Индивидуальная программа по математике во 2 классе «Особый ребенок»
Пояснительная записка
Индивидуальная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по математике для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторы-составители М.Н. Перова, В. В. Эк / под ред. В. В. Воронковой. – М. «Просвещение», 2010 г.
Для образовательного процесса используется УМК, включающий:
- учебник (Т.В. Алышева Математика / учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. М: Просвещение, 2014)
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
Пропедевтический период
Основной задачей пропедевтического периода является подготовка учащихся к изучению систематического курса математики. В течение всего пропедевтического периода учитель знакомит учащихся с основными понятиями в математике. Задача учителя - учить учащихся умению слушать, правильно выполнять задания, умению повторить задание и отчитаться в том, как выполнялось задание.
Организация обучения математике
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 3. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом.
Цель программы обучения: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
Способствовать преодолению недостатков познавательной деятельности и личностных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями;
Подготовить детей к участию в трудовой деятельности (способствовать формированию доступных количественных, пространственных и временных представлений);
Способствовать успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями.
Воспитывать у учащихся работоспособность, трудолюбие, целенаправленность, самостоятельность.
Содержание программы
Пропедевтический период
Понятие о величине: большой - маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, выше – ниже, шире – уже.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад. Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без названия чисел путем перекладывания, наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, отнять, осталось, вместе, прибавить, стало.
Числа 1-3
Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный. Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в приделах 3. Составление задач по практическим действиям. Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 копейка. Составление 3 копейки = 1к. +1 к.+ 1 к.. Их распознавание.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Данная программа включает в себя занятия по предметно практической деятельности. Цель этих занятий, используя различные многообразные виды деятельности ( предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно- образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. 1 учебный час в неделю.
Тематическое планирование может корректироваться в связи с больничным листом учителя (ребенка), отменой учебных занятий во время карантина, каникулами.
Календарно-тематическое планирование
№ н/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Пропедевтический период. |
||
1 |
Понятия о величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий, низкий. |
1 |
2 |
Широкий-узкий, толстый-тонкий, больше-меньше. |
1 |
3 |
Длиннее-короче, одинаковые, выше-ниже, шире-уже. |
1 |
4 |
Понятие о количестве: много, мало, столько же, больше, меньше, поровну. |
1 |
5 |
Пространственные представления: верхний-нижний, правый-левый, рядом, около, между, за, посередине. |
1 |
6 |
Дальше-ближе, вверху-внизу, выше-ниже, справа-слева, впереди-позади. |
1 |
7 |
Умения накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы. |
1 |
8 |
Повторение и закрепление изученного. |
1 |
9 |
Понятие веса: тяжёлый-лёгкий, тяжелее-легче. |
1 |
10 |
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, отнять, осталось, вместе, прибавить, стало. |
1 |
11 |
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, отнять, осталось, вместе, прибавить, стало. |
1 |
12 |
Числа 1-3 Число и цифра 1. Знакомство, работа с прописями. |
1 |
13 |
Число и цифра 1. Знакомство, работа с прописями. |
1 |
14 |
Число и цифра 2. Знакомство, работа с прописями. |
1 |
15 |
Число и цифра 2. Знакомство, работа с прописями. |
1 |
16 |
Счёт в пределах 2. |
1 |
17 |
Образование числа 2. |
1 |
18 |
Счёт прямой и обратный. |
1 |
19 |
Состав числа 2. |
1 |
20 |
Знаки сложения и вычитания. |
1 |
21 |
Сложение и вычитание в пределах 2. |
1 |
22 |
Число и цифра 3. Знакомство, работа с прописями. |
1 |
23 |
Счёт в пределах 3. |
1 |
24 |
Образование числа 3. |
1 |
25 |
Счёт прямой и обратный. |
1 |
26 |
Состав числа 3. |
1 |
27 |
Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. |
1 |
28 |
Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 к. Составление 3-х копеек: 1к. + 1к. +1к. Распознавание их. |
1 |
29 |
Решение примеров в пределах 3. |
1 |
30 |
Составление задач по практическим действиям. |
1 |
31 |
Круг, квадрат, треугольник. Отбор их по образцу и по названию в играх и упражнениях. |
1 |
32 |
Повторение изученного. |
1 |
33 |
Повторение изученного. |
1 |
34 |
Повторение изученного |
1 |
Итого 34 учебных часа |