12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Радмила Николаевна464
Россия, Хабаровский край, р. п. Переяславка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Приложение 3


Описание инновационного проекта


Наименование проекта организации-соискателя.

Проект «Ступеньки к гармонии» «Не рядом, а вместе» «Близкие люди» «Обычные семьи. Особые дети» «В семье особый ребёнок» «Мир один для всех» для детей с ТМНР и их родителей (законных представителей)

Период реализации проекта. 2021-2022 учебный год.

3. Актуальность и проблема, на решение которой направлен проект.

В настоящее время в России количество детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) увеличивается с каждым годом. Это дети-инвалиды. Так, по данным Росстата в 2016 году их было 617 тыс., в 2017 году — 636 тыс., в 2018 году — 651 тыс., в 2019 году – 670 тыс. человек.

Из-за ограниченности контактов детей с окружающим миром неизмеримо возрастает роль семьи. На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями обучающихся уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ТМНР и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития требует психолого-педагогической поддержки их семей. Реакции родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальны и могут отличаться силой и характером проявлений, но вместе с тем в состоянии родителей есть и существенное сходство. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Семейный стресс, вызванный тяжелой болезнью ребенка, усугубляется и другими причинами. Это и уменьшение бюджета семьи, так как часто один из родителей вынужден оставить работу. В связи с этим нарушаются социальные связи и контакты. У всех родителей наблюдается повышенная ранимость и впечатлительность, высокая тревожность, болезненное самолюбие. Отмечается личная дисгармония, потребность в самореализации, трудности в социальной адаптации, стремление к сотрудничеству и поиску признания. Одной из проблем является проблема общения ребёнка с ТМНР с родителями. Часто взаимодействие родителей с тяжелобольным ребенком строится по типу гиперпротекции и воспитания в «культе болезни». В первом случае характерным является чрезмерная опека родителей больного ребенка, строгий контроль и наличие системы запретов, когда ребенок освобождается от ряда обязанностей и лишен возможности самостоятельно действовать. Воспитание в культе болезни отличается тем, что все родительское внимание сосредоточено на болезни, и ребенок считает, что болезнь дает ему особые права, и все должны идти ему навстречу, выполняя любые его желания. Часто родители ребенка с ТМНР слишком сосредоточены на симптомах болезни, опасаясь ухудшения состояния, и совершенно забывают о том, что их ребенок личность: он уникален и замечателен. В ситуации болезни ребенка часто приходится сталкиваться с проблемой неполной семьи (как правило, есть только мать). Особенностью родителей детей с ТМНР является их повышенная тревожность, связанная с будущим. Она включает тревогу за здоровье больного ребенка, здорового ребенка в семье, их собственного здоровья, а также чувство страха за завтрашний день. Часто их взгляды пессимистичны, они затрудняются представить свое будущее. Для многих родителей детей с ТМНР характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребёнку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Задача педагогов – помочь родителям в поиске более конструктивных тактик взаимодействия с ребенком, способствующих его развитию. Необходимо помочь родителям принять ситуацию и ребёнка такими, какие они есть. Многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ТМНР нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняется психологический климат семьи. При работе с такими родителями важно нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.


Цель и задачи проекта.

Коррекция детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ТМНР, приобретение коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Задачи:

Установление и развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

Создание развивающей среды, способствующей формированию опыта общения с акцентом на возможность проявления ребенком личной инициативы и способностей.

Разработка методических рекомендаций, информационных буклетов, памяток для родителей по вопросам воспитания и развития детей с ТМНР с акцентом на взаимодействие с детьми через различные виды деятельности.


Целевая аудитория: родители детей с ТМНР и дети младшего школьного возраста с ТМНР. Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Организация занятий: цикл занятий включает в себя 7 встреч, занятия проводятся с периодичностью 1 раз в месяц по 40 минут

Обоснование значимости проекта для развития системы образования:

инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта); Сегодня в приоритете - вопросы семейного воспитания и родительского просвещения. Особого внимания требуют категории семей с детьми с ТМНР,

ведь от того, насколько взрослые и дети включены в практики взаимопомощи, преодоления стереотипов и защиты человеческого достоинства, во многом зависит степень социальной сплоченности в обществе. Проект направлен на оказание эффективной комплексной поддержки семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, детей-инвалидов, повышает педагогическую грамотность родителей, информирует их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи. Родители знакомятся с положительным опытом обучения и воспитания детей-инвалидов на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в общество, активно включаются в процесс абилитации и становления личности своего ребёнка. Проект помогает детям с ТМНР и их семьям выйти из изоляции. Дети получают возможность общаться со сверстниками и проводят время с пользой, приобретают новые творческие навыки и учатся работать в команде, их жизнь становится более интересной и полной. Родители получают компетенции для эффективного взаимодействия с детьми и психологическую поддержку.


– практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта);

1. В результате реализации проекта  оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь детям с ТМНР (с тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью, аутизмом, детям с нарушениями слуха, нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта). В результате у детей активно формируются коммуникативные навыки, элементарные навыки познавательной деятельности и двигательной  активности, проявляется личная инициатива и способности, что способствует повышению качества образования.

2. Созданы условия для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания детей с ТМНР.

3. Выполнен запрос родительской общественности  на предоставление психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ТМНР.

4. Сформировано грамотное родительское сообщество. Удовлетворены потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей.


корреляция проекта с целями и стратегическими задачами, предусмотренными федеральными, региональными и муниципальными проектами в сфере образования;

Национальный проект "Образование 2019-2024"

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).

Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"

Целью регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" является создание в Хабаровском крае условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет. К 2024 году родителям будет оказано не менее 30 тыс. услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.


иная информация, характеризующая значимость проекта.

Проект является логичным продолжением работы школы над проектами «Семейная гостиная» и «Особая забота», где специалисты службы сопровождения консультационного центра оказывают эффективную поддержку семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, повышают педагогическую грамотность родителей, информируют их о возможностях образовательного процесса, разнообразных формах педагогической и социальной помощи.


Программа реализации проекта:

п/п

Перечень мероприятий

Содержание мероприятия, методы деятельности

Сроки реализации

Прогнозируемые результаты реализации мероприятия

1 этап

Задача этапа: проведение диагностики детей и родителей

Диагностические мероприятия для родителей

1.

Опросник анализа семейных взаимоотношений (АСВ)

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Выявление нарушений процесса воспитания

2.

Заполнение анкеты «Оценка своих взаимоотношений с ребенком»

Оценка родителями своих взаимоотношений с ребенком


Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого родителя

3.

Выполнение проективной методики «Семейная социограмма»

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о межличностных семейных отношениях

Диагностические мероприятия для детей

4.

Выполнение кинетического рисунка семьи

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Получение информации о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка

5.

Выполнение проективной методики «Семейная социограмма»

Групповое тестирование

Сентябрь 2021

Выявление положения ребенка в системе межличностных семейных отношений

6.

Заполнение психологом бланка коммуникативных навыков ребенка

Индивидуальная беседа

Октябрь 2021

Определение уровня сформированности коммуникативных навыков ребенка

2 этап

Задача этапа: проведение практических занятий для детей и их родителей

1.

Занятие № 1

1. Разминка

Упражнение «Ласковое имя»

Упражнение «Меняемся местами»

2. Основная часть Упражнение «Неожиданные картинки» Упражнение «Найди себе пару» Упражнение «Тень» 3.Завершение группы. Обратная связь

Ноябрь 2021

Смягчение эмоционального дискомфорта;

повышение уровня доверия между участниками; сотрудничество родителя и ребенка;

сплочение




2.

Занятие № 2

1. Разминка Упражнение «3 качества» Упражнение «Построение».

2. Основная часть

Упражнение «Мостик»

Упражнение «Что говорит тебе кукла?»

3. Завершение группы. Упражнение «Волшебная палочка»

Декабрь 2021

Повышение групповой сплоченности.

Обучение родителей и детей навыкам партнерства.


3.

Занятие № 3

1. Разминка

Упражнение «Зеркало» Упражнение «Скажи мне мой секрет».

2. Основная часть Упражнение «Двое с одним фломастером» Упражнение «Слепое слушание»

Упражнение «Доверие»

3. Завершение группы. Рефлексия, получение обратной связи

Январь 2022

Появится потребность в социальном контакте

Сотрудничество родителя и ребенка.

Развитие навыков невербального общения и создание благоприятного психологического климата

4.

Занятие № 4

1. Разминка

Упражнение «Танец лавота»

Упражнение «Комплименты»

2. Основная часть Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Мне нравится»

Упражнение «Каракули».

3. Завершение группы. Упражнение «Поход»

Февраль 2022

Достижение взаимопонимания между родителем и ребенком, сплочение


5.

Занятие № 5

1. Разминка

Упражнение «Что можно сделать с предметом» Упражнение «Домик». 2. Основная часть. Упражнение «Семейные заповеди»

Упражнение « Коллаж семьи».

Упражнение «Репортер». 3. Завершение группы

Март 2022

Повышение компетенции родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Сотрудничество родителя и ребенка, изучение семейных традиций, межличностных отношений, сплочение

6.

Занятие № 6

1. Разминка

Упражнение «Угадай» Упражнение «Охота на тигра»

2. Основная часть Упражнение «Кинематограф».

3. Завершение группы. Упражнение «Покрывало»

Апрель 2022

Сотрудничество родителя и ребенка. Обучение детей умению общаться в коллективе сверстников и с незнакомыми взрослыми. Появится потребность в социальном контакте


7.

Занятие № 7

Завершение группы. 1.Разминка.

Упражнение «Если бы…»

2. Основная часть

Игра Хорна

3. Диагностическая часть.

4. Завершение группы. Подведение итогов, награждение грамотами

Май 2022

Улучшение взаимопонимания между родителями и детьми. Заключительная диагностика. Вручение грамот и фотографий.


Кадровое обеспечение реализации проекта:

п/п

ФИО специалиста

Место работы, должность, ученая

степень, ученое

звание специалиста

(при наличии)

Функции специалиста

в рамках реализации

проекта

1.

Ушакова Р. Н.

КГКОУ ШИ 9, учитель

Планирование и организация проекта, контроль за реализацией проекта, проведение практических занятий

2.

Жаркая М. С.

КГКОУ ШИ 9, тьютор

Помощь в проведении практических занятий, организация обучающихся

3.

Боднар Т. Н.

КГКОУ ШИ 9, педагог-психолог

Проведение диагностических мероприятий для детей и их родителей, проведение практических занятий


Возможные риски при реализации проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления:

Потенциальные риски

Варианты их преодоления

Пассивность родителей (законных представителей) в вопросах образования детей с ОВЗ

Повышение родительской компетенции в вопросах образования их детей

Психологическая неготовность родителей и обучающихся к взаимодействию с другими участниками проекта

Формирование психологической готовности родителей и детей к коллективному взаимодействию

Отсутствие мотивации у педагогических работников

Стимулирование педагогов



Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта. (при наличии)

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности  по  данному  направлению может  быть  рекомендован  для работы в других образовательных учреждениях.

Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта на сайте школы, публикации в сети Интернет.

Диссеминация опыта работы на мероприятиях различного уровня (краевого, муниципального), презентация результатов работы.


Обоснование устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.

​​​​​​​В результате реализации проекта ожидается положительная динамика в оценке родителями своих взаимоотношений с детьми, сплочение членов семьи, гармонизация внутрисемейных отношений, повышение самооценки ребенка. На заключительной встрече родители заполняют анкету участника тренинга, вновь оценивают свое межличностное общение с ребенком, дети и родители заполняют семейную социограмму, выполняют кинетический рисунок семьи. Психолог оценивает уровень коммуникативных навыков детей по трехбалльной шкале. Эффективность измеряется по качественному анализу рисуночных проб, положительной динамике в оценке родителей своих взаимоотношений с детьми, повышению коммуникативных навыков детей. Кроме того, важным показателем эффективности реализации проекта являются личные отзывы родителей – участников проекта. Своевременное оказание необходимой психологической помощи семье позволяет позитивно оценивать ребенка, улучшить его развитие и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений развития. Реализация  инновационного проекта оказывает положительное влияние на качество образовательного и коррекционно-развивающего процессов, обеспечивает признание особенностей и равные права всех детей на получение качественного образования, способствует развитию толерантного отношения, взаимопомощи, навыков взаимодействия всех участников образовательного процесса, повышает конкурентоспособность образовательного учреждения.


Ссылки на иные материалы, презентующие проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.) при их наличии.












Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.