Программа внеурочной деятельности «Информатика» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12» города Калуги
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического приказом директора школы
совета школы от «___» августа 2017г. от «___» августа 2017г. № ________
протокол №_____
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Информатика»
2 - е класса
г. Калуга 2017 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивание собеседника и ведение диалога;
признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
1-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить лишний предмет в группе однородных;
давать название группе однородных предметов;
находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
называть последовательность простых знакомых действий;
находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
отличать заведомо ложные фразы;
называть противоположные по смыслу слова.
2-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
точно выполнять действия под диктовку учителя;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
изображать графы;
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
изображать множества с разным взаимным расположением;
записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».
1 класс (33ч) – 2-й класс (34 ч)
План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.
Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.
Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.
Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить лишний предмет в группе однородных;
• предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
• выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
• находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
• разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
• называть последовательность простых знакомых действий;
• приводить примеры последовательности действий в быту, сказках;
• находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
• точно выполнять действия под диктовку учителя;
• отличать заведомо ложные фразы;
• называть противоположные по смыслу слова;
• отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
3-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Модели в информатике (7 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• изображать графы;
• выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
4-й класс (34 ч)
Алгоритм (9 ч)
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение, указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров.
Объекты (8 ч)
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема («дерево») состава. Адреса объектов. Адреса компонент составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 ч)
Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если – то». Цепочки правил вывода. Простейшие «и-или» графы.
Модели в информатике (7 ч)
Приемы фантазирования («наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приемов фантазирования к материалам предыдущих разделов (к алгоритмам, объектам и др.)
В результате обучения учащиеся будут уметь:
• определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
• описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
• заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
• выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
• изображать множества с разным взаимным расположением;
• записывать выводы в виде правил «если – то»;
• по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если–то».
Тематическое планирование «Информатика» 2 класс:
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
N |
Дата |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 |
Признаки предметов |
1ч |
Определять значение признака – цвет предметов, выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака. |
|
2 |
Описание предметов |
1ч |
Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. |
|
3 |
Состав предметов |
1ч |
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
|
4 |
25.09 |
Действия предметов |
1ч |
Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
5 |
02.10 |
Симметрия |
1ч |
Находить ось симметрии некоторых фигур, определять понятие симметричности фигур, ось симметрии. Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать понятия «симметричность фигур», «ось симметрии». Уметь находить ось симметрии некоторых фигур |
6 |
09.10 |
Координатная сетка |
1ч |
Иметь представление о координатной сетке. Знать о локализации предметов на координатной сетке. Уметь находить предмет на координатной сетке. |
7 |
16.10 |
Игра-соревнование по теме «План действий». |
1ч |
Уметь находить особенные черты в группе предметов с общим названием. |
8 |
23.10 |
Разбор игры. |
1ч |
Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
9 |
II чет. |
Повторение пройденного материала |
1ч |
Определять последовательность событий. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
10 |
Действия предметов |
1ч |
Уметь сравнивать группы предметов по количеству. Называть последовательность простых знакомых действий; находить пропущенное действие в знакомой последовательности. |
|
11 |
Обратные действия |
1ч |
Уметь определять действие обратное данному. |
|
12 |
Последовательность событий |
1ч |
Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. |
|
13 |
Алгоритм |
1ч |
Определять последовательность событий. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму |
|
14 |
Ветвление |
1ч |
Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
|
15 |
Игра –соревнование по теме «Отличительные признаки предметов» |
1ч |
Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
|
16 |
Повторение. Анализ игры. |
1ч |
Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. |
|
17 |
Множество. Элементы множества |
1ч |
Определять принадлежность элемента множеству. |
|
18 |
Способы задания множеств |
1ч |
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. |
|
19 |
Сравнение множеств |
1ч |
Выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам. |
|
20 |
Отображение множеств |
1ч |
Ставить в соответствие элементам одного множества элемент другого множества. |
|
21 |
Кодирование |
1ч |
Ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия. |
|
22 |
Вложение множеств |
1ч |
Знать об отношениях между множествами. Знать понятия «вложенность», «подмножество». |
|
23 |
Пересечение множеств |
1ч |
Находить объединение и пересечение наборов предметов. Уметь определять элементы, принадлежащие пересечению множеств. |
|
24 |
Объединение множеств |
1ч |
Находить объединение и пересечение наборов предметов. Уметь определять элементы, принадлежащие объединению множеств. |
|
25 |
Игра по теме «Множества» |
1ч |
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы |
|
26 |
Разбор игры. |
1ч |
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы |
|
27 |
Повторение по теме «Множества» |
1ч |
Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы |
|
28 |
Высказывание. Понятие Истина и Ложь |
1ч |
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. |
|
29 |
Отрицание |
1ч |
Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. |
|
30 |
Высказывания со связками и, или |
1ч |
Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». |
|
31 |
Графы. Деревья. |
1ч |
Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. |
|
32 |
Комбинаторика. Повторение |
1ч |
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
|
33 |
Игра –соревнование по изученным темам. |
1ч |
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. |
|
34 |
Разбор игры. Подведение итогов. |
1ч |
Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх |