Обобщающий урок по физике в 7 классе на тему «Первоначальные сведения о строении вещества»

10
2
Материал опубликован 13 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«МОБУ СОШ №90»,р.п. Чунский









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

к уроку физики 7 класса

«Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»









Выполнила: учитель физики

Фролова Надежда Михайловна

2016 г.

Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС

Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Задачи: 1) спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;

2) использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;

3) осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;

4) определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

5) на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

6) выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет более продуктивный

Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Объект: процесс обучения физике

Предмет: урок физики

Практическая значимость: применять на уроке

Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.

Заключение: Урок разработан в рамках системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, что соответствует задачам новых ФГОС. Урок направлен на усвоение не только предметного содержания (частные предметные результаты), но и овладение метапредметными умениями. Учащиеся осваивают способы действий, которые будут актуальны не только в учебно-познавательной деятельности, но и в реальной жизни, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Технологическая карта урока № 10

Учебный предмет: физика

Класс: 7

УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организация усвоения и закрепления основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства физических тел в различных агрегатных состояниях, устанавливать взаимосвязь свойств вещества с его строением, движением и взаимодействием частиц, организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.

Задачи урока: а) развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц (предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения:

-учебник, лабораторное оборудование.

- Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2010.

- Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. М.: Просвещение, 2007.

- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Организационный момент

начало урока

Вдох” – задержка дыхания,

Выдох” – задержка дыхания.

Здравствуйте ребята! По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее на занятие Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Мобилизующее начало. Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Ко- нечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учи- лись и знания ваши были бы прочными.

Приветствие учащихся

Включение учащихся в деловой ритм работы

Развитие учебно-познавательного интереса к уроку

Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Вдох” – активизирует,

Выдох” – успокаивает.

Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.

Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение

Самопроверка готовности к уроку

Прогнозирова

ние пред

стоящей

учебной

деятель

ности

Целеполагание

Известному ученому, философу и поэту Джордано Бруно принадлежат такие слова: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Я предлагаю вам также немного поразмышлять и построить логическую цепочку из слов, которые находятся у вас на столах. (на листочках написаны слова: молекула, физическое тело, вещество, атом, элементарные частицы). В чем смысл этой цепочки? (указывает на строение вещества). Почему важно знать строение вещества?

Формулируются тема и цели урока.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Формулируют цель учебного занятия

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы

Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, корректировать и уточнять ответы товарищей, точно выражать свои мысли

Сравнивают свой результат с эталоном, предложенным преподавателем

Способно

сть к

целепола

ганию, уме

ние плани

ровать

свою уче

бную дея

тельность

2. Актуализация знаний

Давайте обоснуем эту цепочку, ответив на вопросы:

1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела.

2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?- Из вещества.

3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул.

4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов.

5. Атом - «неделимый»?-Атомы состоят из элементарных частиц.

На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом – элементарная частица

Задаёт вопросы

Анализируют предложенные задания, отвечают на вопросы

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

3. Обобщение и систематизация знаний

1Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда.

3 ф

6 и

3 з

2 и

5 к

4 а

    Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия

    Всевозможные изменения в окружающем мире – явления

    Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное

    Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое

    Мельчайшая частица вещества – молекула

    Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание

Фронтальный опрос:

Ответить на вопросы:

1). В предложенном ряду исключи (вычеркни) одно «лишнее» слово. Объясни свой выбор. – стул, часы, железо,

На слайде появляются задания

Задает вопросы, написанные на слайдах проверяет правильность ответов.


Ответы на вопросы, выполнение заданий.

Заполнение таблиц.

Самостоятельно выполняют задания, создают структуру взаимосвязи между свойствами веществ, делают выводы.

Логические умозаключения. Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении.

Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат.

Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей.

дверь.

2). Белое белье при стирке покрасилось. Почему?

3) Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга?

4)Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и взаимодействие

5) Какие явления отражаются в народных пословицах?

-Волка нюх кормит.

-Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.

Групповая работа.

Класс делится на три группы.



Каждая группа заполняет свою строку в таблице и «создают паспорт» твердого тела, жидкости и газа.

В природе вещества встречаются в трех состо- яниях: твердом, жид- ком, газообразном (лед, вода. водяной пар). Такое стояние веществ называется … агрегатным. Многие действия. из них мы привыкли видеть только в каком-либо одном состоянии. Например: железо – в твер-дом бензин – в жидком, пар -в газообразном .Давайте сами проверим свойства состояний. Ответим на вопросы: какими свойствами обладают вещества в разных состояниях, а также объясним эти свойства. Для этого проведем исследовательские работы. В результате вашей работы вы должны составить паспорт каждого агрегатного состояния. От каждой группы выдвигается спикер, который представляет «паспорт» определенного состояния вещества.



Формулирует задание, обсуждает правильность выполнения с классом

Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!

Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в символьной форме, выдвигают гипотезы, проводят анализ выдвигаемых гипотез.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентироваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации.

Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Умение работать в команде, умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей.

Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата

Умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата э и

5. Физкультминутка

в течение 1 мин команды должны показать модели твёрдого, жидкого и газообразного тел: 1 группа должна изобразить молекулы твёрдого тела ; 2 группа – жидкое тело; 3 группа – молекулы газа .

Проявляют творчество смекалку Развивают коммуникативные навыки.

Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентироваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации.

Умение работать в команде, умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей.

Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата

4. Контроль и самоконтроль

Выполняют кратковременную контрольную работу, сдают тетради на проверку.

Информирует о контрольной работе (времени выполнения и критериях оценивания)

Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях.

Понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных.

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя

Чтение.

Письмо.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации..

Контроль и самоконтроль

.

Умение организовать свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий.

5. Рефлексия































Пусть каждый ученик нашего класса – молекула, а все вы вместе – скопле- ние молекул. Что напоминает это скопление – газ, жидкость, твердое тело? А почему? А какая «сила» удерживает «молекулы» на своих местах? (Сознательная дисциплина) Но вот прозвенел звонок и «коллектив» превращается в …, разлетается по всей школе. А когда вы все бежите в столовую, то ведете себя как молекулы какого вещества? Но прежде чем вы «утечете» из класса напишите два номера пословиц, подходящих вашему состоянию на конец урока, уходя, прикрепите к доске магнитом.

Пословицы:

    Сделал дело, гуляй смело

.2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.

3. Работа не волк, в лес не убежит.

4. Одна голова хорошо, а две лучше.

5. Что посеешь, то и пожнешь.

6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Проводит рефлексию, анализирует выбранные пословицы

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Уметь формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

6. Домашнее задание

Повторить §§11,12 с.26, выполнить задание 3 с.29 (по желанию). Все ли возможные состояния вещества были нами изучены? Предлагается подумать над этим. Написать сочинение на тему «Молекулы и вещества» ( по желанию)

Урок окончен. Всего вам доброго!

задание 2 группе/data/files/b1520923591.docx (задание 2 группе)/data/files/m1520923091.docx (задание 3 группе)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействуют с учителем: слушают и задают уточняющие вопросы по выполнению задания самоподготовки, выясняют степень реализации задания

Умение выслушивать учителя, понимать и принимать информацию

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция и саморегуляция учебной де тельности.




физический диктант

физический диктант
DOCX / 15.11 Кб
презентация
PPTX / 5.56 Мб

задание 1 группе
DOCX / 23.98 Кб
таблица
таблица
DOCX / 13.6 Кб

Предварительный просмотр презентации

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Джордано Бруно

молекула, физическое тело, вещество, атом, элементарные частицы… Постройте логическую цепочку

Физическое тело Вещество молекула атом Элементарные частицы

В чем смысл этой цепочки? Указывает на строение вещества

Физический диктант 1.Самопроизвольное перемешивание веществ – 2.Всевозможные изменения в окружающем мире- 3.Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема - 4.Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – 5.Мельчайшая частица вещества – 6.Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – 3 6 3 2 5 4

Диффузия явления газообразное жидкость молекула отталкивание

1.исключи (вычеркни) одно «лишнее» слово. Объясни свой выбор. стул, часы, железо, дверь. 2. Белое белье при стирке покрасилось. Почему? 3. ) Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга? 4. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и взаимодействие? 5. Какие явления отражаются в народных пословицах? -Волка нюх кормит. Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь.

Чтобы ответить на все вопросы, поработайте с учебником, § 12, стр. 29 , экспериментируйте!   Состояние вещества свойства молекулы форма объем сжимаемость расположение движение взаимодействие Твердое тело             жидкость             газ            

в течение 1 мин команды должны показать модели твёрдого, жидкого и газообразного тел: 1 группа должна изобразить молекулы твёрдого тела ;2 группа – жидкое тело;3 группа– молекулы газа .

Домашнее задание Повторить §§11,12 с.26, выполнить задание 3 с.29 (по желанию). Все ли возможные состояния вещества были нами изучены? Предлагается подумать над этим. Написать сочинение на тему «Молекулы и вещества» ( по желанию)

Пословицы: 1. Сделал дело, гуляй смело. 2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. 3. Работа не волк, в лес не убежит. 4. Одна голова хорошо, а две лучше. 5. Что посеешь, то и пожнешь. 6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Как у вас все четко и грамотно на уроке, и при том, мне кажется, детям тоже интересно. Попробую использовать)

22 July 2020

Спасибо,Полина Ивановна!

23 July 2020