12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Shelmakova165
Россия, Тульская обл., п. Товарковский, Богородицкий район


Шелмакова Галина Константиновна.

учитель физики, высшая квалификационная категория

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 19», пос. Товарковский,

Богородицкий район, Тульская область



Урок- игра по физике,

7 класс, по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества».


Основные дидактические цели урока:

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

формировать у учащихся умения самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Структура урока:

организационный этап

мотивация

основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при выполнении практических заданий

этап контроля и самоконтроля знаний

этап информации о домашнем задании

итог урока

рефлексия

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок-соревнование.

Оборудование:

1.Карточки с заданиями.

2.Два стеклянных сосуда разной формы, вода, кристаллы марганцовки, стакан с водой, спиртовка, воздушный шарик.

3.Карточки с задачами.

На доске таблица для занесения баллов, полученных за выполнения конкурсных заданий.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

- Здравствуйте.

Сегодня наш урок будет проходить в форме соревнования.

Мы не только вспомним, что изучили, но и поработаем в группах, проведем демонстрационные эксперименты, послушаем одноклассников. Предлагаю вам разделиться на три группы по цветам кружков на ваших местах. Просьба группам занять свои места и выбрать капитанов. Сегодня каждый сможет проявить себя, показать свои знания и получить отличную оценку.

- Приветствие ребят.

Садятся по группам.

- Выбор капитанов.

Мотивация

- Вспомните, ребята, какие темы мы с вами изучали на последних уроках?



Сегодня на уроке мы проверим, как вы усвоили тему - «Первоначальные сведения о строении вещества».

-Строение вещества

-Диффузия

-Агрегатные состояния вещества…

Основной этап урока - обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение при выполнении практических заданий

- Наша игра будет состоять из разных этапов.

Первый этап: «Почемучки»

Вам нужно ответить на вопросы, записанные на карточках. На каждый вопрос отвечают разные члены команды. Капитаны команд выбирают по три карточки с вопросами.(карточки перевернуты и сгруппированы по баллам на три части). Время на подготовку-3минуты.

Карточки № 1 ( 3балла, за каждый правильный ответ по 1 баллу)

Среди описанных ситуаций выбери примеры диффузии:

А. На столе вагона поезда лежат фотоаппарат и мяч. Когда поезд тронулся, мяч покатился.

Б. Маленький резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов сдувается.

В. Открытую колбу с углекислым газом уравновесили на весах. Через некоторое время равновесие весов нарушилось.

Г.Дым из трубы дома перестаёт быть видимым через некоторое время( даже в безветренную погоду).

Д.Сплющенный мяч быстро принимает свою прежнюю форму, если на него перестают действовать.

Карточки № 2 (2 балла)

1.Как называется физическое явление, описанное в примере?

  При рассмотрении в микроскоп капли сильно разбавленного молока можно увидеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся.  Выбери правильный ответ:

А.Диффузия в газах

Б.Диффузия в жидкостях

В.Броуновское движение

Г.Диффузия в твёрдых телах

2.Как называется физическое явление, описанное в примере?   Аромат ландышей чувствуется на расстоянии.  Выбери правильный ответ:

А.Диффузия в твёрдых телах

Б.Диффузия в жидкостях

В.Диффузия в газах

Г.Броуновское движение

3.Как называется физическое явление, описанное в примере?

  При растворении крупинок марганцовки в воде вода окрасилась в розовый цвет. Выбери правильный ответ:

А.Броуновское движение

Б.Диффузия в жидкостях

В.Диффузия в твёрдых телах

Г.Диффузия в газах


Карточка № 3 (1 балл)

Заполните пропуски.

1.На расстояниях, сравнимых с размерами молекул, заметнее проявляется…….. молекул, а при дальнейшем сближении ……

2. В каком состоянии, твёрдом или жидком, силы притяжения между молекулами золота больше?

3.Летним утром над заливом образовался туман. Какое это состояние воды?

Второй этап соревнований –«Экспериментальный».

Команды получают задания на листках. На демонстрационном столе лежат предметы, которые помогут продемонстрировать явления, описанные в задании и объяснить их. Предметы объединены в группы.

1.Продемонстрировать свойства жидкостей. (Для этого нужно два сосуда разной формы- перелить воду из одного сосуда в другой - текучесть, не изменяет объем, но меняет форму).

2.Показать явление диффузии в жидкости и зависимость скорости диффузии от температуры.( Кусочек сахара бросить в стаканы часть с холодной водой, а часть –с горячей.

3.Продемонстрировать свойства газов -надуть воздушный шар (занимает весь объем, не имеет собственной формы, сжимается при нажатии).

Третий этап – конкурс капитанов.

По одной задаче каждой команде:

1.Капля масла объемом 0,01мм3 растеклась по поверхности воды тонким слоем, площадь которого 10 дм2 .Оцените размер молекулы масла.(около одной десятимиллионной доли мм)

2. Капля масла объемом 0,003 мм 3 растеклась по поверхности воды. Считая, что средний диаметр одной молекулы 0, 0000001 мм, определите площадь слоя масла.( 300 см2 )

3. Кусочек парафина объемом 1мм3 , брошенный в горячую воду, расплавился, образовав на поверхности тонкую пленку площадью 1 м 2.Оцените размер молекулы парафина. (0,000001 мм)

Четвертый этап - «Движение- жизнь!» (физкультминутка)

Представьте, что участники вашей команды это молекулы. Покажите расположение молекул в

-жидкостях ( 1 команда);

-твердых телах (2 команда);

-при диффузии в газах (3 команда).

Итоги четвертого этапа.

(Также после этого этапа проверяются решения задач).

Пятый этап «Кто быстрее?». Задаются вопросы на скорость ответа. За каждый правильный ответ- 1 балл

-Чем отличаются молекулы горячей и холодной воды?

-Тело сохраняет объем и форму. В каком состоянии оно находится?

-Различны ли молекулы воды, льда и пара?

-Вещество не имеет собственной формы и объема. В каком состоянии оно находится?

- Из чего состоят вещества?
- Как меняется объём тела при нагревании?
- Что такое молекула?
- Что вы знаете о размерах молекул?
- Из каких частиц состоит молекула воды?
- Как зависит процесс диффузии от температуры?
- Как взаимодействуют между собой молекулы?
- Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
- Объясните явление смачивания твердого тела жидкостью.
- Какие три состояния вещества вам известны?
- Каково расположение молекул газов?
- Чем объяснить способность жидкостей сохранять свой объём?
- Как расположены частицы в твердом теле?
- В каких состояниях может находиться чугун? Назовите их.




-выбирают карточки- три карточки на команду





- Учащиеся обсуждают решение в группах, затем отвечают



- Капитаны групп следят за тем, чтобы отвечали разные ребята






































-По одному человеку от команды берут задания на листках.

-Выбирают предметы, необходимые для своего задания

-Выполняют опыты, объясняют их.












Капитаны решают задачи на доске ( 5 минут)









Выходят и демонстрируют движение








Отвечают на вопросы .

Этап контроля и самоконтроля знаний

-Пришло время подвести подсчет набранных баллов.

Выставление оценок.

-Подсчет баллов

- Ребята помогают выделить наиболее активных участников, интересные ответы.


Домашнее задание в ЭЖ

Учебник, стр.38 тест «Проверь себя»

Творческое задание (по желанию) найти пословицы, поговорки, загадки по теме «Строение вещества. Агрегатные состояния».




итог урока

- Подведение итогов групповой работы, оценка помощи капитанов, выделение отдельных ответов учеников

- Над какой темой работали?

- Какую ставили цель?

- Чему научились?

- Что нового на уроке узнали?

- Ответы ребят


Рефлексия

- А сейчас возьмите разноцветные кружки и поднимите вверх: красный, если урок понравился, было интересно, желтый- не очень, фиолетовый- было совсем не интересно.

- Наш урок закончен. Спасибо. До свидания!

Ребята поднимают кружки, по желанию, комментируют.







Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 06.11.20 в 09:14 1Ответить Пожаловаться
Название публикации "Валеологическое образование и культура здоровья", а опубликован Урок- игра по физике по теме "Первоначальные сведения о строении вещества" для 7 класса.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.