12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бышук Вера Владимировна283
Россия, Крым респ., г.Алушта
2

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе по теме: «Чудесный мир классики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г Алушта

Технологическая карта

открытого урока по литературному чтению в 4 классе

( к учебнику Л. Ф. Климановой, Горецкого В.Г., Головановой М.В «Литературное чтение»,

УМК «Школа России)

по теме:

«Чудесный мир классики»

Подготовила: учитель начальных классов

Бышук Вера Владимировна,

высшая категория

 

с. Рыбачье

2016 г.

Технологическая карта урока по « Литературному чтению»

Тема: Чудесный мир классики

Подготовила: учитель начальных классов Бышук Вера Владимировна

__________________________________________________________________________________________________________

Цели:  обобщить полученные знания учащимися по разделу; развивать навыки осознанного чтения текста, развивать речь, логическое мышление; создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий; воспитывать чувство гордости и восхищения отечественной литературой.

Планируемые результаты:

 предметные:  уточнить смысл понятий «классика», «проза», умения выбирать правильный ответ, ориентируясь на полученные знания, создать условия для проявления самостоятельности при выполнении заданий;

Метопредметные:

регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание  своей работы

познавательные:  анализ прочитанных текстов, выделение основной мысли

коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественных текстов, обсуждение ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные: проявление корректного отношения к мнению и высказыванию одноклассников.

Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний, урок-конкурс

Форма организации: самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер, технологическая карта урока, учебник, листы для ответов, грамоты победителям и участникам конкурса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Слайды 1-2

«Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом»

Этими словами французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII века Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на я бы хотела начать наш обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики», который мы проведём в виде конкурсов. А победители в конце урока будут награждены Грамотами.

Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?

Читают афоризм.

Подготовка к восприятию нового.

Обеспечение мотивации обобщения изученного материала.

Слайд 3

Перед началом урока давайте вспомним, что такое «классика»? 

- Где более точное определение этому слову мы можем найти?  Правильно, в словаре.

Классика- образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Высказывание учащихся.

Дают ответ на поставленный вопрос.

Читают данные из словаря.

Обобщение изученного материала.

 

Обеспечение восприятия, осмысления и воспроизведения изученного материала.

Слайд 4

Слайд 5

 

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

 

Слайды 10-11

Слайд 12

Слайды 13-14

Слайды 15-17

Слайды 18-19

Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

Но кто же эти авторы?

- И начнем мы наш урок-конкурс вот с конкурса «Биография». Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь.

1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов

2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин

3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Лев Николаевич Толстой

4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов

5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов

-Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. И так, следующий конкурс «Разминка». Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал.

М. Ю. Лермонтов   «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. П. Чехов   «Ашик-Кериб»

П. П. Ершов «Детство»

А.С.Пушкин «Мальчики»

Л.Н.Толстой «Конек-горбунок»


 

Чтобы поглубже окунуться в мир произведений, предлагаю провести следующий конкурс «Продолжи». На слайдах вы увидите отрывки из произведений. Ваша задача продолжить его предложением.

А кто назовёт произведение и автора этого отрывка, получит дополнительные +.

(Проверка: ребята доказывают правильность выбора предложения чтением отрывков из произведений. Проверяется выразительное чтение.)


 

1. В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить ….

И пшеницу шевелить. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов


 

2. Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых …

Давно, давно ты ждёшь меня. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов

3. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла …

Поднялась и расцвела.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин


 

4. Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен …

Слёзы брызгами летят. «Дары Терека» М.Ю.Лермонтов

ФИЗМИНУТКА. «Сидя на стуле»

https://www.youtube.com/watch ?v=EAR1tW1eKAI

Надеюсь, вы хорошо отдохнули и у вас поднялось настроение. Думаю, можно продолжать наш конкурс.

Следующий конкурс «Узнай по слову».

Ваше задание: по одному слову узнать название произведения и его автора.

КАМЕНЬ        

-  Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень?

ЗЕРКАЛЬЦЕ

- Найдите в тексте как А.С.Пушкин описывает зеркальце.

ДАРЬЯЛ  

-  Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает Терек

АМЕРИКА    

- Зачем мальчики решить уехать в Америку?

КАРАУЛЬЩИК

- Кто такой караульщик? Каким синонимом можно заменить?

ПОДРУГА

– Почему А.Пушкин называл свою няню подругой? Разве это возможно?

ТИФЛИЗ

- Что такое Тифлиз?

НИКОЛЕНЬКА

- Найдите и прочитайте описание мальчика? О чём хотел сказать автор?


 

Предлагаю следующий конкурс «Узнай по предмету» . Теперь вашей задачей будет узнать произведение и автора по рисунку.


 

Монета, лошадь, перо, мешок. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов

Месяц, пёс, яблоко, зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкин

Ножницы, чечевица, карта. «Мальчики» А.П.Чехов


 

Пришло время последнего конкурса «Блиц-вопрос». На экране будет выходить вопрос, а вы должны как можно быстрее дать на него ответ.


 

Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? (белого)

Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»? (зеркальце)

Как звали собаку семи богатырей? (Соколко)

Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого? (мужик)

В какую страну собирались сбежать мальчики?( в Америку)

На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (гусли)

 

Ответы детей по текстам слайда.

(вначале дети записывают ответы на листочках, затем озвучивают. У кого правильный ответ- ставят +. По количеству + определяется победитель каждого этапа и всего конкурса)

Обсуждают и доказывают правильность ответов.

Ответы детей по текстам слайда.

Обсуждают и доказывают правильность ответов, используя учебник.

Читают отрывки, пытаются воспроизвести его продолжение.

Доказывают правильность ответов, используя учебник.

Выразительно читают отрывки.

Учащиеся выполняют движения в музыкальной видео-физминутке

Читают слова. Дают ответы.

Выполняют задания учителя, используя полученные знания и учебник.

Рассматривают картинки, дают ответы.

Объясняют правильность своего выбора.

Дают ответы. (По надобности, доказывают чтением отрывков из текстов.)

Подведение итогов. Рефлексия.

Обеспечение обобщения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

Слайд 20

Слайд 21

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока.

Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.).

Давайте вернёмся с вами к словам Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на, которыми мы начали наш урок.

-Согласны ли вы с его высказыванием?


 

Замечательно! Предлагаю и вам на время стать писателем и написать синквейн на тему «Классика»

первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья строка -  описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Пример:

Классика

Чудесная интересная

Воспитывает, обучает, развивает

Открывает мир русской литературы

Восхищает

Высказывание детей.

Перечитывают афоризм. Дают ответы.

Составляют и зачитывают составленные синквейны.

Оценивание и награждение

Обеспечение эмоционального состояния учащихся

Слайд 22

 

Пришло время подвести итоги конкурса и поздравить победителей и участников нашего конкурса. (вручаются грамоты)

Спасибо за урок! Вы молодцы!

 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.