Статья на тему «Веди счёт словам своим»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
«Веди счет словам своим»
М. Монтессори
«Веди счет словам твоим»
Данте. «Ад», песнь X
Термин «Дети с особыми образовательными потребностями» инициировала Саламанкская декларация, опубликованная в 1994 г. Совсем недавно дети, чьи потребности зависят от различной физической или умственной недостаточности, трудностей, связанных с обучением пришли в общеобразовательные учреждения. Возник еще один сопутствующий термин – «инклюзивное образование». Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных школьников.
Психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов - только часть проблем. Готова ли школа и педагоги к этому?
Свежий ветер перемен должен обязательно обновить и атмосферу школы, и деятельность каждого участника образовательного процесса на пути создания комфортных условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это неизбежно, иначе формировать всесторонне развитую, активную, творческую личность – невозможно.
Строгого алгоритма работы с детьми с ООП не изобрели, нет и готовых формул, да и вряд ли они появится. Деятельность педагога, на уроке которого присутствуют «особенные дети» не сводится к выбору оптимальных вариантов обучения. Сначала нужно ознакомиться с рекомендациями и заключением медицинской комиссии, затем оценить ситуацию и провести поиск вариантов для достижения поставленных целей.
Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребенком, считала М. Монтессори. Здесь важно всё: темп речи и тембр голоса, громкость, мимика и жесты, телодвижения. Известно, что около 80% информации воспринимается детьми не через смысл сказанного, а через то, как это было сказано – этому я в своей работе уделяю большое внимание. От педагога требуется установка интеллектуальных и эмоциональных контактов со всеми участниками образовательных отношений. Я «готовлю» сначала родителей классного коллектива к принятию человека с ООП, потом весь класс. Показывая пользу совместного обучения: все участники учебно-воспитательного процесса учатся быть терпимыми, милосердными, более внимательными к окружающим. Видеть возможности, которыми обладают дети с ООП, несмотря на имеющиеся у них нарушения – стимул для всех «не опускать руки» при малейших трудностях и неудачах.
Использую в своей работе юмор и шутки, особенно, если возникла затруднительная ситуация – это беспроигрышный вариант разрешения. Помню всегда заповеди монтессорианцев, самая любимая – «Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь».
https://rosopeka.ru/articles/2915/86526/
https://9vp.tvoysadik.ru/?section_id=142
Федорова Людмила Ивановна
Потамошнева Наталья Алексеевна