План-конспект урока Машина постоянного тока для СПО

3
0
Материал опубликован 6 August 2016 в группе

План-конспект урока.
«Машина постоянного тока».

Цель: Обобщить взаимосвязь электрических и магнитных явлений на примере работы машины постоянного тока (МПТ).

Задачи:

Предметно-информационная: формирование представлений об устройстве и принципах действия машины постоянного тока;

Деятельностно-коммуникативная: совершенствование метода учащимися материала на основе фронтального эксперимента;

Ценностно-ориентирующая:

а) развитие диалектического мышления;

б) развитие способности к самооценке уровня усвоения знаний.

 

Ход урока

Повторение

Вы уже знаете, что проводник с током создает маг. поле (опыт Эрстеда в 1820г.) (Демонстрация опыта с витком с током).

Вопрос: если эл. ток создает маг. поле, то возможно ли создание маг. полем эл. тока?

Ответ: ответ был получен более чем через 10 лет после опыта Эрстеда. В 1831 году английский физик М. Фарадей открыл явление э/м индукции. (Демонстрация явления э/м индукции).

Вы видите, что покоящийся магнит не создает эл. тока. При перемещении магнита относительно катушки в ней возникает эл. ток. Не обязательно двигать магнит, можно перемещать и катушку. Также ток будет возникать, если катушка вращается в маг. поле.

Изучение МПТ

Оба, только что повторенных явления, нашли применение в МПТ.

Машина постоянного тока - устройство, осуществляющее взаимные превращения электромагнитной и механической энергии.

Оборудование на столах учащихся:

МПТ (модель);

Амперметр;

Источник тока;

Соединительные провода.

Основные части МПТ: (Учащиеся рассматривают модель)

Катушка с сердечником - якорь;

Постоянный магнит (или электромагнит) - индуктор;

Скользящие контакты - щетки и кольца.

МПТ обладает обратимостью: она может работать как электродвигатель (ЭД) и как генератор (Г).

ЭД - устройство, преобразующее эл. энергию в механическую; Г - устройство, преобразующее мех. энергию в электрическую.

Выполнение эксперимента

Сейчас ваша задача использовать МПТ как ЭД и как Г.

Опыты:

1) Подключаете МПТ к источнику тока и наблюдаете вращение якоря. Это ЭД. При смене полярности источника якорь вращается в другую сторону.

2) Отключите МПТ от источника, присоедините к ней амперметр. Механически вращайте якорь и наблюдайте возникновение тока. Это Г.

Подведение итогов эксперимента

Систематизируйте полученные знания в виде таблицы, сравнительным образом характеризующей ЭД и Г:

Название

устройства

Явление, на котором основано действие

Автор и год открытия

Превращение

энергии

Применение

Электро-

двигатель

Возникновение маг. поля вокруг проводника с током

Эрстед,

1820г.

Электрическая в

механическую

Эл. бытовые приборы (пылесос, стирал, машина, вентилятор и т.д.).

Механизмы (экскаватор, под. кран, насос и др.)

Генератор

Электромагнитная

индукция

Фарадей,

1831г.

Механическая в

электрическую

Производство

электроэнергии

(Для проверки заполнения таблицы используется самоконтроль)

V. Заключение

И так, сегодня вы на опыте убедились, что электрические и магнитные явления взаимосвязаны. Осознание этого факта не только позволяет использовать данные явления на практике, но и расширяет представления об окружающем мире.

Комментарии
Комментариев пока нет.