Статья на тему «Слово – главный инструмент учителя»
Слово – главный инструмент учителя
Каким должен быть учитель, чтобы ученики с радостью, нетерпением и надеждой ждали его урока? На мой взгляд, учитель должен быть творческой личностью. Без творчества нет учителя. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
Не секрет, что современные школьники не любят и не умеют читать. А умение читать и понимать любой текст, не только художественный, - это одно из основных умений человека. На учителях-словесниках лежит задача научить школьников приёмам работы с текстом подготовить к восприятию литературных произведений. Мне кажется, что решение этой проблемы заключается в организации творческой работы на уроках литературы, особенно интересно и необычно это получается на уроках изучения лирики.
Учитель на уроках может и должен развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялась личность.
На уроках литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Ученики любят задания под названием «Внимательный читатель». На уроках по изучению лирики С.Есенина предлагаю представить себя в роли молодых поэтов. В предложенных стихотворениях будет пропущена часть строчки. Задача учащихся: попробовать восстановить её или подобрать вместо нее свою.
1) «Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Осень – ________________ – чешет гриву». (рыжая кобыла)
2) «Спит ковыль. Равнина дорогая,
И ______________ свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь». (свинцовой)
3) «О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою ____________ тоску». (озёрную)
4) «Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь
Полюбил я тоской _____________
На высокой горе монастырь». (журавлиною)
5) «И знаю я, мы оба станем
Грустить _____________ в тишине:
Я по тебе - в глуxом тумане,
А ты заплачешь обо мне». (упругой)
6) «Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далеких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел _______________ рассвет». (соловьиный)
7) «И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И _____________ облаках». (голубиных)
8) «К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука ________________ лет». (подсолнечных)
9) «Весна на радость не похожа,
И не от солнца желт песок.
Твоя обветренная кожа
Лучила ______________ пушок». (гречневый)
А на уроке по изучению лирики И. Анненского даю задание посложнее: попробуйте сложить стихотворение из разбросанных строчек или «сочинить» своё, собственное стихотворение. Фантазия учеников безгранична, получаются настоящие шедевры.
И. Анненский «Снег» Полюбил бы я зиму, Да обуза тяжка... От нее даже дыму Не уйти в облака. Эта резанность линий, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед! Но люблю ослабелый От заоблачных нег - То сверкающе белый, То сиреневый снег... И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Непорочные сны - На томительной грани Всесожженья весны.
|
И. Анненский «Снег» Этот грузный полет, Этот нищенский синий Эта резанность линий, То сверкающе белый, От нее в облака Но люблю ослабелый Он ложится усталый Не уйти даже дыму И заплаканный лед! От заоблачных нег – Да обуза тяжка... Полюбил бы я зиму, То сиреневый снег... Всесожженья весны. На томительной грани Когда, выси открыв, На скользящий обрыв, Точно стада в тумане И особенно талый, Непорочные сны -
|
Вот какие стихотворения получились у учащихся 8-го класса:
Полюбил бы я зиму, От заоблачных нег – На томительной грани Когда, выси открыв, Он ложится усталый То сверкающе белый, И особенно талый, То сиреневый снег... На скользящий обрыв, Но люблю ослабелый Этот нищенский синий И заплаканный лед! Непорочные сны - Этот грузный полет, Эта резанность линий, Всесожженья весны. Да обуза тяжка... Не уйти даже дыму Точно стада в тумане От неё в облака. |
Полюбил бы я зиму, Этот грузный полет, Этот нищенский синий И заплаканный лед! На скользящий обрыв, Точно стада в тумане Он ложится усталый То сверкающе белый, То сиреневый снег... На томительной грани От неё в облака Не уйти даже дыму, Да обуза тяжка... Но люблю ослабелый И особенно талый, От заоблачных нег – Непорочные сны - Всесожженья весны.
|
Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как ребята чувствуют слово. Образы, созданные восьмиклассниками яркие и интересные. Также понимаешь, как много эмоций, размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение.