Урок русского языка в 4 классе «Рассказываем истории некоторых выражений»

6
0
Материал опубликован 13 August 2018

Урок русского языка

Разработан учителем начальных классов МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска Никишиной А.В.

Тема: «Рассказываем истории некоторых выражений»

Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами, их значениями и историей происхождения; учить пользоваться фразеологическим словарем для выяснения значения фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся, обогащая его фразеологическими оборотами; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Ход урока:

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! Новый день открывает урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был сегодня урок?

- А мне хочется, чтобы наш урок был увлекательным, радостным, осмысленным, комфортным. (Учитель показывает начальные буквы называемых слов)

- А так как главные творцы урока – это мы с вами, значит, всё в наших руках.

2. Орфографическая разминка

На доске: вет__ р

               верт __ тся

               заблудит?ся

              р __ збор

               на недел __

- Как всегда начнем с орфографической разминки.

3. Определение темы и задач урока

- Какое из слов часто встречается именно на уроках русского языка? (Разбор)

- Что такое разбор? (Это когда что-нибудь разбирают)

- Что разбираем на уроках русского языка? (Разбираем слова, предложения)

- Что разбирают в повседневной жизни? (Разбирают машину для ремонта, разбирают …)

- Много бывает разборов…. А про шапочный разбор вы слышали?

На доске: поспеть к шапочному разбору

- Что это за запись? (Фразеологизм)

- Случайно ли появление такого выражения на уроке? (Нет, значит, тема нашего урока связана с фразеологизмами)

На доску прикрепляется запись «Фразеологизмы»

- Что вы хотели бы узнать, работая с фразеологизмами? (Что это такое, значение фразеологизма, как появился)

На доску прикрепляется запись: «Понятие»

                                               «Значение»

                                               «Происхождение»

- Тема урока определена, задачи работы обозначены. Начинаем… Хотя нет, про помощников забыли, ведь в любом деле помощники не помешают! Что будет помощником на этом уроке? (Словарь)

- Смотрите, сколько словарей я принесла на урок. Выберите подходящий.

На выставке представлены различные словари.

- Представитель каждой группы выберите себе помощника.

- Какой словарь взяли? (Фразеологический.) Правильно, именно в этом словаре можно найти ответы на многие вопросы нашего урока. А теперь начинаем!

4. Работа над материалом урока

1) значение и происхождение выражения «поспеть к шапочному разбору»

- Вспомните факультатив «Развитие речи» и попробуйте коротко объяснить, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.)

- Устойчивое сочетание – это значит, в таком сочетании нельзя заменять слова, убирать слова.

- Поразмышляем над значением данного фразеологизма.

- Шапочный разбор… Разбирают что? (Шапки)

- А когда их обычно разбирают, забирают? (Перед уходом)

- Значит, успеть к шапочному разбору – это… (Прийти к окончанию чего-либо, т.е. опоздать)

- Проверим наши рассуждения.

Работа в учебнике стр. 86 упр. № 573

- Что скажете? (Мы рассуждали верно)

Выполнение заданий к упражнению.

- Спишите этот рассказ, решая поставленные орфографические задачи.

- Какие слова в тесте подсказывают, как произошло выражение к шапочному разбору. (Шапки разбирают)

- Подчеркните эти слова.

- А какое слово точно передает значение этого выражения? (Опоздал)

- Отметьте его галочкой.

- А в вашей жизни был такой случай, к которому подошло бы это выражение?

2) аукцион «Кто больше?»

- А вы знаете другие фразеологизмы? Итак, объявляю аукцион «Кто больше?», кто больше знает фразеологизмов.

Учащиеся называют известные им фразеологизмы.

- Молодцы!

- А какую роль выполняют в речи эти выражения? (Они украшают речь, делают её более яркой, выразительной)

- Вы стремитесь к тому, чтобы ваша речь была именно такой? Тогда наш урок поможет сделать ещё шаг, даже несколько шагов в этом направлении.

3) работа в парах стр. 26 задачника № 575

- Прочитайте фразеологизмы. Что необходимо будет сделать? (Объяснить значение каждого выражения)

- Эту работу выполните в парах. Для вас есть подсказка – «справочное бюро», откуда и возьмете подходящее объяснение.

Проверка работы

- Какое выражение вам было незнакомо?

- Над чем здесь нужно еще поработать? (Заполнить «окошки»)

Коллективно объясняются буквы на месте «окошек»

ФИЗПАУЗА

- Сравните значение двух последних фразеологизмов. (Эти выражения противоположны по значению)

- Верно, оказывается, как среди слов есть слова-антонимы и синонимы, так и у некоторых фразеологизмов есть выражения-антонимы и выражения-синонимы.

- Данная пара является антонимичными фразеологизмами.

- Кто из вас знает, как появились эти выражения - «спустя рукава» и «засучив рукава»?

Учащиеся высказывают свое мнение.

- Обратимся к задачнику, чтобы проверить ваши предположения.

Задачник стр. 27 упр. №576

- А вы, как предпочитаете работать? Молодцы!

- Перечитайте еще раз фразеологизмы из упр. № 575 и отыщите тот, который у людей иностранцев может вызвать огромное удивление? (Зарубить на носу)

- Мы-то с вами знаем, что наш собственный нос останется цел, но откуда же он взялся в этом выражении? (В старину словом нос называли специальную дощечку, на которой делали зарубку, чтобы не забыть о долге, одна часть носа оставалась у того, кто должен, а другая у того, кому должны)

- Удивителен наш язык!

4) составление фразеологизмов по опорному слову

Работа в группах

- Слова из орфографической минутки тоже подходят к теме урока, каждое из них входит во фразеологизм.

- Поработайте в группах, вспомните эти фразеологизмы.

Проверка.

Ветер в голове – легкомысленный человек.

Бросать слова на ветер – говорить впустую, необдуманно обещать.

Бросать деньги на ветер – неразумно тратить деньги.

Вертеться как белка в колесе – находиться в постоянных хлопотах, суетиться.

В трех соснах заблудиться – запутаться в чем-то простом

Семь пятниц на неделе – частая перемена решений, настроений.

- Кому чаще всего приходится вертеться как белка в колесе? (Маме)

- А вам приходилось заблудиться в трех соснах? (На уроках, при выполнении заданий)

5) разгадывание фразеологизма по рисунку и изображение фразеологизма

пантомимой

Работа в группах

- По словам смогли вспомнить фразеологизмы? А сможете по рисунку понять, какой фразеологизм задуман?

- А потом показать эту ситуацию, чтобы и остальные группы отгадали задуманный фразеологизм?

Каждой группе выдается рисунок.

Водить за нос

 Плясать под чужую дудку

 

Убить двух зайцев

 

 

 

5. Итог урока

- Над какой темой работали? (Фразеологизмы)

- Справились с поставленными задачами? Значение каких фразеологизмов теперь знаете?

- О происхождении каких фразеологизмов можете рассказать?

6. Рефлексия

- Пришло время определить, как успешен был для каждого из вас этот урок.

- Выберите подходящий фразеологизм.

На доске:

НАМОТАЛ (А)  НА УС                                  

СЛЫШАЛ (А)   КРАЕМ УХА                               

НИ В ЗУБ НОГОЙ

7. Домашнее задание

- Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?

При наличии времени в конце урока учитель читает стихотворение.

 

Сергей Скачко «Язык»

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.