12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евдокимова Татьяна Николаевна33
Россия, Ульяновская обл., с. Новая Малыкла
3

Статья на тему «Слово – главный инструмент учителя»

Слово – главный инструмент учителя

Каким должен быть учитель, чтобы ученики с радостью, нетерпением и надеждой ждали его урока? На мой взгляд, учитель должен быть творческой личностью. Без творчества нет учителя. Учитель – это не профессия, это образ жизни. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Не секрет, что современные школьники не любят и не умеют читать. А умение читать и понимать любой текст, не только художественный, - это одно из основных умений человека. На учителях-словесниках лежит задача научить школьников приёмам работы с текстом подготовить к восприятию литературных произведений. Мне кажется, что решение этой проблемы заключается в организации творческой работы на уроках литературы, особенно интересно и необычно это получается на уроках изучения лирики.

Учитель на уроках может и должен развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялась личность.

На уроках литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.

Ученики любят задания под названием «Внимательный читатель». На уроках по изучению лирики С.Есенина предлагаю представить себя в роли молодых поэтов. В предложенных стихотворениях будет пропущена часть строчки. Задача учащихся: попробовать восстановить её или подобрать вместо нее свою.

 

1) «Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – ________________ – чешет гриву». (рыжая кобыла)

 

 

2) «Спит ковыль. Равнина дорогая,

И ______________ свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь». (свинцовой)

 

3) «О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою ____________ тоску». (озёрную)

 

4) «Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь

Полюбил я тоской _____________

На высокой горе монастырь». (журавлиною)

 

5) «И знаю я, мы оба станем

Грустить _____________ в тишине:

Я по тебе - в глуxом тумане,

А ты заплачешь обо мне». (упругой)

 

6) «Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далеких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел _______________ рассвет». (соловьиный)

 

7) «И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И _____________ облаках». (голубиных)

 

8) «К теплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука ________________ лет». (
подсолнечных)

 

9) «Весна на радость не похожа,

И не от солнца желт песок.

Твоя обветренная кожа

Лучила ______________ пушок». (гречневый)

 

А на уроке по изучению лирики И. Анненского даю задание посложнее: попробуйте сложить стихотворение из разбросанных строчек или «сочинить» своё, собственное стихотворение. Фантазия учеников безгранична, получаются настоящие шедевры.

 

И. Анненский «Снег»

Полюбил бы я зиму,

Да обуза тяжка...

От нее даже дыму

Не уйти в облака.

Эта резанность линий,

Этот грузный полет,

Этот нищенский синий

И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый

От заоблачных нег -

То сверкающе белый,

То сиреневый снег...

И особенно талый,

Когда, выси открыв,

Он ложится усталый

На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане

Непорочные сны -

На томительной грани

Всесожженья весны.

 

И. Анненский «Снег»

Этот грузный полет,

Этот нищенский синий

Эта резанность линий,

То сверкающе белый,

От нее в облака

Но люблю ослабелый

Он ложится усталый

Не уйти даже дыму

И заплаканный лед!

От заоблачных нег –

Да обуза тяжка...

Полюбил бы я зиму,

То сиреневый снег...

Всесожженья весны.

На томительной грани

Когда, выси открыв,

На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане

И особенно талый,

Непорочные сны -

 

 

Вот какие стихотворения получились у учащихся 8-го класса:

 

Полюбил бы я зиму,

От заоблачных нег –

На томительной грани

Когда, выси открыв,

Он ложится усталый

То сверкающе белый,

И особенно талый,

То сиреневый снег...

На скользящий обрыв,

Но люблю ослабелый

Этот нищенский синий

И заплаканный лед!

Непорочные сны -

Этот грузный полет,

Эта резанность линий,

Всесожженья весны.

Да обуза тяжка...

Не уйти даже дыму

Точно стада в тумане

От неё в облака.

Полюбил бы я зиму,

Этот грузный полет,

Этот нищенский синий

И заплаканный лед!

На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане

Он ложится усталый

То сверкающе белый,

То сиреневый снег...

На томительной грани

От неё в облака

Не уйти даже дыму,

Да обуза тяжка...

Но люблю ослабелый

И особенно талый,

От заоблачных нег –

Непорочные сны -

Всесожженья весны.

 

 

Конечно, с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти стихи, понимаешь, как ребята чувствуют слово. Образы, созданные восьмиклассниками яркие и интересные. Также понимаешь, как много эмоций, размышлений, внутренней работы остается вне наших представлений о детях.

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.