Теоретический урок физической культуры «В 21 век без вредных привычек» (9–11 класс)
Форма работы: Ролевая игра.
Цель: Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.
Задачи:
1). Показать негативное влияние курения на подростка;
2). Раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;
3). Воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенности, чтобы делать осознанный выбор во всем.
Продолжительность: 45 минут.
Оборудование:
Методики и технологии, используемые на данном мероприятии:
1). Ведение дискуссии
2). Публичные выступления
3). Работа в группах.
Ход мероприятия
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово. Желают друг другу здоровья.
Ребята! Вы уже стали совсем взрослыми и скоро встанете у руля управления страной, будете обучать детей, защищать честь страны в спортивных состязаниях, издавать законы. А для этого надо быть физически и духовно здоровыми. Как известно, если будут здоровы дети, то будет здоровой и страна.
- Что же для этого надо сделать, как сохранить здоровое поколение?
(Беседа с учащимися.)
- Я согласна с вами, кто же сможет сформулировать тему нашего занятия? (высказывания)
Слайд 2
- Тема нашего урока «В 21 век - без вредных привычек» - на сегодняшний день это широко обсуждаемая тема, думаю и мы не должны остаться в стороне .
- по вашему мнению, какие проблемы мы можем обсудить на уроке?
(Обсудим проблемы здоровья людей и проблему продления жизни и выясним почему нужно вести борьбу с вредными привычками)
Слайд 3
-А конкретно мы сегодня поговорим о вреде курения,
и я приглашаю инициативную группу, которая выполнила проект « Курение - зло». Слайд 4
Выходят участники.
Хором они произносят: Мы, команда, Минздрав! В это время поднимают таблички вверх. На них написано: Молодые, Интеллектуальные, Находчивые,Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые.
Первый: - Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
Второй: - И пришли мы сегодня к вам, чтобы вас немного просветить, а может быть, и озадачить.
Слайд 5
Третий: - Выполняя проект, наша группа провела исследование. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Согласно статистике, курение преобладает в школе над спиртным и наркотиками. Ссылаясь на данные опроса школьников по России курят с 6 по 11 класс: 6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11 класс – 65%.
Слайд 6
Четвёртый: - В ходе нашего проекта нами было проведено исследование среди школьников, результаты показали, что 35 % имеют вредную привычку курения. Для анонимного опроса были приглашены ученики 8-11 классов, возраст которых составляет до 16 лет. Из 236 человек, курящими оказались 83 ученика, что составило 35%. Проведенное анкетирование дало следующий результат.
Слайд 7
1. Пробовали ли вы курить
Да -68 нет -32
Слайд 8
2.Первую сигарету выкурили
С другом-40
В компании- 55
Не пробовал-5
Слайд 9
3.Почему подростки курят? Чтобы считаться…
Современным- 32
За компанию -10
Ради Интереса- 58
Слайд 10
4. Хотел бы ты, чтобы в твоей семье были курильщики?
Да- 0
Нет- 100
Слайд 11
5. На твой взгляд курение – это…
Полезное- 0
Вредное- 97
Удовольствие- 3
Затрудняюсь ответить-0
Слайд 12
6.Считаешь ли ты обсуждаемую проблему важной?
Да-55
Нет- 16
Личное дело каждого-29
Шестой: - Чтобы не быть голословными мы вам предлагаем посмотреть эксперимент, который наглядно покажет какое количество вредных веществ остается в легких после одной выкуренной сигареты. (группа учащихся своими руками сделали из пластиковых бутылок макет легких)
Слайд 13 (эксперимент)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам пообщаться с врачами, они расскажут, какой вред приносит нам, эта пагубная привычка.
Фтизиатр. Слайд 14
Первый удар принимает на себя дыхательная система – трахея, бронхи, легкие. Слайд15
Легочная ткань некурящего человека – розового цвета, эластична. У курильщика легкие почти черные от отложения никотина. У курящего человека развивается кашель и активизируется выделение мокроты. Малые дыхательные пути воспаляются и сужаются. Слизистая оболочка трахей и бронхов покрыта клеточками, которые имеют реснички. В результате колебательных движений ресничек трахей и бронхи освобождаются от мельчайших инородных частиц, которые попадают туда при дыхании.
Слайд 16
Под действием табачного дыма реснички теряют способность к колебательным движениям, очищение трахей и бронхов становится возможным только при кашле, развиваются хронические воспаления – бронхит, трахеит.
Слайд17
Входящие в состав табачного дыма канцерогенные вещества способствуют развитию рака легкого. Курящие люди заболевают раком легких в 30 раз чаще, чем некурящие.
Кардиолог. Слайд18
Сердце ребенка помимо постоянной работы должно ещё расти, а значит, получать питательные вещества. При наличии никотина не может нормально формироваться мышца и нервный аппарат сердца. После каждой выкуренной сигареты повышается давление крови.
Слайд 19
Дым вызывает сужение сосудов периферических артерий, образование тромбов, сокращение периода жизни тромбоцитов. В крови курильщика повышается содержание холестерина и увеличивается риск наступления внезапной смерти и развития атеросклеротического заболевания.
После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосудов примерно в течение 30 минут, это приводит к увеличению нагрузки на сердце. С годами у заядлых курильщиков возникает «хромота» – боли в конечностях при непродолжительной нагрузке.
Слайд 20
Токсические воздействия никотина сказываются и на самой крови: замедляется движение красных кровяных клеток, несущих кислород к тканям, патологически изменяется защитная функция белых кровяных клеток, борющихся с микробами и вирусами, снижается способность красных кровяных пластинок склеиваться друг с другом, что имеет большое значение для свертывания крови, для остановки кровотечения
Врач-гастроэнтеролог Слайд 21
Внутренние органы детей находятся в состоянии интенсивного роста.
Слайд 22
При курении табака часть его сгорает; дым, втягиваемый курильщиком, содержит никотин, окись углерода, следы синильной кислоты и другие химические вещества. Желудок, пищевод в подростковом возрасте выстилается эпителием. Никотин, попадая в пищевод, желудок обжигает эпителий, происходит слущивание клеток и постепенно будут образовываться маленькие язвочки. Очень сильное токсическое действие никотин оказывает на печень: никотин проникает в клетки печени, способствует накоплению жира в них.
Слайд 23
Только потому, что никотин поступает в организм не сразу, а небольшими дозами, курильщик не получает острого, а подвергается хроническому отравлению. Возникают расстройства пищеварения и раковые заболевания. Чем ниже сорт табака, тем больше он содержит никотина.
Слайд 24
Учитель: Благодарим наших медиков за полезную информацию. Мы увидели, как нелегко приходится органам. Каждую минуту им приходится бороться за жизнь. Ребята, представляете, что бы мы могли услышать от внутренних органов курильщика. Думаю примерно это.
Сердце: Мне так плохо, так устало,
И нет уж больше сил стучать.
Наверное, осталось мало…
Могли бы только вы понять-
Мне не хватает кислорода,
Меня так душит никотин,
А этот яд непобедим.
Мои сосуды кровяные
В дыму сгорают день за днем,
И если вы нас не спасете,
Мы только от куренья пропадем!
Головной мозг: Иссушил меня проклятый злодей,
Нету больше светлых идей,
Он мои нейроны украл
И на пачку сигарет поменял.
Я теперь и за долгий срок
Не могу выучить данный урок.
И внимания, и памяти нет-
Все от этих проклятых сигарет.
Не искупить бедой вину-
Строг приговор:
За страсть к куренью
Пустеет комната ума,
Где был мир идей, теперь там тьма.
Легкие: Ой, мы бедные, сожженные совсем,
Мы хотим спросить вас, люди:
А вы курите зачем?
Сигареты отравляют,
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет,
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий, чистый кислород,
Чтобы газом ядовитым
Не давать нам больше вход!
Учитель: Для полноты картины я предлагаю вам посмотреть видеоролик: «О вреде курения».
Просмотр видеоролика Слайд 25
Учитель: Слайд 26
Я предлагаю подумать и обсудить, не слишком ли высока цена, которую платит человек, добровольно взявший в руки этот яд? Что мы можем сделать в рамках нашей школы для профилактики вредных привычек?
(дискуссия)
Заключение
Слайд 27
Вот и подошло к концу наше занятие. Каким бы ни было ваше отношение к курению, возможно, кто - то курит каждый день, кто - то от случая к случаю или не курит вовсе – в любом случае ваше будущее зависит от вашего выбора. И может на правильный выбор подтолкнет именно наше занятие. Если вы любите себя и цените свое здоровье, вы скажешь «нет» всему, что может принести вред.
Рефлексия:
Слайд 28
Ребята, возьмите в руки сосуд с огнем, который символизирует жизнь, и передовая из рук в руки ответьте на эти вопросы.
· Я для себя открыл …
· у меня появились вопросы…
· я получил ответы на интересующие меня вопросы…
· Я хочу дать совет своим товарищам…