Внеклассные занятия по физике «В мире занимательной физики»
«Таран аудыны бiлi беру болімінің Баталы негізгі мектебі» КММ
КГУ «Баталинская основная школа
отдела образования акимата Тарановского района»
Доклад по физике
Тема: внеклассные работы «В мире занимательной физики»
учителя математики и информатики
Тимергазиной Лидии Амуровны
Образование: высшее, закончила в 2004 году Челябинский
государственный педагогический университет, учитель
математики и информатики; категория – 1 (высшего уровня)
25 августа 2016 год
Название доклада
Тема: внеклассные работы по физике «В мире занимательной физики»
(1 слайд)
Эпиграф
"Грош цена вашей физике, если она застилает для вас
все остальное- шорох леса, краски заката, звон рифм.
Это какая-то усеченная физика:
Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".
Л. Д. Ландау
(2 слайд)
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.
Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеклассной же работе занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к физике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создает у детей радостное настроение.
Принимая участие в тех или иных занимательных мероприятиях, школьник прилагает все свои творческие силы, что способствует обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора. Этого можно добиться, применяя рациональный подход, постепенное усложнение материала занимательной физики.
Хочется сказать, что игра является одним из видов эффективной познавательной деятельности, с присущим ей удовольствием от ее выполнения. Плюс игры состоит еще и в том, что учащиеся осознают , что высказывают свои знания, предположения по физике в нестандартной для них ситуации, т. е не на уроке и не боятся это делать, поскольку знают, что не получат за неправильно данный ответ плохую оценку. Учитель поправит, даст объяснение и, может быть, сказанное учителем отложится в голове у учащегося.
Дети проявляют огромный интерес к занимательности, часто многие из них демонстрируют творческую самодеятельность при составлении задач для викторин. Учитель должен это поощрять и оказывать им помощь, только тогда учитель сможет возбудить интерес у учеников к такой непростой науке, как физика.
Во внеклассных мероприятиях, в которых задействованы многие учащиеся, формируется атмосфера соревнования, борьбы за лучшее составление задач, над которыми им пришлось немало поломать голову. К тому же проведение внеклассных мероприятий способствует сплочению детского коллектива.
Почти все формы занимательной физики представляют собой массовые средства воспитательного воздействия на учащихся. Каждой из них характерно свое построение и содержание. Определяющее возможность применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Практически все формы занимательной физики несут в себе тот или иной элемент игры. Несомненно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету можно только через игру.
Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция, физико-литературный конкурс, викторина, устный журнал. В мероприятии могут принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться как общешкольное или носить более камерный характер. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым. В нашей школе проводятся предметные недели, в течение которой ребята с большим азартом и увлечением принимают участие в разнообразных конкурсах, сказках, викторинах. Ребятам очень нравится оформлять предметную газету. Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, математике, как к школьному предмету. Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. Применение внеклассных мероприятий увеличивает интерес к учебе и знаниям, сплачивает коллектив. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения, занимательные опыты.
Физический КВН - самая распространенная форма внеклассной работы. Он интересен для учащихся всех возрастов. Эта игра проводится в виде задорного соревнования команд из учащихся 5-9 классов.
(Слайд №3)
Игра «Звездный час» проводится при использовании новых информационных технологий. Очень интересна и увлекательна, которая позволяет учащимся проверить свои знания и умения в области физики. Я проводила эту игру без использования новых технологий, но все равно игра удалась. 7-8 классы состоял из 5 человек, 1ученик 9 класса была моим помощником, который считал заработанные звезды. Акцент делался на то, что все ученики задействованы в игре, все могли проверить свои знания, оказать помощь другу, сориентироваться в той или иной ситуации, что делает такой вид деятельности очень полезным – компетентность общения.
(Слайд № 4)
В начале своей работы в рамках предметной недели мною было проведено мероприятие «Физика вокруг нас», на котором учащиеся 9 класса показывали интересные опыты и объясняли их. Целью данного мероприятия было приобщение учащихся к изучению физики, развитие познавательного интереса учащихся, разностороннее развитие учащихся – объединение «физиков» и «лириков».
"Физическая эстафета" для 7 класс, на котором учащиеся 7 класса соревнуются между собой. Целью данного мероприятия была: развивать умение логически мыслить, рассуждать, совершенствовать навыки решения задач; воспитывать у учащихся интерес к предмету, умение работать в команде.
(Сдайд №5)
В 2015 -2016 учебном году мы вместе с 7-8 классом (мой класс) подготовили устный журнал «Удивительное рядом», целью которого было также развить интерес учащихся к знаниям по физике, разжечь их любознательность, причем, и тех, кто готовит данное мероприятие, и тех, кто присутствует как зритель. Дети активные, любознательные. Было много задано вопросов, что, как и почему, на которые мы вместе находили ответы, используя ранее изученный материал. Если затруднялись дать ответ на какой –то вопрос, я подталкивала на ответ наводящими вопросами или же отвечала сама, давая объяснение, если данный материал не изучался.
Журнал состоял из следующих страниц:
Чудеса? Нет, Физика! Ребята показывали опыты по потере веса телом в жидкости, объясняли состояние невесомости, приводили пример реактивного движения, используя воздушный шарик.
Удивительное рядом. Ребята подготовили презентацию, в которой отразили интересные факты живой природы. Лягушка – синоптик, кальмар – реактивное движение, заячьи уши –источник испарения влаги, горбы верблюда – запас воды.
Звуки и мы. Учащимися было подготовлено сообщение о влиянии звуков различной громкости на организм человека. Было сказано. Что любое колеблющееся тело является источником звука, показан камертон, принцип его работы. Опыт с металлической линейкой, зажатой в тисках.
Лирики о физике. Учащиеся загадывали поэтические загадки. Ученики должны были объяснить те или иные явления, описываемые в прочитанном произведении.
Занимательная викторина, в которой задавались веселые познавательные вопросы, касающиеся физических знаний.
Викторины – это игровая форма, которую ребята любят и которая распространена довольно широко. Если есть возможность сделать эту игру несколько необычной и перенести ее в такую обстановку, где все предметы и явления, о которых идет речь, существуют реально, то викторина становится особенно интересной. Викторины можно проводить в конце изучения какой – то темы, в качестве закрепления материала. Вопросы викторины уместно выбирать такие, которые тесно связаны с повседневной жизнью для того, чтобы учащиеся смогли объяснять явления, происходящие в окружающем их мире.
(Слайд № 7)
На свои мероприятия мы всегда приглашаем учащихся начальной школы, в основном 3,4 классы. Они всегда с интересом и большим вниманием принимают в них активное участие, задают вопросы, пробуют проделать опыты. Этим мы их заинтересовываем, и у них складывается впечатление, что физика не скучная наука, в которой необходимо учить правила и формулы, а это наука, которая доказывает связь с другими школьными предметами, а главное показывает, как же физика связана с жизнью, и ученики сами отвечают на вопрос, почему физику необходимо знать и осознают то, что знания по физике им обязательно пригодятся в жизни.
(Слад№ 8)
Помимо этого учащиеся участвуют в дистанционных олимпиадах области, в интернет- олимпиадах по физике. Так в этом году ученик 7 класса Куантаев Даниял занял второе место в интернет- олимпиаде, где наградили грамотой Санкт- Петербурского государственного университета (Национальный исследовательский университет Информационных Технологий, Механики и Оптики)
(Слад № 9)
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учётом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся.
Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнить в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.
Один из самых верных путей повышения качества обучения физике – установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями.
Опыт проведения внеклассной работы по физике показывает, что она полезна не только для учащихся, но и для учителя: она помогает ему лучше узнать своих учеников, развивает его организаторские способности, заставляет быть в курсе последних достижений науки и техники, творчески работать над собой.
(Слайд № 10)