В мире интересного или физика вокруг нас

3
0
Материал опубликован 4 February 2016

Тип урока: урок повторения предметных знаний.

 
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454609932.doc (Приложение №1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1454610006.doc (Приложение №2)

Цели урока:
предметные: закрепить и углубить знания по ранее изученному материалу;
метапредметные УУД: развить познавательный интерес к физике; оценивать уровень владения материалом;развить умение вести себя в нестандартных ситуациях;
личностные: сформировать устойчивую мотивацию к изучению предмета; научиться анализировать, обобщать и делать выводы, используя разные знания.
 
Используемые ресурсы:
  • http://znanija.com/task/2189090
  • http://kontr555.narod.ru/viktorina7.JPG
  • http://class-fizika.narod.ru/vic.htm
  • http://class-fizika.narod.ru/7_paskal.htm
  • http://class-fizika.narod.ru/9_jabl8.htm
  • http://www.igraza.ru/fiz-int.html
  • http://doshkolnik.my1.ru/news/viktorina_po_fizike_7_klass_s_otvetami/2015-04-20-560
  • Я.И. Перельман "Занимательная физика" (3 части)
1. Организационный момент (5 мин).
На этом этапе происходить жеребьевка, формирование команд. Каждой команде выдается путевой лист (приложение №1) и 8 "цветочков". Получив путеводитель, команда отправляется на станцию.
 
2. Работа на станциях (25-30 мин).
Время на каждой станции в отдельности ограничено (5-6 мин).
 
Станция №1 "Теоретики"
На станции №1 учащимся предлагается за 5 мин ответить на 8 теоретических вопросов и разных областей физики. 
 
Если команда ответила правильно 
  • на 4 и менее вопросов - штраф 2 "цветочка";
  • на 5-6 вопросов - штраф 1 "цветочек";
  • на 7-8 вопросов - с команды штраф не берется.
Вопросы:
  1. На каком физическом процессе основано соление овощей? (диффузия).
  2. В каком человеке молекулы движутся быстрее, в здоровом ил простуженном? (простуженном, т. к. температура тела выше).
  3. Можно ли пользоваться обычным компасом на Луне? (нет, т.к. Луна не имеет магнитного поля)
  4. Прибор для измерения силы? (динамометр).
  5. Единица измерения плотности вещества в СИ? (кг/м3).
  6. Мельчайшая частица вещества? (молекула)
  7. Что быстрее упадет в вакууме гвоздь или лист бумаги? (упадут одновременно, т.к. нет сопротивления воздуха).
  8. Почему живую рыбу трудно удержать в руках? (т.к. сила трения рыбы о руки мала).
Станция №2 "История физики"
На данной станции участникам предлагается собрать "пазл" (приложение №2) и получить портрет ученого. На выбор предлагается три "пазла", учащиеся вытягивают один.
 
Задание: назвать ученого, сказать с какими физическими явлениями связано его имя и дать определение.
Если учащиеся, собрав портрет, не могут назвать ученого, они могут воспользоваться подсказкой, заплатив 1 "цветочек"
 
1 "пазл" -  Исаак Ньютон - сила - мера взаимодействия тел.
Подсказка: 
Была осень. В садах многих добрых граждан, живших по соседству со скромным домиком этого ученого, деревья ломились под тяжестью спелых яблок. Ученый увидел, как на землю упало очень аппетитное яблоко. Немедленной его реакцией  на это событие – типичной для человеческой стороны великого гения – было перелезть через садовую изгородь и сунуть яблоко в карман.Отойдя на приличное расстояние от сада, он с наслаждением надкусил сочный плод.

2 "пазл" - Блез Паскаль - давление - физическая величина,равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности. к площади этой поверхности.

Подсказка:
его закон гласит: "Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям".

3 "пазл" - Михаил Васильевич Ломоносов - молекула -мельчайшая частица вещества.


Подсказка:о свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии этот ученый  «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.»

Станция №3 "Практики"

Учащимся предлагается 3 задачи, которые необходимо решить, используя знания физических законов, формул.
Если команда решила правильно:
  • только ОДНУ задачу - штраф 2 цветочка;
  • 2 задачи - штраф 1 цветочек;
  • все задачи - штраф не берется.
Задачи:
  1. Кто быстрее бежит заяц со скоростью 19 м/с или жираф - со скоростью 50 км/ч? Ответ: необходимо перевести скорости в одни единицы измерения. Переведем в м/с скорость жирафа, она приблизительно равна 13,89 м/с. Делаем вывод заяц бежит быстрее.
  2. На рычажных весах уравновесить песочные часы. (см. рисунок) Весь песок находится в нижнем сосуде часов. Сохранится ли равновесие во время пересыпания песка, если перевернуть часы и вновь поставить на чашку весов?Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1454606900.JPG (100x77) Ответ: равновесие не нарушится, так как песчинки, ударяясь в конце падения о песок в нижнем сосуде, действуют на него с силой, равной в среднем весу песчинок, участвующих в свободном падении.
  3. 4 пирата нашли сундук с золотом и не сумев договориться начали тянуть его в разные стороны двое на север с силами 430 Н и 510 Н и двое на юг с силой 380 Н и 570 Н. Кто перетянет сундук? Ответ: задача на нахождение равнодействующей силы. На север действует сила, равная 430 Н+510 Н = 940 Н. На юг действует сила, равная 380 Н + 570 Н = 950 Н. Делаем вывод, сила, действующая сила на юг больше. Следовательно, перетянут канат пираты, тянущие на юг.

Станция №4 "Наблюдатели"
На этой станции ребятам предлагается пронаблюдать эксперимент и объяснить с точки зрения физики увиденное. На этой станции штрафы НЕ БЕРУТСЯ.
 
1 опыт.  Монетка падает с бумажного кольца в бутылку.

Вопросы: как выдумаете как будет себя вести монетка? Почему монетка попадает в бутылку? Какие явления мы наблюдаем?

Ответ: сила тяжести, которая заставляет его падать, направлена вертикально вниз. При быстром выбивании кольца монетка не успевает приобрести горизонтальную скорость из-за инерции.

2 опыт. Мыло  «приклеивает»  тарелку

Оборудование: кусок хозяйственного мыла, тарелка, немного воды.

Ход опыта: Показать, что сухое мыло не прилипает к тарелке. Слегка смочить тарелку водой (поверхность тарелки должна быть слегка влажной), кусок мыла сильно прижать к тарелке, повертеть и поднять вверх. При этом с мылом поднимается и тарелка.

Ответ: происходит в результате взаимодействия молекул - притяжения.

 

Станция №5 "Экспериментаторы"

На станции "экспериментаторы" ребятам предлагают самим выполнить задания. Если возникают трудности при выполнении задания, можно взять одну подсказку, заплатив 1 "цветочек".

1 задание. Перед вами еще не распустившиеся цветы (сложенные бумажные цветочки), без помощи рук сделайте так, чтобы цветы распустились.

Подсказка: ребятам выдается тарелка.

Ответ: ребята могут предложить распустить цветочек с помощью воздуха - сильно дуть в центр цветка. Но это не совсем правильный вариант, т.к. цветок до конца не распрямиться. Правильным вариантом считать - использование блюдца и воды. Нужно бумажные цветочки положить в воду, постепенно намокая они раскроются.

2 задание. Перед вами бутылка. со сломанной спичкой, на спичке монетка. Не касаясь спички и бутылки руками, сделайте так, чтобы монетка упала в бутылку.

Подсказка: выдать блюдце с водой.

Ответ: необходимо смочить палец в воде и капнуть на сломанную часть спички, в результате этого древесина будет разбухать и распрямляться, монетка упадет в бутылку.

 

3. Подведение итогов (5 мин)

Команды возвращаются в отправной пункт, сдают путевые листы оставшиеся "цветочки", подсчитываются результаты.

Прежде чем огласить победителей, проводиться беседа:

Что вам понравилось?

Что нового вы узнали?

На какой станции было интереснее всего и почему?

С каким заданием вы справились быстрее всего?На какое задание потратили больше всего времени?

Комментарии
Комментариев пока нет.