Урок химии № 1 в 11 классе. «_____»______________ 20___ г.
Основные сведения о строении атома.
Цель. Повторить, углубить и обобщить важные сведения о строении атома.
Задачи.
Образовательные:обобщить сведения о важнейших открытиях физики 19-20 вв., доказывающих сложность строения атомов химических элементов; объяснить строение атома, опираясь на некоторые модели классической теории; закрепить знание современных представлений о строении атома на основе квантовой механики.
Развивающие: совершенствование умения краткого изложения полученной информации, выбора из сказанного главного; формирование умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать свои знания.
Воспитательные: развитие умения работать в коллективе.
Ход урока.
Орг. момент.
Провести вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Учебник О.С. Габриелян Химия 11 класс, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных и практических работ.
Изучение новой темы.
Вспомните определение атома.
Атом – наименьшая частица вещества, химически неделимая.
Атом – греч. «неделимый». Атом делим, что доказали явления фотоэффекта, радиоактивности, электролиза. Изучение этих явлений определило разработку различных моделей строения атома как сложной частицы.
1904 г Дж.Томсон «пудинг с изюмом» сферической формы, имеющие положительный заряд, внутри отрицательно заряженные электроны. рис. 1а стр.3
Электроны совершают колебательные движения, благодаря которым атом излучает электромагнитную энергию.
1907 г. Резерфорд предложил «планетарную модель» - положительно-заряженное ядро и движущиеся вокруг электроны.рис.1б стр.3. Модель не смогла объяснить излучение и поглощение энергии атомом.
1913 г. Нильс Бор – «квантовая модель».
Электроны двигаются вокруг ядра по строго определенным замкнутым орбиталям с «разрешенными» значениями энергии.
электроны могут переходить с одного энергетического состояния в другое.
1932 г. протонно-нейтронная теория ядра, согласно которой ядра атомов состоят из протонов и нейтронов.
Атом – это электронейтральная система, состоящая из ядра и электронов.
протоны (р+):Z= +1, m=1
нейтроны (n0): Z=0, m=1
электроны (ē): Z= -1, m=
Массовое число (А)= р++ n0
Число нейтронов в атомах одного и того же химического элемента может быть различным.
Изотопы – это разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд (число протонов), но разные массовые число (разное число нейтронов).
35Cl 37Clсверху массовое число, снизу заряд ядра.
Задание. Определите число протонов, нейтронов и электронов:
а) у атомов:Mg, S, Zn, Br
б) у изотопов:18O, 37Cl, 41Ar, 38K
в) у ионов: Al3+, S2-, Fe2+, F-, K+
Закрепление.
Чему равен заряд атома кислорода?
а) 0 б) +8 в) +16 г) -1
Что общего в строении атомов 188О и 168О?
а) массовое число б) число нейтронов
в) число протонов г) радиоактивные свойства
Сколько электронов в атоме кальция?
а) 0 б) 40 в) 20 г) 0
Сколько электронов в ионе О2-?
а) 8 б) 16 в) 10 г) 6
Выберите атом, в котором число протонов равно числу нейтронов.
а) 2Н б) 11В в) 19F г) 40Ar
Чем могут отличаться атомы одного и того же химического элемента?
а) числом протонов б) числом электронов
в) зарядом ядра г) массовым числом
Домашнее задание.
стр. 3-6
Урок химии № 2 в 11 классе. «_____»______________ 20___ г.
Основные сведения о строении атома.
Цель. Повторить, углубить и обобщить важные сведения о строении атома.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть строение электронных оболочек атомов больших периодов; формировать умения характеризовать порядок заполнения электронами подуровней в атомах химических элементов, записывать электронные формулы и графические схемы.
Развивающие: совершенствование умения краткого изложения полученной информации, выбора из сказанного главного; формирование умения анализировать, выявлять причинно-следственные связи, оценивать свои знания.
Воспитательные: развитие умения работать в коллективе.
Ход урока.
Орг. момент.
Изучение новой темы.
Совокупность всех электронов в атоме называют электронной оболочкой.
Электроны, обладающие близким значением энергии, образует электронный слой (энергетический уровень).
Число энергетических уровней равно номеру периода.
Электрон может находится в любой части пространства, окружающего ядро.
Каждый энергетический уровень разделен на подуровни. Электроны данного подуровня отличаются от электронов другого подуровня того же энергетического уровня главным образом формой электронных облаков.
Электронное облако – совокупность различных положений электрона.
Форма и размеры того или иного электронного облака определяется атомнымиорбиталями.
s –
p –
d –
Таким образом, близкие по энергии электроны находятся на одном уровне, а равные по энергии и имеющие одинаковую форму орбиталей – на одном подуровне. Число подуровней равно номеру уровня.
1 уровень = 1s2 (2 электрона);
2 уровень = 2s2 (2 электрона) + 2p6 (6 электронов) = всего 8 электронов;
3 уровень = 3s2 (2 электрона) + 3 p6(6 электронов) + 3d10(10 электронов) = 18 электронов.
1период - 2 элемента 1s2
2 период - 8 элементов 2s2 2 p6
3 период - 8 элементов 3s2 3 p6
4 период - 18 элементов 4s2 3d10 4p6
s –элементы - 1,2 группы, глав.
p –элементы – 3-8 группы, глав.
d –элементы – с 4 периода побочные подгр.
проскок электронов Cr – Mn; Cu - Zn
Закрепление.
Составить электронные формулы 3, 4 периодов.
Домашнее задание.
стр. 6- 11, упр. 8 стр. 11