Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «В сказочной стране»
Конспект занятия по развитию речи на тему: «В сказочной стране» в средней группе
Программное содержание. Учить передавать характерные особенности героев сказки «Колобок», используя разные средства выразительности; проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Закреплять умение детей давать словесную характеристику персонажам сказки; логично и связно рассказывать сказку, используя модели. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку, действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развитие эмоционального благополучия детей в группе с помощью театрализованной деятельности.
Предшествующая работа. Чтение русских народных сказок; беседа по содержанию произведений: какие характеры у героев, их поведение в других сказках и т.д., рассматривание иллюстраций к сказкам, инсценировка произведений, выполнение пантомимических упражнений на физкультминутках, работа по моделям в рассказывании сказок.
Материал и оборудование. Игрушка - колобок; модель к сказке «Колобок»; костюмы персонажей (заяц, волк, медведь, лиса, колобок); деревья, теремок, СD диск с изображением сказочных героев, ноутбук.
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент: встреча колобка.
2. Словесные:
1) проблемные вопросы:
• Как вы узнали зайца и волка, ведь здесь оба кружка серого цвета?
• - Ребята, как вы думаете, как еще мы можем использовать эти карточки?
• Какой по характеру в сказке заяц (волк, медведь, лиса, колобок)?
• Как вы думаете, для чего нам нужны эти костюмы?
• Как можно поменять конец сказки?
3. Наглядные:
1) рассматривание моделей по сказке «Колобок»;
2) рассматривание изображений сказочных героев.
4. Практические:
1) рассказывание сказки детьми;
2) инсценировка сказки «Колобок».
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Педагог вместе с детьми заходит под спокойную музыку.
- Ребята, посмотрите, как здесь все красиво, необычно. Мы с вами оказались в сказочной, волшебной стране. Ой, ребята, посмотрите сюда! Вы его узнали? Да это же колобок. Здравствуй, дорогой (здороваются дети).
- Ребята, колобок хочет что-то сказать.
- Колобок говорит, что он принес для нас волшебную коробочку. Посмотрим, что в ней?
Ответы детей.
Педагог предлагает сесть на стульчики.
2. Работа с моделями.
- Здесь лежат карточки, где нарисованы только круги, но они все разные – отличаются и по цвету, и по размеру. Как вы думаете, что мы можем с ними де-лать?
Ответы детей.
- Здесь герои сказки спрятаны в кружочках.
- На какой персонаж похож желтый круг?
Ответы детей.
Дети угадывают по моделям героев сказки.
- Какие вы молодцы, все угадали. Но как вы узнали зайца и волка, ведь здесь оба кружка серого цвета? Как узнали медведя, лису, бабушку и дедушку?
Ответы детей.
- Какие вы у меня догадливые. Все знаете, все видите. И колобок вас хвалит.
3. Рассказывание сказки детьми по цепочке.
- Ребята, как вы думаете, как еще мы можем использовать эти карточки?
Ответы детей.
- Ребята, колобок хочет что-то сказать. Послушаем. Он просит рассказать ему сказку. Начну я, а дальше продолжите вы. Послушайте (берет карточки бабушки и дедушки и рассказывает), жили-были дед и баба. Однажды дед говорит бабе: «Испеки мне, старая, колобок. Да из чего испечь-то, муки нет. А ты по ко-робу помети, по сусекам поскреби, вот и найдется. Бабка так и сделала и намела муки горсти две. Испекла колобок и положила студиться на окошко. Колобок лежал-лежал, спрыгнул с окна и покатился в лес»
Рассказывание сказки детьми по цепочке.
4. Рассматривание картин по сказке на ноутбуке.
-Ребята, какие вы молодцы. Очень хорошо рассказали. Колобку понравилось. Он хочет познакомить вас со своими друзьями. Пойдем с ним?
- А вот и друзья колобка.
(Воспитатель показывает изображения сказочных персонажей, дети описывают их характер, повадки).
- Вот посмотрите, ребята, кто у нас здесь изображен? Правильно заяц. Маша, расскажи, пожалуйста, какой по характеру заяц в сказке?
Ответ ребенка. Заяц из сказки смелый, игривый, радостный и т.д.
- Волк из сказки злой, сердитый, хмурый, когтистый.
- Медведь из сказки косолапый, медленный, хмурый, сердитый.
- Лиса из сказки рыжая, умная, хитрая.
-Даша, расскажи нам, пожалуйста, о колобке. Какой он, по-твоему? Все ли с Дашей согласны? Да, колобок у нас веселый, радостный, быстрый, шустрый, в то же время доверчивый, поверил лисе. И настроение у колобка важное и веселое.
- Какие вы у меня все умницы, молодцы.
5. Драматизация сказки.
- Колобок приготовил для вас еще один сюрприз – волшебный сундучок.
- Как вы думаете, что там находится?
Ответы детей.
- Как вы думаете, для чего нам нужны эти костюмы?
Ответы детей.
- Покажем колобку сказку?
Воспитатель и дети распределяют роли и одевают костюмы.
Подошла к концу разминка…
Постарались все сейчас.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.
Проводится инсценирование сказки (воспитатель при необходимости помогает детям).
- Это только в сказке колобка съедает лиса, а на самом деле колобок жив-живохонек.
6. Прощание со сказкой.
Все артистами сегодня побывали,
Сказку «Колобок» мы показали.
Все старались, были молодцы,
Похлопаем друг другу от души!
- Наша сказка очень понравилась колобку. Он приготовил для вас еще один сюрприз – сладкое угощение.
- Наше путешествие по сказочной стране, к сожалению, подошло к концу. Нам пора возвращаться в свою группу. Предлагаю попрощаться с нашим ко-лобком, ему тоже пора идти дальше. До свидания, колобок. До следующих встреч.
7. Подведение итогов.
- Ребята, скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в какой стране? Ко-го здесь встретили, что интересного мы видели, в какие игры играли? понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?
Ответы детей.
- В свою очередь я хочу сказать, что сегодняшнее путешествие мне понравилось. Все сегодня были активны, молодцы. Хочу похвалить … за хорошо сыгранную роль, был настоящим медведем, и т.д.