Занятие «В сказочной стране «Грамотейка»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 501
«Медвежонок»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию
на тему:
«В сказочной стране «Грамотейка»
для детей подготовительной группы
Халитова Л.В.
Воспитатель.
Г. Новосибирск
2019г.
В сказочной стране «Грамотейка»
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания детей по обучению грамоте.
Задачи воспитания: ● воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания; ● создать атмосферу доброжелательности; ● продолжать учить, открыто выражать своё мнение и объективно оценивать свою работу и работу других детей; ● воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в малых группах.
Задачи развития:
● развивать слуховое и зрительное восприятие, память; ● развивать интерес к выполнению заданий;
● развивать навыки контроля и самоконтроля.
Задачи обучения:
● закреплять понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
● упражнять детей в звуковом анализе слов; ● упражнять в умении составлять слова из предложенных слогов;
● продолжать учить составлять предложение по картинке и схеме; ● закреплять умение находить слово, зашифрованное в ребусе;
● продолжать учить детей делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов.
Подготовка образовательной деятельности в режимные моменты:
● использование дидактических и настольных игр «Угадай слово», ● «Собери слово»,
● «Ребусы»,
● «Противоположности»
● «Составь предложение по картинке» (схемы)
● пеналы со схемами для составления звукового состава слов
Метод и приёмы реализации содержания НОД:
● сюрпризный момент: письмо из волшебной страны «Грамотейка» от Феи Грамоты;
● игра – путешествие по карте; ● беседа; ● проблемно-поисковая ситуация; ● использование диктофона.
Педагогические технологии используемые на занятии:
● игровая;
● информационно-коммуникационная;
● здоровьесберегающая.
Организация среды для проведения образовательной деятельности:
● игрушка Совушки, письмо, карта, конверты,
● «камни» со слогами,
● «Колесо» с буквами для составления слов, иллюстрация картины, ● конверты со схемами для составления предложений по количеству детей,
● схемы звукового состава слова на две команды,
● дидактическая игра «Противоположности»
● клей 4 шт. на две команды,
● диктофон,
●подарки детям – карандаш с ластиком спрятанные в Совушке (по количеству детей).
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель (к детям). Улыбнитесь друг другу, и подарите всем свою улыбку.
Сегодня утром, когда пришла в детский сад, я увидела у нашей мудрой Совушки письмо. Вот посмотрите! Дети находят письмо и рассматривают конверт, читают надпись. Правильно ребята, письмо из волшебной страны «Грамотейка». Интересно, что это за страна и кто в ней может жить? Ответы детей. Я не стала его открывать одна, а решила, что мы вместе с вами прочитаем это письмо.
« Дорогие ребята! В нашем королевстве случилась беда. Злая волшебница …Мотильда хитростью заманила буквы, разделила их на гласные и согласные, закрыла их в подземелье, а ключи сломала и спрятала. Теперь буквы не могут собраться вместе. Жители страны не могут писать и читать.
Дорогие дети! Помогите, пожалуйста, собрать ключи и выпустить буквы на волю. Я надеюсь, что карта поможет вам найти ключи»
Фея Грамоты
Воспитатель. Ребята, поможем найти ключи? Выпустим из-за точения буквы?
Основная часть
Воспитатель. Тогда давайте разделимся на две команды. (Дети берут с тарелочки монетки, на которых написаны буквы, обозначающие гласные и согласные звуки и делятся самостоятельно с их помощью на две команды).
Воспитатель. Дети, а по какому признаку вы объединились в команды? Дети объясняют, по какому признаку они объединились в команды и проверяют, все ли правильно нашли свою команду.
Воспитатель. Прежде чем отправиться в путь и не заблудиться, вам нужно ответить на вопросы:
1 Чем отличаются буквы от звуков? (ответы детей - буквы видим, звуки слышим)
2 Какие бывают буквы? (ответы детей - гласные и согласные)
3 Какие бывают согласные звуки и как они обозначаются? (ответы детей - мягкие, твердые, звонкие, глухие).
Воспитатель. Ребята, давайте сейчас внимательно посмотрим на карту. Как вы думайте, откуда начнётся наше путешествие?
Воспитатель. Правильно, с цифры 1, а вот и она. (Подходят к цифре 1)
1 Воспитатель. Ребята, чтобы добраться до следующей цифры нам надо разобрать завал из камней, на которых написаны слоги. Но завал сможем разобрать лишь тогда, когда из слогов составим слова. Детям предлагается подойти и взять камни. Камни коричневого цвета для одной команды, камни черного цвета для другой команды. (Дети составляют слова из слогов, затем команды проверяют друг друга)
Воспитатель. Вот мы и добрались до цифры 2 (дети подходят к цифре, за которым находятся конверты с частями от ключиков - серебренного и золотого). Команды выбирают, какого цвета они будут собирать ключи.
Воспитатель. Нам ребята надо двигаться дальше, чтобы дойти до следующей цифры нам нужно составить звуковую схему слова «лиса».
2 Составьте схему слова «лиса» (дети самостоятельно выкладывают звуковую схему к слову) Воспитатель уточняет сколько звуков в слове, сколько согласных, сколько гласных, какой первый звук. За выполненное задание дети получают части от ключиков у цифры 3
Воспитатель. Молодцы ребята, продолжим путь к следующей цифре.
3 Воспитатель. Ребята, посмотрите на картинку и придумайте предложение. А потом перед собой на столе, cоставьте к нему схему. (Дети выполняют задание самостоятельно). Воспитатель просит детей прочитать своё предложение по составленной схеме. У цифры 4 получают конверты с ключиками.
Воспитатель. Мы много путешествовали, а теперь давайте немого отдохнем «Физминутка»
В старом дереве дупло, Это домик буквы О - (Круговые движения руками) Рядом с нею на суку примостилась буква У.(Садятся на корточки) В гости к нам издалека Прибежала буква А (Бегут на месте) Прилетела буква Я На спине у воробья (Машут руками) Буквы стали веселиться, И смеяться и кружиться То попрыгают немножко То похлопают в ладошки. (Выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель. Ну, что ребята, отдохнули? Тогда давайте продолжим путь и идём к следующей цифре. Помните, какой? (5)
4 Подходят к цифре 5 «КОЛЕСО»
Воспитатель. Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Смотрите на колесо, мысленно поворачивайте его слева направо, и наоборот и находите на нём слова. Кто найдет слово, поднимет руку, а потом команды по очереди будут произносить слова.
Воспитатель. Молодцы ребята все слова нашли.
У цифры 5дети получают конверты с ключиками.
Воспитатель. Продолжаем путешествие? Идем дальше по стрелочкам к цифре 6?
5 Воспитатель. Ребята, на пути «Кривое зеркало», нам нужно справится с чарами кривого зеркала. Сейчас вы возьмёте карточки из красного конверта и подберёте из синего карточку – противоположность. Если …(пример по карточке)
У цифры 6дети получают конверты с ключиками
6 Воспитатель. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы с помощью фишек, на которых написаны буквы, составите эти слова.
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Дети, у которых есть на фишках эти буквы, выходят и выстраиваются в ряд (Л У К) и т.д Те, с кем рядом я жужжала, Эта рыжая плутовка, Кур ворует очень ловко. Волку серому сестра А зовут её (лиса) Белый столб стоит на крыше |
У цифры 7 дети находят части ключей, собирают их (склеивают пазлы ключика) и отдают мудрой Совушке.
Заключительная часть Голос на диктофоне. Спасибо, вам ребята! Собрав ключи, вы освободили из-за заточения буквы. Жители страны «Грамотейка» благодарят вас за доброту и дружбу! И просят вас принять сувениры, которые находятся у Совушки. Мудрая сова дарит детям подарки (сувениры) |