Урок чтения во 2 классе по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Тема: Восстановление последовательности событий в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным»
Задачи:
- познакомить учащихся с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»
- развивать навыки выразительного чтения, анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, составлять план художественного текста; восстанавливать последовательность событий в рассказе.
- воспитывать честность, правдивость.
Цели:
Образовательные: формировать навыки выразительного чтения .
Развивать речь, память, мышление, умение прогнозировать текст.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работоспособность.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами;
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
развитие навыков сотрудничества;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование :
- проектор, презентация.
- карточки с заданиями.
Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся | Формируемые УДД |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | -Начинается урок – урок литературного чтения. -Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке. -Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Часы состоят из деталей. -А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? -Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я уверена, что у нас все получится. | Проверяют готовность своего рабочего места к уроку -Часы не будут работать. Они сломаются. | Умение слушать и понимать речь других. Следование в поведении моральным и этическим требованиям. Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний. Работа с текстом до чтения | - Ребята, любите ли вы тайны? - подберите слова, близкие по значению, к слову «тайна» -Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ. ( Шило острое и оно вылезет из мешка) (Показываю мешочек и шило) - Тайна становится известным - Читаем на слайде - Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. - Правду не скроешь. - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. - Найдите по содержанию учебника в разделе « В шутку и в серьез» произведение с созвучным по смыслу пословицей. (стр. 159) - Как же называется рассказ, который мы будем сегодня читать? - Как вы понимаете смысл слова "явным". Подберите к нему синонимы . Явное- открытое, откровенное. - Прочитайте, кто автор этого произведения? (В. Драгунский -портрет на слайде) Написал несколько повестей, много юмористических рассказов, но главная его книга – «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. ( Выставка книг Драгунского ) - Посмотрите на выставку книг. ( Формулировка цели урока.) - Ребята, какие цели вы поставите перед собой? ( Дает задание и организует проверку выполнения) (Рассказ-предположение по ключевым словам.) - В рассказе, который мы сегодня прочитаем, нам встретятся слова. Используя данные слова, подумайте, какие события могут описываться в рассказе с таким названием. - тайна - мама - каша - окно - милиционер - каша на шляпе - дядя. -Молодцы - А теперь дополним наше предположение о тексте, рассмотрев иллюстрацию в учебнике. - Откройте, учебники на с.161,164 по рисунку расскажите, о чем или о ком мы будем читать? - Кто на ней изображён? - Думаю, что всем уже не терпится узнать эту историю. Начнём читать и проверим, правильно ли мы предположили. | - К слову «тайна» синоним слово «секрет». - Шила в мешке не утаишь. Ученики высказывают своё мнение. - Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. - Правду не скроешь. - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. Выполнение задания по определению формулировки темы и типа урока - Рассказ называется «Тайное становится явным» -Синоним к слову явное -известное, доступное. - Автор этого рассказа Виктор Драгунский -Научиться выразительно читать рассказ, узнать, кто главный герой, какие поступки он совершал; оценить поступки героев. Несколько учащихся, по желанию составляют рассказ. -Мальчик не хотел есть кашу и вылил в окно. Каша попала дяде на голову. Мама узнала тайну от милиционера. Дети рассказывают, делают вывод. - На рисунке изображён мальчик. Ему не нравится каша. Он испуганными глазами смотрит на кашу. Мальчик вылил за окно кашу. Милиционер привел пострадавшего к ним . | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Личностные: Проявление познавательной активности Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Составлять небольшие монологические высказывания. |
III. Работа с текстом во время чтения Физкульт- минутка | Чтение с остановками. 1) - Откройте учебники на стр. 159. и следите за мной. (Слушание до слов - …. Как же так получается, что тайное всегда становится явным?) - Что однажды услышал Денис от мамы? - Найдите и прочитайте, как мама объяснила свои слова?) - О чем все время думал Дениска? - Как можно озаглавить эту часть? (Денис раздумывает над словами мамы) 2) -Дальше читает ….( …мама принесла целую тарелку манной каши.) - Любил ли завтракать мальчик. - А как озаглавим эту часть? ( Завтрак) 3) -Дальше читает… (до слов: И мама ушла на кухню.) - давайте разберём некоторые слова, которые нам встретились и не понятны. - Прочитайте выражение “Грановитая палата” - Кто знает – что это такое?(показ на слайде) в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы - Из-за чего произошел конфликт , спор между мамой и Дениской? - Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? - Какое у нее настроение? - Как можно озаглавить эту часть? (Предложение мамы) - Подумайте, что может произойти дальше? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей) 4) – Читаем дальше. Читает… - Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? - Правда ли Дениска «потерял сознание». Почему автор использует это выражение - Что испытывал Дениска, когда мучился с кашей? - Озаглавьте эту часть.( Мучение с кашей и избавление от него) - Подумайте, что произойдет дальше? 5) - читаем дальше… Встретились нам слова: милиционер- это сейчас полицейский . Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте прочитаем значение этого выражения. Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. -Найдите выделенное слово в этой части. - Не клевещите- это слово произошло от слова клевета. - Клевета – что оно обозначает? -И еще одно слово Язвительный – что это значит? ( стремящийся обидеть) -- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку? - Что произошло дальше? - Как меняется настроение мамы? - Как можно озаглавить эту часть? Возмущенный милиционер) - Чем по- вашему закончится рассказ? (Мама узнает тайну. Дениска не пойдет в Кремль.) 6) -Читаем дальше. (Чтение учителя) - По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась, прочитайте? - Почему Дениске было страшно взглянуть на маму? - Что мальчик запомнил Дениска на всю жизнь? ( тайное становится явным) - Как озаглавим эту часть? (Урок на всю жизнь) | Слушают, отвечают на вопросы, делают вывод. -Денис услышал от мамы « тайное становится явным» -Денис думал о маминых словах. -Денис раздумывает над словами мамы -Мальчик не любил завтракать. - Завтрак Читают, слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют. -Денис не хотел есть кашу. - Мама предложила сходить в Кремль. - Предложение мамы - Денис выльет кашу в окно. ребята под музыку имитируют те движения, которые показывают, что Дениска делал с кашей. Он положил в кашу сахар, соль, хрен. Автор использует это выражение, что бы нам было интересно читать. Он очень хотел попасть в Кремль. - Испытывал чувство обиды, досады. - Мучение с кашей и избавление от него Читают, слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, знакомятся с новыми словами, прогнозируют. - Клевета это- обман, ложь. -Язвительный –это стремящийся обидеть. -Мама очень обрадовалась - Вошел возмущенной миллиционр - Назовем «Возмущенный милиционер» - Мама узнает тайну. Дениска не пойдет в Кремль. -Ему было очень стыдно. - Он запомнил: тайное становится явным Слушают, отвечают на вопросы, делают вывод, озаглавливают прочитанную часть, прогнозируют. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметны Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. личностные формирование установки на здоровый образ жизни. Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и прогнозировать. |
IV. Рефлексия . Работа с текстом после чтения. | - С каким рассказом мы познакомились? - Какой совет можно дать ребятам, которые оказались в такой ситуации? - Тайное всегда становится явным или шило в мешке не утаишь. (показать шило и мешок) - У вас на партах карточки. - Давайте восстановим последовательность событий в рассказе, расставив их по порядку. - Работаем в парах Денис раздумывает над словами мамы. Завтрак. Предложение мамы. Мучение с кашей и избавление от него. Возмущенный милиционер. Урок на всю жизнь. -Молодцы, вы с работой справились. -Подведем итог, используя предложения со слайда: Мне было сложно… | - Мы познакомились рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным» -Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда- то об этом все равно узнают) Ученики класса работают по карточкам Работают в парах, восстанавливают последовательность событий в рассказе. Подведение итогов урока | Уметь оформлять свои мысли в устной форме Метапредметные: Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности |