Урок русского языка в 4 классе «Рассказываем истории некоторых выражений»
Урок русского языка
Разработан учителем начальных классов МБОУ «Гимназия №3» г. Брянска Никишиной А.В.
Тема: «Рассказываем истории некоторых выражений»
Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами, их значениями и историей происхождения; учить пользоваться фразеологическим словарем для выяснения значения фразеологизмов; расширять словарный запас учащихся, обогащая его фразеологическими оборотами; воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Ход урока:
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Новый день открывает урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был сегодня урок?
- А мне хочется, чтобы наш урок был увлекательным, радостным, осмысленным, комфортным. (Учитель показывает начальные буквы называемых слов)
- А так как главные творцы урока – это мы с вами, значит, всё в наших руках.
2. Орфографическая разминка
На доске: вет__ р
верт __ тся
заблудит?ся
р __ збор
на недел __
- Как всегда начнем с орфографической разминки.
3. Определение темы и задач урока
- Какое из слов часто встречается именно на уроках русского языка? (Разбор)
- Что такое разбор? (Это когда что-нибудь разбирают)
- Что разбираем на уроках русского языка? (Разбираем слова, предложения)
- Что разбирают в повседневной жизни? (Разбирают машину для ремонта, разбирают …)
- Много бывает разборов…. А про шапочный разбор вы слышали?
На доске: поспеть к шапочному разбору
- Что это за запись? (Фразеологизм)
- Случайно ли появление такого выражения на уроке? (Нет, значит, тема нашего урока связана с фразеологизмами)
На доску прикрепляется запись «Фразеологизмы»
- Что вы хотели бы узнать, работая с фразеологизмами? (Что это такое, значение фразеологизма, как появился)
На доску прикрепляется запись: «Понятие»
«Значение»
«Происхождение»
- Тема урока определена, задачи работы обозначены. Начинаем… Хотя нет, про помощников забыли, ведь в любом деле помощники не помешают! Что будет помощником на этом уроке? (Словарь)
- Смотрите, сколько словарей я принесла на урок. Выберите подходящий.
На выставке представлены различные словари.
- Представитель каждой группы выберите себе помощника.
- Какой словарь взяли? (Фразеологический.) Правильно, именно в этом словаре можно найти ответы на многие вопросы нашего урока. А теперь начинаем!
4. Работа над материалом урока
1) значение и происхождение выражения «поспеть к шапочному разбору»
- Вспомните факультатив «Развитие речи» и попробуйте коротко объяснить, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов.)
- Устойчивое сочетание – это значит, в таком сочетании нельзя заменять слова, убирать слова.
- Поразмышляем над значением данного фразеологизма.
- Шапочный разбор… Разбирают что? (Шапки)
- А когда их обычно разбирают, забирают? (Перед уходом)
- Значит, успеть к шапочному разбору – это… (Прийти к окончанию чего-либо, т.е. опоздать)
- Проверим наши рассуждения.
Работа в учебнике стр. 86 упр. № 573
- Что скажете? (Мы рассуждали верно)
Выполнение заданий к упражнению.
- Спишите этот рассказ, решая поставленные орфографические задачи.
- Какие слова в тесте подсказывают, как произошло выражение к шапочному разбору. (Шапки разбирают)
- Подчеркните эти слова.
- А какое слово точно передает значение этого выражения? (Опоздал)
- Отметьте его галочкой.
- А в вашей жизни был такой случай, к которому подошло бы это выражение?
2) аукцион «Кто больше?»
- А вы знаете другие фразеологизмы? Итак, объявляю аукцион «Кто больше?», кто больше знает фразеологизмов.
Учащиеся называют известные им фразеологизмы.
- Молодцы!
- А какую роль выполняют в речи эти выражения? (Они украшают речь, делают её более яркой, выразительной)
- Вы стремитесь к тому, чтобы ваша речь была именно такой? Тогда наш урок поможет сделать ещё шаг, даже несколько шагов в этом направлении.
3) работа в парах стр. 26 задачника № 575
- Прочитайте фразеологизмы. Что необходимо будет сделать? (Объяснить значение каждого выражения)
- Эту работу выполните в парах. Для вас есть подсказка – «справочное бюро», откуда и возьмете подходящее объяснение.
Проверка работы
- Какое выражение вам было незнакомо?
- Над чем здесь нужно еще поработать? (Заполнить «окошки»)
Коллективно объясняются буквы на месте «окошек»
ФИЗПАУЗА
- Сравните значение двух последних фразеологизмов. (Эти выражения противоположны по значению)
- Верно, оказывается, как среди слов есть слова-антонимы и синонимы, так и у некоторых фразеологизмов есть выражения-антонимы и выражения-синонимы.
- Данная пара является антонимичными фразеологизмами.
- Кто из вас знает, как появились эти выражения - «спустя рукава» и «засучив рукава»?
Учащиеся высказывают свое мнение.
- Обратимся к задачнику, чтобы проверить ваши предположения.
Задачник стр. 27 упр. №576
- А вы, как предпочитаете работать? Молодцы!
- Перечитайте еще раз фразеологизмы из упр. № 575 и отыщите тот, который у людей иностранцев может вызвать огромное удивление? (Зарубить на носу)
- Мы-то с вами знаем, что наш собственный нос останется цел, но откуда же он взялся в этом выражении? (В старину словом нос называли специальную дощечку, на которой делали зарубку, чтобы не забыть о долге, одна часть носа оставалась у того, кто должен, а другая у того, кому должны)
- Удивителен наш язык!
4) составление фразеологизмов по опорному слову
Работа в группах
- Слова из орфографической минутки тоже подходят к теме урока, каждое из них входит во фразеологизм.
- Поработайте в группах, вспомните эти фразеологизмы.
Проверка.
Ветер в голове – легкомысленный человек.
Бросать слова на ветер – говорить впустую, необдуманно обещать.
Бросать деньги на ветер – неразумно тратить деньги.
Вертеться как белка в колесе – находиться в постоянных хлопотах, суетиться.
В трех соснах заблудиться – запутаться в чем-то простом
Семь пятниц на неделе – частая перемена решений, настроений.
- Кому чаще всего приходится вертеться как белка в колесе? (Маме)
- А вам приходилось заблудиться в трех соснах? (На уроках, при выполнении заданий)
5) разгадывание фразеологизма по рисунку и изображение фразеологизма
пантомимой
Работа в группах
- По словам смогли вспомнить фразеологизмы? А сможете по рисунку понять, какой фразеологизм задуман?
- А потом показать эту ситуацию, чтобы и остальные группы отгадали задуманный фразеологизм?
Каждой группе выдается рисунок.
Водить за нос
Плясать под чужую дудку
Убить двух зайцев
5. Итог урока
- Над какой темой работали? (Фразеологизмы)
- Справились с поставленными задачами? Значение каких фразеологизмов теперь знаете?
- О происхождении каких фразеологизмов можете рассказать?
6. Рефлексия
- Пришло время определить, как успешен был для каждого из вас этот урок.
- Выберите подходящий фразеологизм.
На доске:
НАМОТАЛ (А) НА УС
СЛЫШАЛ (А) КРАЕМ УХА
НИ В ЗУБ НОГОЙ
7. Домашнее задание
- Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?
При наличии времени в конце урока учитель читает стихотворение.
Сергей Скачко «Язык»
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.