Презентация «Устройство и принцип действия машин постоянного тока»
Выполнила преподаватель специальных дисциплин Войсковая Елена Юрьевна ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
1834 год был создан в России академиком Б.С. Якоби двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1838 год был построен мощный электродвигатель, который использовался для привода гребного винта речного катера.
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ НЕПОДВИЖНАЯ ЧАСТЬ ИНДУКТОР ВРАЩАЮЩАЯСЯ ЧАСТЬ ЯКОРЬ ЩЁТОЧНО-КОЛЛЕКТОРНЫЙ УЗЕЛ
ИНДУКТОР СТАНИНА(8) ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА Служит для создания магнитного поля машины Служит для крепления полюсов и подшипниковых щитов и является частью магнитопровода предназначены для создания магнитного поля возбуждения Состоят из сердечника (7) и полюсных катушек (6) 8 7 6
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ГЛАВНЫЕ ПОЛЮСА 3 1 – СТАНИНА КАРКАСНЫЕ БЕСКАРКАСНЫЕ 2 – СЕРДЕЧНИК ГЛАВНОГО ПОЛЮСА 3 – ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ 1 2 4 4 – КАРКАС
ЯКОРЬ СЕРДЕЧНИК (5) ЯКОРНАЯ ОБМОТКА(13) 13 5 Служит для создания вращающего момента Изготавливается из медного провода и состоит из отдельных секций Имеет продольные пазы, в которые укладывается якорная обмотка
ЩЁТОЧНО-КОЛЛЕКТОРНЫЙ УЗЕЛ КОЛЛЕКТОР (3) ЩЁТОЧНЫЙ УЗЕЛ (4) 3 4 Механический преобразователь переменного тока в постоянный и наоборот Вращающаяся часть машины, состоит из коллекторных пластин и служит для крепления якорной обмотки Является неподвижной частью машины и служит для подвода или отвода электрического тока
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА КОЛЛЕКТОР Вращающаяся часть машины и состоит из коллекторных пластин Изготавливаются из меди, имеют трапецеидальную форму и служат для крепления якорной обмотки КОЛЛЕКТОРНЫЕ ПЛАСТИНЫ
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1 – ЗАЖИМ 4 – ПРУЖИНА 2 1 ЩЁТОЧНЫЙ АППАРАТ 5 6 3 4 3 – ЩЁТКА 2 – ОБОЙМА 5 – ГИБКИЙ ТРОСИК 6 – КУРОК
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА Служит для крепления щёток Являются неподвижной частью машины и служат для подвода или отвода электрического тока ЩЕТОЧНЫЙ АППАРАТ Представляет собой откидную деталь, передающую давление пружины на щетку Служит для включения щетки в электрическую цепь машины ОБОЙМА КУРОК ГИБКИЙ ТРОСИК ЩЕТКА
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЗЛЫ Служит для визуального осмотра коллектор и щёток Служат для обеспечения механической прочности машины Служит для самовентиляции машины ВЕНТИЛЯТОР СМОТРОВОЕ ОКНО ПОДШИПНИКОВЫЕ ЩИТЫ
УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА 8 7 6 11 8 – СТАНИНА 7 – СЕРДЕЧНИК ГЛАВНЫХ ПОЛЮСОВ 6 – ПОЛЮСНЫЕ КАТУШКИ 11 – ЛАПЫ ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ 5 13 3 4 10 2 12 9 1 5 – СЕРДЕЧНИК ЯКОРЯ 13 – ЯКОРНАЯ ОБМОТКА 3– КОЛЛЕКТОР 4 – ЩЁТОЧНЫЙ АППАРАТ 10 –ВЕНТИЛЯТОР 2– СМОТРОВОЕ ОКНО 12 – ВАЛ 9 – ЗАДНЯЯ КРЫШКА 1 – ПОДШИПНИК
КЛАССИФИКАЦИЯ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА
Машины постоянного тока Машины с электромагнитным возбуждением Машины с магнитоэлектрическим возбуждением Классификация машин постоянного тока
Машины с магнитоэлектрическим возбуждением Магнитное поле машины создаётся с помощью постоянных магнитов Uном ОЯ Iном
Машины с электромагнитным возбуждением Магнитное поле машины создаётся с помощью тока, протекающего по обмотке возбуждения независимого возбуждения параллельного возбуждения последовательного возбуждения смешанного возбуждения
ОЯ Машины с независимым возбуждением Обмотка якоря и обмотка возбуждения включены параллельно и питаются от разных источников питания Uном Uов ОВ Iном Iов
Машины с параллельным возбуждением Обмотка якоря и обмотка возбуждения включены параллельно и питаются от одного источника питания Uном ОЯ ОВ Iном Iов Iоя Двигатель Генератор Iном Iов
Машины с последовательным возбуждением Обмотка якоря и обмотка возбуждения включены последовательно и питаются от одного источника питания Uном ОЯ ОВ Uоя Iном Uов
Машины со смешанным возбуждением Обмотка якоря и две обмотки возбуждения включены последовательно и параллельно и питаются от одного источника питания обмотки возбуждения включены согласно обмотки возбуждения включены встречно
Обмотки возбуждения включены согласно Uном ОЯ ОВ1 ОВ2 Iном Iов2 Iоя
Обмотки возбуждения включены встречно Uном ОЯ ОВ1 ОВ2 Iном Iов2 Iоя
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ МПТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОРНЫЙ
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Iя Iя
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Iя Iя Фв
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ N S Iя Фв FЭМ FЭМ Мэм Мэм n
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ N S Iя Фв Мэм Мэм n Ея Ея
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Iя Мэм Uя ↑ Fэм ↑ Eя n Фя ↑ ↑ Iв Фв Uв Mэм = M2 + M0 Uя = Ея + IяRя
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Фв n
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Фв n Ея Ея Iя Iя
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Фв n Ея Ея Iя Iя FЭМ FЭМ Мэм Мэм
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ N S Iв Iв Фв n Ея Ея Iя Iя Мэм Мэм
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ Iя М1 ↑ Fэм ↑ Eя n Фя ↑ ↑ Iв Фв Uв Mэм = M1 - M0 Uя = Ея - IяRя Мэм
ГЕНЕРАТОРНЫЙ РЕЖИМ ↑ ↑ М1 n ↑ ↑ Iв Фв Uв Iя Eя Фя Fэм Мэм ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ Мэм Fэм ↑ ↑ Iя Uя Фя Iв Фв Uв ↑ ↑ n Ея