Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамотейка» (5-6 лет)
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 5-6 лет по обучению грамоте
«Путешествие в страну Грамотейка»
Цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки на слух;
- закрепить умение проводить звуковой анализ слова, устанавливать местоположение звука в слове, называть слова с заданным звуком, правильно дифференцировать звуки, применяя соответствующие термины;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, фонематический слух;
- развивать умение выкладывать слова с помощью букв
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, целенаправленность и взаимопомощь.
Материал и оборудование: экран, ноутбук, сигнальные карточки, кассы букв и слогов.
Ход НОД
Сл.-Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, предлагаю вам поделиться со всеми своим отличным настроением!
(Дети улыбаются и дарят воздушный поцелуй присутствующим.)
- Ребята, у нас в гостях наши знакомые – Звуковички. Они прибыли к нам из страны Грамотейка. Звуковички рассказали мне, что Буквы расшалились и запутались: не могут найти свой домик. Звуковички просят помочь Буквам найти их домики. Для этого необходимо выполнить задания. Вы готовы помочь жителям страны Грамотейка? (Готовы.) Тогда в путь!
- Раз, два, три, покружись
В стране Грамотейка очутись!
Сл.- Итак, мы оказались с вами в волшебной стране Грамотейка. А вот и первое задание. Отгадайте загадки про буквы.
Сл. Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...(А)
Сл. Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву ...(У)
Сл. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
Сл. Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов! (Ы)
Сл. Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква... (И)
Сл. Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мне язык? -
Я ее произносить
Вместо паузы привык! (Э)
- Про какие буквы загадки? (Гласные буквы А, О, У, Ы, И, Э) Верно. Молодцы.
- Назовите «волшебную» букву. (Буква И.)
Сл. -Назовите слова с буквой И, Сл. определите позицию звука И в слове.
Сл.- Итак, мы справились с первым заданием и гласные буквы вернулись в свои домики.
Сл. Второе задание.
Игра «Найди букву»
- Восстановите слова, подобрав нужную букву.
Сл.…ант, …ука, …оты
(бант, м(б)ука, ноты )
Сл. - Молодцы, ребята. Скажите, что вы знаете о буквах, которые вставили в слова? (Буквы Б, М, Н- согласные.) Какие звуки у этих букв?(Звонкие согласные звуки.)
- Где живут эти буквы? (На верхнем этаже.)
- Для уточнения адреса букв мы вспомним еще одну характеристику согласных звуков.
Игра «Сигнал» (с сигнальными карточками)
Сл.- Если вы услышали, что первый звук в слове твердый согласный, показываете мне синий сигнал, если мягкий согласный звук – зеленый сигнал.
Сл. Носорог, мел, бинт, нитки, мыло, бабочка.
Сл. - Итак, согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Молодцы, ребята. Мы видим, что буквы, у которых согласные звонкие звуки нашли свое жилище.
Сл. - Настало время немного отдохнуть.
Физминутка (в презентации)
Третье задание.
Сл.- На экране картинки. В них спрятались слова. Найдите первое слово. (1 кот) Выложите его в кассе букв. Сколько слогов в слове КОТ? Назовите его. (Один слог. КОТ.) Аналогично - Второе слово. (2 пони) Третье слово. (3 тапки) На нижнюю полочку положите первую букву каждого слова. Назовите эти буквы. (П, К, Т)
- Где живут эти буквы? (На нижнем этаже.) Дайте характеристику каждой букве. Назовите слова с мягкими и твердыми глухими согласными звуками. (Буквы П, Т, К имеют согласные глухие звуки, эти звуки бывают твердыми и мягкими. )
Сл. -Молодцы, справились и с этим заданием. Теперь все известные нам буквы вернулись домой. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.
-Раз, два, три, покружись
В детском саду очутись!
Итог занятия
Сл. - Ребята, где мы сегодня побывали? (В стране Грамотейка.) Кому мы помогали? (Буквам найти их домики.) Звуковички благодарят всех вас за помощь и приглашают в свою страну для дальнейшего знакомства с ее жителями. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!