

Поделки из цветных цепочек

4-я страница «Вязаное волшебство»

Стихотворение «Вязала женщина …»

Демонстрация изделий связанных учащимися на проект

Подведение итога занятия

Обобщение увиденного

Пожелания на будущее

Мнения об увиденном

9. Домашнее задание

Литература:

Васильева А.В. «Вязаная ляпочиха». «Школа и производство» №7 2003, стр.45

Искусство. Культура. Ремесло (материалы Ломоносовских педагогических чтений) 24 марта 1999 г., АО ИППК РО Архангельск, 2000

«Каргополье. Художественные сокровища». Москва, Советская Россия, 1984

Климакова Г.Н. «Текстильный орнамент Коми». Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994 – 130 с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Быстрый крючок», ЗАО издательство «Эксмо» 1999

Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Дружные спицы», М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – 96 с.

«Светлана-экстра» №1, 1995, Москва, изд. дом ОВА-Пресс

Устный журнал «Нить Ариадны».

Учитель:

Добрый день!

Мы начинаем наше занятие, которое сегодня пройдет в форме презентации устного журнала по вязанию «Нить Ариадны». Как, вы еще ничего не знает о нашем журнале? А хотели бы? И вот для того, чтобы вы смогли побольше узнать о журнале «Нить Ариадны» и, возможно, стали бы его постоянными читателями, творческий коллектив журнала предлагает вашему вниманию его первый номер. Такое название нашего журнала неслучайно.

1-я ученица:

Ариадна в греческой мифологии – дочь критского царя Миноса, внучка Солнца Гелиоса. Царь Минос воевал с Афинами и одержал победу. Он потребовал с Афин страшной дани: каждые 9 лет семь самых красивых девушек и семь самых сильных юношей должны были отправляться на остров Крит. На этом острове был огромный мрачный дворец-Лабиринт, в самом центре которого жил людоед Минотавр – чудовище с головой быка. На съедение Минотавру Минос и отдавал афинских юношей и девушек. И вот в очередной раз настал страшный срок. Афиняне толпой пришли во дворец и стали упрекать своего царя Эгея за то, что он не посылает на Крит своего сына Тезея. Услышав эти упреки, Тезей сказал, что он отправится на Крит вместе с другими. Он уверил отца, что не погибнет, а вернется победителем. Так Тезей вместе со своими спутниками оказался на Крите. Здесь его увидела дочь Миноса, красавица Ариадна. Она сразу влюбилась в Тезея. Царь Минос приказал отвести пленников в Лабиринт и запереть там. Тогда Ариадна решила спасти Тезея. Когда пленники подошли к Лабиринту, Ариадна была уже там, у входа. Она дала Тезею клубок ниток и научила закрепить конец нити у входа и, идя по Лабиринту, разматывать клубок, чтобы нить тянулась через все комнаты, по которым они пойдут. Тезей послушался Ариадну. Когда он с товарищами дошел до логова Минотавра, и они увидели чудовище, то все кроме Тезея испугались. Тезей же вступил в поединок с Минотавром и убил его. Потом, держась за спасительную нить Ариадны, пленники вернулись назад по запутанным ходам и благополучно выбрались из Лабиринта.

Учитель:

Уважаемые гости, вы услышали красивый миф о Тезее и Ариадне. Как нить Ариадны помогла Тезею выбраться из лабиринта Минотавра, так надеемся, и наш журнал поможет вам разобраться в лабиринтах жизни, стать умелыми и рачительными хозяйками, сделать свой дом оригинальным, неповторимым и уютным.

На страницах первого номера журнала «Нить Ариадны» вы найдете информацию о том, какие инструменты и материалы нужны для вязания, как можно использовать в работе остатки пряжи и другие, ненужные в доме материалы, увидите, как с помощью вязания можно выполнить много полезных и нужных вещей. Кроме этого вы узнаете много интересного из истории вязания или как принято сейчас говорить – трикотажа.

Первая страница.

«Вязание сегодня и в далекие времена».

1-я ученица: Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий)

Учитель:

Итак, вы твердо решили научиться вязать! Но пока еще не знаете, с чего следует начитать. Вот об этом и пойдет речь на первой странице нашего журнала, которая называется «Вязание сегодня и в далекие времена». И для начала мы бы хотели у вас спросить: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВЯЗАНИЕ ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

2-я ученица:

Вязание - это искусство делать из длинной нити петельки, переплетать их между собой и в итоге получать вязаную вещь.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Он существует более 3-х тысяч лет. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на соревнование саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна богиню. Изготовила она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор Арахна вечно вяжет свою кружевную паутину.

Учитель:

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А ГДЕ ЖЕ И КОГДА ВОЗНИКЛО ЭТО ИСКУССТВО – ПЕРЕПЛЕТАТЬ ПЕТЕЛЬКИ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

А вот что говорят о возникновении вязания ученые, исследователи.

3-я ученица:

Возникло вязание не в северных широтах, где, казалось бы, сам климат должен был заставить человека проявить изобретательность в поисках удобной одежды для холодного сезона, а в знойных пустынях Среднего Востока. Первыми придумали, как с помощью маленького крючка изготавливать шарфы, бурнусы, плащ-накидки кочевники бедуины. Вынудила их к этому сама жизнь. Хотя днем в пустыне стоит жара, ночи там бывают настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. «Импортные» теплые вещи стоили очень дорого, да и поступали нерегулярно. Зато верблюжья шерсть была в избытке. Нужно было только суметь превратить ее в одежду. Так как в пустыне был дефицит дерева, то изобрести ткацкий станок было проблематично. К тому же и кочевой образ жизни выдвигал свои требования: любое приспособление для изготовления одежды должно было занимать мало места. И бедуины изобрели первое вязальное устройство – крючок. А вскоре появились и вязальные спицы. Эти орудия труда были гениальными по своей простоте и в тоже время весьма производительными. Широкому распространению крючка и спиц способствовало еще и то, что сделать их мог буквально каждый из подручных материалов – кости, колючек кустарников, проволоки.

Вначале кочевники вязали только прямые вещи. Причем вязали только мужчины, а женщины – пряли шерсть. В Европу искусство вязания принесли первые христианские проповедники. Вслед за ними вязанием стали заниматься и прихожане. Однако и здесь это рукоделие оставалось мужским занятием. Даже рыцари не считали зазорным проводить долгие зимние вечера в своих замках за вязанием. В средние века вязальщики объединялись в закрытые гильдии, стать членом которых было весьма трудным делом. Целых 6 лет ученики (из числа наиболее смышленых мальчиков) постигали секреты будущей профессии. Самых способных посылали за границу на стажировку. По завершении обучения устраивался экзамен. Так по разделу материаловедения они должны были знать все сорта пряжи: х/б, шерстяная или шелковая, простая, сдвоенная или крученая. Так же они должны были знать лицевые и изнаночные петли, накиды, плотные и ажурные узоры, уметь снимать мерки. И была «письменная» работа: за 13 недель выпускник должен был связать шапочку, 2 чулка, рубашку и ковер 12×20 футов, в котором была подобрана пряжа 30 цветов.

А вот с середины 19 века, когда мужчины придумали вязальную машину, вязание становится в основном женским занятием.

Учитель:

А как же художественное вязание развивалось у нас на Русском Севере? И что же происходит с ним сегодня?

4-я ученица:

В России вязание было известно давно. Особенно актуальным оно было здесь на Русском Севере. Суровые климатические условия ставили женщину перед необходимостью вязать теплые шерстяные вещи: варежки-рукавицы, мужские и женские чулки, шарфы. Особенно ценились вязаные рукавицы, чулки и наголенки (прообраз современных гетр), украшенные вязаным орнаментом.

Узоры орнамента – это не просто украшение, надуманные завитушки, это дошедший до нас рассказ о далеком прошлом.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБРАЗЦОВ СЕВЕРНОГО УЗОРНОГО ВЯЗАНИЯ (Приложение 1)

Здесь, на Севере, особенно полюбились геометрические узоры, которые и легли в основу лешуконского, мезенского, пинежского и других вязаний. Так излюбленным орнаментом лешуконского вязания был ромб, а мезенского – диагонально-геометрический, а так же восьмиугольные звезды.

Откуда же возникли эти узоры? Их переносили с тканых изделий, северных вышивок, а так же в них нашли отражение особенности северной архитектуры и росписей. Образцы вязания, их цветовая гамма бережно передавались от матери к дочери. Они служили своего рода «паспортом». По рукавицам и чулкам определяли, из какой местности человек.

Узорному вязанию начинали обучать рано, и с 14-15 лет девушка начинала вязать рукавицы и чулки в приданное, складывая их в специальное лукошко. И должна была она приготовить не менее 20 пар. При этом различали повседневные варежки («исподки») и выходные («верхоньки»). Все эти вещи вязали из овечьей шерсти, которую красили в домашних условиях.

Вязали на Севере не только теплые вещи, но и воздушные тончайшие кружева, которые использовали для украшения одежды (праздничная одежда, приданное невесты) и жилища (полотенца, подзоры, скатерти и т.д.). Эти кружева вязали в основном из тонких х/б и льняных нитей.

Учитель:

Из рассказа сотрудников нашего журнала вы узнали, из какой пряжи вязали наши бабушки и прабабушки.

А как вы думаете: С КАКОЙ ПРЯЖЕЙ ПРЕДПОЧИТАЮТ РАБОТАТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

Таким образом, ассортимент современной пряжи следующий:

шерстяная: мохер, ангорская шерсть, пух оренбургской козы, мериносовая, верблюжья;

полушерстяная;

хлопчатобумажная: «Ирис», «Ромашка», «Лилия», «Снежинка» и т.д.;

льняная;

шелковая;

вискозная;

синтетическая

ПОКАЗ ОБРАЗЦОВ ПРЯЖИ

Помимо этого современная пряжа может иметь разную структуру нитей: фасонная, фантазийная, блестящая, сдвоенная и т.д.

ПОКАЗ ОБРАЗЦОВ ПРЯЖИ

Как вы видите, выбор пряжи и по сырьевому составу и по цветовой гамме у нас с вами значительно шире, чем был у наших прабабушек.

А теперь попробуем вспомнить ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ О ВЯЗАНИИ

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

весело поется, весело и прядется

не спицы вяжут, а руки

по ниточке и до клубочка доходят

привычка не рукавица: не повесишь на стену

вот вам первая загадка: у кого за носом пятка? (носок)

катался колобком, пока не стал носком (клубок)

чем больше крутится, тем меньше становится (клубок)

маленькое, круглое – за хвост не поднять (клубок)

лежит старый дед, в двести крестов одет. Он без рук и без ног, а под лавку скок (клубок)

Надеемся, что из первой страницы нашего журнала вы узнали много нового и интересного не только о вязании, но и о пряже для вязания. Но ДОСТАТОЧНО ЛИ ИМЕТЬ ТОЛЬКО ПРЯЖУ, ЧТОБЫ СВЯЗАТЬ КАКУЮ-ЛИБО ВЕЩЬ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

Вот об инструментах для вязания и пойдет речь на 2-ой странице нашего журнала.

Вторая страница.

«Веселые помощники».

5-я ученица:

У Аленки есть крючок-

Весельчак-весельчачок.

Сам раздутый, голый,

Но всегда веселый,

Потому что всех подряд

Одевает…. Вот и рад.

Учитель:

Крючок и спицы неразлучные друзья, но в тоже время они и давние соперники. ПОЧЕМУ?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

6-я ученица:

Во-первых, научиться вязать крючком быстрее, чем спицами. Во-вторых, крючок прост и удобен в работе. В-третьих, с помощью крючка можно получить очень затейливые узоры, похожие на русские коклюшечные кружева, гипюр и даже вышивку, а на спицах такое невозможно. В-четвертых, крючком можно вязать из ниток любой толщины и качества, а вот спицам это тоже не всегда под силу. Кроме этого крючок всегда вам поможет «поймать» убежавшую петлю. И, наконец, при желании он всегда может «подражать» спицам.

Учитель:

А какие же они крючки и спицы?

Крючки бывают длинные (30-45 см для особого тунисского вязания) и короткие (12-15 см). Крючки различаются по толщине – номерам. Номер крючка – это диаметр его головки в мм (обычно он указывается на крючке). Номер крючка выбирают соответственно толщине нитей: нить должна быть в 1,5-2 раза тоньше крючка.В зависимости от материала крючки бывают металлические (стальные, алюминиевые), пластмассовые, деревянные, костяные.

ДЕМОНСТРАЦИЯ КРЮЧКОВ (Приложение 2)

Ассортимент спиц более разнообразен. В зависимости от назначения они имеют разную форму и длину:

прямые (их 2 спицы длиной по 25-35 см. Для вязания прямого полотна).

чулочные (их 5 спиц длиной по 12-20 см. Для вязания по кругу носков, чулок, варежек, перчаток).

круговые (2 спицы соединены гибким тросиком, длина вместе с тросиком 40-120 см. Для вязания больших изделий и по кругу).

гибкие или закрытые (2 спицы, каждая с удлиненным концом из гибкого тросика, длина каждой спицы 50-60 см. Для вязания больших полотен, нескольких деталей одновременно).

короткие прямые или изогнутые спицы (вспомогательная спица длиной 10-12 см. Для перестановки петель при вязании жгутов).

Как и крючки спицы различают по номерам. Номер спицы – это ее диаметр в мм. Правила подбора спиц такие же, как и крючков. Спицы для вязания бывают металлические, деревянные, костяные, пластмассовые.

ДЕМОНСТРАЦИЯ СПИЦ (Приложение 3)

Дорогие читатели, на 1-ой и 2-ой страницах нашего журнала вы познакомились с материалами и инструментами, которые вам будут необходимы для вязания. А какие же изделия можно выполнить с их помощью? Об этом мы вам расскажем на 3-ей странице журнала «Нить Ариадны».

Третья страница.

«Крючок и спицы плюс фантазия».

7-я ученица:

Чтоб не мерзнуть по весне

Свяжет свитер мама мне.

Только с пряжей в этот раз

Затруднения у нас.

Мама думала, искала,

Старый свитер распускала

Мелкие нашла клубочки

Хватит шерсти ей для дочки.

Учитель:

Все мы хотим, чтобы наш дом был уютным, теплым и гостеприимным. Уют же в доме во многом зависит от мелочей. На этом стенде вы можете увидеть много вязаных игрушек и поделок, выполненных из остатков пряжи, ненужных трикотажных вещей и тканей. Так в старину в целях экономии, чтобы ничего зря в доме не пропадало, вязали не только из ниток, но и из узких нарезанных полосок ткани. Такие вязаные крючком коврики-половички украшали северные дома, создавая в них особый уют. Их можно встретить в деревенских домах и сегодня. Мастерицы нашего журнала попробовали выполнить такие половички, соединив в них народные традиции и современные материалы.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЯЗАНОЙ «ЛЯПОЧИХИ», КОВРИКА ИЗ ТРИКОТАЖНОЙ ЛЕНТЫ

Проявив желание, терпение и фантазию, вы тоже сможете связать такие же оригинальные и замечательные вещи. А теперь посмотрите на эти забавные игрушки, куколки, салфетки! Может быть, у вас дома не хватает именно таких? Поселившись на вашем диване или кресле, они внесут в ваш дом уют, тепло и красоту. А если вам показалось это пока еще слишком сложным, то мы предлагаем вашему вниманию работы из вязаных цепочек. С помощью цветных цепочек можно «нарисовать» открытку, панно, картину, выложить узор на диванной подушке, украсить одежду. Здесь возможности для вашего творчества поистине безграничны!

Итак, мы вас заинтересовали? Надеемся, что у вас появилось желание попробовать связать что-то подобное, а может даже разработать и свою модель. Тогда для вас 4-ая страница нашего журнала «Вязаное волшебство».

Четвертая страница.

«Вязаное волшебство».

Учитель:

Наша 4-ая страница для настоящих мастериц. Вы стремитесь быть современной и хотите найти свой стиль? Вы на верном пути, ведь главное сегодня – индивидуальность. Достичь этого вам помогут вязаные вещи.

8-я ученица:

Вязала женщина платок,

Глаза смежила.

Писала русский уголок,

Как ворожила.

И возникал пьянящий лес,

Березы, ели.

На спицах гриб плясал и лез,

Синицы пели.

Вязала женщина платок –

Снежок пуховый.

Среди жары – воды глоток,

Души обнову.

Вязала женщина платок –

Дожди косые,

Ветра, рябиновый потоп –

Свою Россию.

Учитель:

Все представленные на этой странице вещи выполнены нашими «внештатными корреспондентами» в качестве проектных работ. Эти изделия не только красивы, но и удобны и неповторимы. Выполняя их, девочки показали свой вкус и фантазию. Выбирая цвет ниток, узор, фасон, отделку они воспитывали у себя чувство гармонии красок, научились творчески относиться к любимому занятию, доставили себе и окружающим радость.

По заданию редакции наши мастерицы-рукодельницы выполнили несколько работ, которые сейчас вам и покажут.

ДЕМОНСТРАЦИЯ САЛФЕТОК, ВЯЗАНЫХ ИЗДЕЛИЙ (Приложение 4)

Учитель:

Вот и перевернули мы с вами последнюю страницу нашего журнала. Сегодня на презентации вы увидели много красивых вещей и забавных поделок, вы узнали, что такое вязание и как оно возникло. Теперь вы знаете, что необходимо для ручного вязания, а также как можно украсить дом и при этом сэкономить семейный бюджет, используя ненужные в доме вещи. Надеемся, что и вам захотелось попробовать свои силы в таком интересном и увлекательном занятии, как ручное вязание.

Расставаясь с вами, редколлегия журнала хотела бы узнать:

что вам понравилось?

что запомнилось?

что бы вы хотели увидеть в следующих номерах нашего журнала?

Учитывая ваши пожелания, редколлегия продолжит работу над следующими номерами журнала «Нить Ариадны». Надеемся на скорую встречу с вами. Спасибо за внимание.

До свидания.

Литература:

Васильева А.В. «Вязаная ляпочиха». «Школа и производство» №7 2003, стр.45

Искусство. Культура. Ремесло (материалы Ломоносовских педагогических чтений) 24 марта 1999 г., АО ИППК РО Архангельск, 2000

Климакова Г.Н. «Текстильный орнамент Коми». Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994 – 130 с.

Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Быстрый крючок», ЗАО издательство «Эксмо» 1999

Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Дружные спицы», М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 – 96 с.

Оберег, который всегда с тобой. «Правда Севера» №21 от 1 февраля 2003 г.

Интернет-ресурсы

Приложение 1

Джемпер "Лешуконье"

Платье "Пинежье"

Поморские рукавицы

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Салфетки

Кофты

Юбка Платье

Шапки, шарфы, варежки, носки

Игрушки

Бижутерия

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.