Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе «Чудесный мир классики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г Алушта
Технологическая карта
открытого урока по литературному чтению в 4 классе
( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чтение»,
УМК «Школа России)
по теме:
«Чудесный мир классики»
Подготовила: учитель начальных классов
Бышук Вера Владимировна,
высшая категория
с. Рыбачье
2016 г.
Технологическая карта урока по « Литературному чтению»
Тема: Чудесный мир классики
Подготовила: учитель начальных классов Бышук Вера Владимировна
__________________________________________________________________________________________________________
Цели: обобщить полученные знания учащимися по разделу; развивать навыки осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой.
Планируемые результаты:
предметные: уточнить смысл понятий «классика», «проза», умения выбирать правильный ответ, ориентируясь на полученные знания, создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий;
Метопредметные:
регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы
познавательные: анализ прочитанных текстов, выделение основной мысли
коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественных текстов, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление корректного отношения к мнению и высказыванию одноклассников.
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний, урок-конкурс
Форма организации: самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, технологическая карта урока, учебник, листы для ответов, грамоты победителям и участникам конкурса.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент. Слайды 1-2 |
«Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом» Этими словами французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII века Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на я бы хотела начать наш обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики», который мы проведём в виде конкурсов. А победители в конце урока будут награждены Грамотами. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему? |
Читают афоризм. |
Подготовка к восприятию нового. Обеспечение мотивации обобщения изученного материала. Слайд 3 |
Перед началом урока давайте вспомним, что такое «классика»? - Где более точное определение этому слову мы можем найти? Правильно, в словаре. Классика- образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. |
Высказывание учащихся. Дают ответ на поставленный вопрос. Читают данные из словаря. |
Обобщение изученного материала.
Обеспечение восприятия, осмысления и воспроизведения изученного материала. Слайд 4 Слайд 5
Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Слайды 10-11 Слайд 12 Слайды 13-14 Слайды 15-17 Слайды 18-19 |
Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися. Но кто же эти авторы? - И начнем мы наш урок-конкурс вот с конкурса «Биография». Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь. 1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов 2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин 3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Лев Николаевич Толстой 4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов 5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов -Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. И так, следующий конкурс «Разминка». Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал. М. Ю. Лермонтов «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. П. Чехов «Ашик-Кериб» П. П. Ершов «Детство» А.С.Пушкин «Мальчики» Л.Н.Толстой «Конек-горбунок»
Чтобы поглубже окунуться в мир произведений, предлагаю провести следующий конкурс «Продолжи». На слайдах вы увидите отрывки из произведений. Ваша задача продолжить его предложением. А кто назовёт произведение и автора этого отрывка, получит дополнительные +. (Проверка: ребята доказывают правильность выбора предложения чтением отрывков из произведений. Проверяется выразительное чтение.)
1. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить …. И пшеницу шевелить. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов
2. Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых … Давно, давно ты ждёшь меня. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов 3. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла … Поднялась и расцвела. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин
4. Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен … Слёзы брызгами летят. «Дары Терека» М.Ю.Лермонтов ФИЗМИНУТКА. «Сидя на стуле» https://www.youtube.com/watch?v=EAR1tW1eKAI Надеюсь, вы хорошо отдохнули и у вас поднялось настроение. Думаю, можно продолжать наш конкурс. Следующий конкурс «Узнай по слову». Ваше задание: по одному слову узнать название произведения и его автора. КАМЕНЬ - Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень? ЗЕРКАЛЬЦЕ - Найдите в тексте как А.С.Пушкин описывает зеркальце. ДАРЬЯЛ - Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает Терек АМЕРИКА - Зачем мальчики решить уехать в Америку? КАРАУЛЬЩИК - Кто такой караульщик? Каким синонимом можно заменить? ПОДРУГА – Почему А.Пушкин называл свою няню подругой? Разве это возможно? ТИФЛИЗ - Что такое Тифлиз? НИКОЛЕНЬКА - Найдите и прочитайте описание мальчика? О чём хотел сказать автор?
Предлагаю следующий конкурс «Узнай по предмету» . Теперь вашей задачей будет узнать произведение и автора по рисунку.
Монета, лошадь, перо, мешок. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов Месяц, пёс, яблоко, зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкин Ножницы, чечевица, карта. «Мальчики» А.П.Чехов
Пришло время последнего конкурса «Блиц-вопрос». На экране будет выходить вопрос, а вы должны как можно быстрее дать на него ответ.
Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? (белого) Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»? (зеркальце) Как звали собаку семи богатырей? (Соколко) Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого? (мужик) В какую страну собирались сбежать мальчики?( в Америку) На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (гусли) |
Ответы детей по текстам слайда. (вначале дети записывают ответы на листочках, затем озвучивают. У кого правильный ответ- ставят +. По количеству + определяется победитель каждого этапа и всего конкурса) Обсуждают и доказывают правильность ответов. Ответы детей по текстам слайда. Обсуждают и доказывают правильность ответов, используя учебник. Читают отрывки, пытаются воспроизвести его продолжение. Доказывают правильность ответов, используя учебник. Выразительно читают отрывки. Учащиеся выполняют движения в музыкальной видео-физминутке Читают слова. Дают ответы. Выполняют задания учителя, используя полученные знания и учебник. Рассматривают картинки, дают ответы. Объясняют правильность своего выбора. Дают ответы. (По надобности, доказывают чтением отрывков из текстов.) |
Подведение итогов. Рефлексия. Обеспечение обобщения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации. Слайд 20 Слайд 21 |
И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока. Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.). Давайте вернёмся с вами к словам Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на, которыми мы начали наш урок. -Согласны ли вы с его высказыванием?
Замечательно! Предлагаю и вам на время стать писателем и написать синквейн на тему «Классика» первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Пример: Классика Чудесная интересная Воспитывает, обучает, развивает Открывает мир русской литературы Восхищает |
Высказывание детей. Перечитывают афоризм. Дают ответы. Составляют и зачитывают составленные синквейны. |
Оценивание и награждение Обеспечение эмоционального состояния учащихся Слайд 22 |
Пришло время подвести итоги конкурса и поздравить победителей и участников нашего конкурса. (вручаются грамоты) Спасибо за урок! Вы молодцы!
|