Индивидуальная программа по чтению для 1 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по чтению для 1 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, автор-составитель В.В. Воронкова / под ред. В. В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2010 г.
На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение письму и развитию речи в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Цель: формирование у учащегося слухового восприятия, умения произносить и различать звуки и слоги.
Задачи:
-способствовать коррекции психофизических недостатков учащихся;
-корригировать и развивать фонематический слух и восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи;
-формировать навык графического начертания изученных букв, слогов, слов.
-развивать умение списывать текст с печатного образца.
Содержание программы
Пропедевтический период
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и просьбы учителя.
Уточнение и развитие слухового восприятия. Развитие речевого слуха. Различие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) Правильное произношение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа и т.д.); 3-4 звуков (там, мама и т.д.). Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» употребляются учителем. Ребенок должен понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами. Выделение в устной речи звуков «а» и «у» в начале слов. Безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя.
Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Соотнесение натурального объекта с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Выработка у учащегося умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильно сидеть за партой во время письма, правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом. Развитие движений кисти и пальцев рук. Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов. Письмо основных элементов рукописных букв.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. правильное и отчетливое произношение их в изолированной позиции, а также различение их в начале или в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование слов из усвоенных звуков и букв (ау, уа; ам, ум, ма, му; ах, ох, ух, ха, хо; ас, ос, ус, са, со, су), сравнение их, составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Письмо под диктовку изученных букв, по возможности отдельных слогов и слов.
Тематическое планирование может корректироваться в связи с больничным листом учителя (ребенка), отменой учебных занятий во время карантина, каникулами.
Календарно-тематическое планирование (чтение)
№ н/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Пропедевтический период Привитие навыков учебной деятельности: умение правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и просьбы учителя. |
1 |
2 |
Различие звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) |
1 |
3 |
Уточнение и развитие слухового восприятия . |
1 |
4 |
Называние слов по предъявленным картинкам. |
2 |
5-6 |
Составление простых предложений из 2-3 слов. |
2 |
7 |
Деление предложений на слова. |
1 |
8 |
Повторение и закрепление изученного. |
1 |
Букварный период ( I этап) |
||
9-10 |
Звук и буква Аа. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
11-12 |
Звук и буква Уу. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
13-14 |
Составление и чтение слогов АУ-УА. |
2 |
15-16 |
Звук и буква Оо. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
17-18 |
Звук и буква Мм. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
19-20 |
Слоги ам, ум, ма, му. |
2 |
21-22 |
Звук и буква Сс. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
23-24 |
Слоги ас, ос, ус, са, со, су. |
2 |
25-26 |
Чтение слов о-са, ма-ма, сом. |
2 |
27-28 |
Звук и буква Хх. Произношение звука. Различие звука в начале и в конце слова. |
2 |
29-30 |
Слоги ха, хо, ху, ах, ох, ух. |
2 |
31-32 |
Сравнение слогов, составление слов с ними. |
2 |
33-34 |
Чтение слов с изученными буквами. Повторение и закрепление изученного. |
2 |
Итого 34 учебных часа |