Дидактические приемы активного обучения биологии «В движении»
«В движении!» (дидактические приемы активного обучения биологии)
Все, что вы сегодня увидите, объединено одной темой: «Движение». Движение от простого к сложному, таков главный принцип моей педагогической деятельности. Научить всему невозможно, открыть все мировые тайны – нельзя, дать однозначные ответы на все вопросы – неправильно. Моя задача состоит в том, чтобы ученики могли сказать: «Я еще не научился достигать конца пути, но уже научился не топтаться на месте». Говоря о сути своей работы, использую простую математическую формулу: взаимопонимание + взаимодействие = сотрудничество и движение вперед, к цели.
Тема моего мастер – класса - «В движении».
Цель: знакомство с отдельными дидактическими приемами активного обучения биологии, которые могут быть полезны нашей педагогической аудитории.
Мое сердце сейчас находится в таком движении, потому что я очень волнуюсь. С понятием «движение» мы сталкиваемся достаточно часто. Каждый день у нас происходит эмоциональное движение, физиологическое, психологическое, физическое и т.д. Это понятие, которое преследует нас всю жизнь. Оно есть в каждой области и в каждой науке.
Если рассматривать движение в биологии, то это одно из главных свойств живых организмов, т.е. это перемещение организмов в пространстве и времени.
Мне бы сейчас хотелось узнать у своих коллег, а есть ли в их предмете движение.
Продолжите фразу
В моем предмете движение……
В каждом предмете есть движение. Я предлагаю вам рассмотреть дидактический прием кроссенс (пересечение смыслов).
Что же такое "Кроссенс"?
Понятие "кроссенс" придумано Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Кроссенс представляет собой цепочку ассоциаций, замкнутую в поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Этот прием можно использовать на уроках при изучении нового материала, создании проблемной ситуации, при закреплении и обобщении изученного и активизации познавательной деятельности на любом уроке.
Я предлагаю фокус – группе разгадать кроссенс.
Ваша задача, используя опорные схемы, составить ассоциативную цепочку и определить смысл, заключенный в 5 картинке. Помните, что связь между картинками осуществляется по часовой стрелке или против часовой стрелки. На выполнение задания даю 5 минут.
Участникам группы даются картинки – подсказки:
- среда обитания (наземно – воздушная, водная, почвенная и организменная)
- ходильные животные (бег, ползание, полет, ходьба, прыжки, плавание)
- стопоходящие животные (человек, медведь, обезьяна)
- пальцеходящие (рысь, лев, кошка)
- копытные (лошадь, олень, лань)
Пока группа работает, мне хотелось бы, пообщаться с залом и познакомить коллег с приемом синтеза, который помогаем мне на уроках активизировать деятельность учащихся.
Этот прием заставляет задуматься над тем или иным понятием, его можно использовать для развития творческих способностей учеников или для переключения внимания от одной деятельности к другой.
Итак, синтез – логический прием, с помощью которого отдельные элементы соединяются в целое.
В данном случае синтез необходим, чтобы подтолкнуть человека или ученика к творчеству, т.е. связать такие вещи, как цвет запаха, вкус цвета.
Мне бы хотелось, чтобы ответили вы на вопросы:
- Какой имеет вкус движение?
- Какую форму имеет движение?
- Какая музыка вам слышится при слове движение?
- Какой цвет вы выбрали при движении?
- Какое на ощупь было бы движение?
Следующий прием, который я использую на уроках - «Ромб ассоциаций» (слайд).
Суть в следующем. Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается высказывание, например: «Вставай! Так долго отдыхая, утратишь силу ты сполна, ведь не приносит урожая невспаханная целина»
Те, кто находится слева произносят фразу, слово, словосочетание из текста, а те, кто справа – придумывают чувства, образы, ассоциации, вызванные услышанным.
Опрос
- Вы спросите, зачем этот прием нужен? Это помогает актуализировать субъектный опыт учащихся, активизировать внимание учащихся на уроке.
- А теперь я обращаюсь к группе, которая работала с «Кроссенс».
- Объясните, как картинки связаны между собой и как центральная картинка связывает остальные (в центре «Бурлаки на Волге»).
Объяснения
Последний прием - «Зоологическая пантомима».
- Прошу всех участников фокус - группы выйти ко мне. Выберете листок, на котором написан способ передвижения.
Ваша задача - максимально точно изобразить животного в движении (реактивные движения, прыжки, ходьба, скольжение), чтобы зрители определили животное и его способ передвижения.
Вам были представлены некоторые приемы, которые можно использовать на любом уроке для активизации познавательной деятельности учащихся.
Свое выступление хотелось бы закончить стихотворением Вадима Шефнера «Не привыкайте к чудесам»
Не привыкайте к чудесам
Дивитесь им, дивитесь
не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь
приглядывайтесь к облакам
Прислушивайтесь к птицам
Прикладывайтесь к родникам
Ничто не повторится
За шагом шаг
За годом, год
Впадайте в изумленье
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье
А мгновение – это движение.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Дудаева Ольга Николаевна