Урок чтения во 2 классе по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

1
0
Материал опубликован 29 September 2020

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: Восстановление последовательности событий в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»

Задачи:

- познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

- развивать навыки выразительного чтения, анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; восстанавливать последовательность событий в рассказе.

- воспитывать честность, правдивость.

Цели:
Образовательные: формировать навыки выразительного чтения .
Развивать речь, память, мышление, умение прогнозировать текст.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работоспособность.
Формировать УУД:
Личностные:
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;

формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

развитие навыков сотрудничества;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Оборудование :

- проектор, презентация.

- карточки с заданиями.


Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

Формируемые УДД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


-Начинается урок – урок литературного чтения.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке.

 -Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей.

-А что произойдет, если убрать хоть одну деталь?

-Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я уверена, что у нас все получится.

Проверяют готовность своего рабочего места к уроку






-Часы не будут работать. Они сломаются.


Умение слушать и понимать речь других.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Метапредметные:

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения


























- Ребята, любите ли вы тайны?

- подберите слова, близкие по значению, к слову «тайна»

-Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ. 
- Составьте пословицу из слов: не мешке утаишь в шила. ( Шила в мешке не утаишь).
Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы.

( Шило острое и оно вылезет из мешка) (Показываю мешочек и шило)

- Тайна становится известным

- Читаем на слайде

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
-Тайна когда-то становится известным

- Найдите по содержанию учебника в разделе « В шутку и в серьез» произведение с созвучным по смыслу пословицей. (стр. 159)

- Как же называется рассказ, который мы будем сегодня читать?

- Как вы понимаете смысл слова "явным". Подберите к нему синонимы .

Явное- открытое, откровенное.

- Прочитайте, кто автор этого произведения?

(В. Драгунский -портрет на слайде)

Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.

( Выставка книг Драгунского )

- Посмотрите на выставку книг.

( Формулировка цели урока.)

- Ребята, какие цели вы поставите перед собой? ( Дает задание и организует проверку выполнения)

(Рассказ-предположение по ключевым словам.)

- В рассказе, который мы сегодня прочитаем, нам встретятся слова. Используя данные слова, подумайте, какие события могут описываться в рассказе с таким названием.

- тайна

- мама

- каша

- окно

- милиционер

- каша на шляпе

- дядя.

-Молодцы

- А теперь дополним наше предположение о тексте, рассмотрев иллюстрацию в учебнике.

- Откройте, учебники на с.161,164 по рисунку расскажите, о чем или о ком мы будем читать? - Кто на ней изображён?

- Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю. Начнём читать и проверим, правильно ли мы предположили.


- К слову «тайна» синоним слово «секрет».




- Шила в мешке не утаишь.


Ученики высказывают своё мнение.

- Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.

- Правду не скроешь.

- Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.
-Тайна когда-то становится известным

Выполнение задания по определению формулировки темы и типа урока
Дети находят в учебнике.

- Рассказ называется «Тайное становится явным»

-Синоним к слову явное -известное, доступное.

- Автор этого рассказа Виктор Драгунский















-Научиться выразительно читать рассказ, узнать, кто главный герой, какие поступки он совершал; оценить поступки героев.

Несколько учащихся, по желанию составляют рассказ.

-Мальчик не хотел есть кашу и вылил в окно. Каша попала дяде на голову. Мама узнала тайну от милиционера.










Дети рассказывают, делают вывод.

- На рисунке изображён мальчик. Ему не нравится каша. Он испуганными глазами смотрит на кашу. Мальчик вылил за окно кашу. Милиционер привел пострадавшего к ним .

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (
Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме
(
Коммуникативное УУД).

Личностные: Проявление познавательной активности

Метапредметные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(
Познавательные УУД).













Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.





Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).











Составлять небольшие монологические высказывания.
(
Коммуникативные УУД





III. Работа с текстом во время чтения


























Физкульт-

минутка








































Чтение с остановками.

1) - Откройте учебники на стр. 159. и следите за мной. (Слушание до слов - …. Как же так получается, что тайное всегда становится явным?)

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Найдите и прочитайте, как мама объяснила свои слова?)

- О чем все время думал Дениска?

- Как можно озаглавить эту часть?

(Денис раздумывает над словами мамы)

2) -Дальше читает ….( …мама принесла целую тарелку манной каши.)

- Любил ли завтракать мальчик.

- А как озаглавим эту часть? ( Завтрак)

3) -Дальше читает… (до слов: И мама ушла на кухню.)

- давайте разберём некоторые слова, которые нам встретились и не понятны.

- Прочитайте выражение “Грановитая палата”

- Кто знает – что это такое?(показ на слайде)

в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы

- Из-за чего произошел конфликт , спор между мамой и Дениской?

- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила?

- Какое у нее настроение?

- Как можно озаглавить эту часть? (Предложение мамы)

- Подумайте, что может произойти дальше?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей)

4) – Читаем дальше. Читает… - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее?

- Правда ли Дениска «потерял сознание». Почему автор использует это выражение

- Что испытывал Дениска, когда мучился с кашей?

- Озаглавьте эту часть.( Мучение с кашей и избавление от него)

- Подумайте, что произойдет дальше?

5) - читаем дальше…

Встретились нам слова: милиционер- это сейчас полицейский .

Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения.

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

-Найдите выделенное слово в этой части.

- Не клевещите- это слово произошло от слова клевета.

- Клевета – что оно обозначает?

-И еще одно слово Язвительный – что это значит?

( стремящийся обидеть)

-- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

- Что произошло дальше?

- Как меняется настроение мамы?

- Как можно озаглавить эту часть? Возмущенный милиционер)

- Чем по- вашему закончится рассказ? (Мама узнает тайну. Дениска не пойдет в Кремль.)

6) -Читаем дальше. (Чтение учителя)

- По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась, прочитайте?

- Почему Дениске было страшно взглянуть на маму?

- Что мальчик запомнил Дениска на всю жизнь? ( тайное становится явным)

- Как озаглавим эту часть? (Урок на всю жизнь)

Слушают, отвечают на вопросы, делают вывод.




-Денис услышал от мамы « тайное становится явным»


-Денис думал о маминых словах.

-Денис раздумывает над словами мамы



-Мальчик не любил завтракать.

- Завтрак





Читают, слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют.









-Денис не хотел есть кашу.


- Мама предложила сходить в Кремль.



- Предложение мамы


- Денис выльет кашу в окно.


ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей.

Он положил в кашу сахар, соль, хрен. Автор использует это выражение, что бы нам было интересно читать. Он очень хотел попасть в Кремль.

- Испытывал чувство обиды, досады.

- Мучение с кашей и избавление от него









Читают, слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют.



- Клевета это- обман, ложь.

-Язвительный –это стремящийся обидеть.

-Мама очень обрадовалась

- Вошел возмущенной миллиционр

- Назовем «Возмущенный милиционер»


- Мама узнает тайну. Дениска не пойдет в Кремль.




-Ему было очень стыдно.


- Он запомнил: тайное становится явным


Слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, прогнозируют.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

делать выводы на основе обобщения знаний (формулировать логично обоснованные высказывания)

Составлять небольшие монологические высказывания.

(
Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (
Познавательные УУД).


Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.

Метапредметны

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.















личностные

формирование установки на здоровый образ жизни. 













Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение.















Метапредметные:

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и прогнозировать.


IV. Рефлексия .

Работа с текстом после чтения.


- С каким рассказом мы познакомились?

- Какой совет можно дать ребятам, которые оказались в такой ситуации?

- Тайное всегда становится явным или шило в мешке не утаишь. (показать шило и мешок)

- У вас на партах карточки.

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе, расставив их по порядку.

- Работаем в парах

Денис раздумывает над словами мамы.

Завтрак.

Предложение мамы.

Мучение с кашей и избавление от него.

Возмущенный милиционер.

Урок на всю жизнь.

-Молодцы, вы с работой справились.

-Подведем итог, используя предложения со слайда:
Я похвалил бы себя за…

Мне было сложно…
После урока мне захотелось…

- Мы познакомились рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным»

ужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом все равно узнают)

Ученики класса работают по карточкам

Работают в парах, восстанавливают последовательность событий в рассказе.




Подведение итогов урока


Уметь оформлять свои мысли в устной форме

делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)
Составлять небольшие монологические высказывания.

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять
Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в парах.

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности
(
Коммуникативные УУД).
делать выводы на основе обобщения знаний(формулировать логично обоснованные высказывания)





Предварительный просмотр презентации

Литературное чтение

не мешке утаишь в шила

"Шила в мешке не утаишь"

1. Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдает; 1. Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдает; 2. Правду не скроешь; 3. То, что пытаешься скрыть станет явным.

Виктор Юзефович Драгунский

Виктор Драгунский со своим сыном Денисом Примером главного героя рассказов « Денискины рассказы » был его сын Дениска.

Книги Виктора Драгунского

- тайна - мама - каша - окно - милиционер - каша на шляпе - дядя

"Тайное становится явным"

Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В этом большом зале на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни русского государства. В ней принимались иностранные послы, проводились торжественные собрания.

Физминутка

Интеллигентный человек- образованный, вежливый, культурный, воспитанный, опрятно одетый.

Клевета- обман, ложь, выдумка.

Язвительный- злобно- насмешливый, стремящийся досадить.

Денис раздумывает над словами мамы. Урок на всю жизнь Возмущенный милиционер Завтрак Предложение мамы Мучение с кашей и избавление от него

1.Денис раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак. 3. Предложение мамы. 4. Мучение с кашей и избавление от него. 5. Возмущенный милиционер. 6. Урок на всю жизнь.

"Шила в мешке не утаишь"

На этом уроке я похвалил бы себя за... Мне было сложно... После урока мне захотелось....

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации