Обобщающий урок по физике в 7 классе на тему «Первоначальные сведения о строении вещества»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«МОБУ СОШ №90»,р.п. Чунский
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
к уроку физики 7 класса
«Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Выполнила: учитель физики
Фролова Надежда Михайловна
2016 г.
Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС
Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Задачи: 1) спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
2) использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
3) осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;
4) определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
5) на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
6) выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет более продуктивный
Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Объект: процесс обучения физике
Предмет: урок физики
Практическая значимость: применять на уроке
Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.
Заключение: Урок разработан в рамках системно- деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся, что соответствует задачам новых ФГОС. Урок направлен на усвоение не только предметного содержания (частные предметные результаты), но и овладение метапредметными умениями. Учащиеся осваивают способы действий, которые будут актуальны не только в учебно-познавательной деятельности, но и в реальной жизни, в дальнейшей профессиональной деятельности.
Технологическая карта урока № 10
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Перышкин А.В., Гутник Е.М.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: организация усвоения и закрепления основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, формирование умения объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства физических тел в различных агрегатных состояниях, устанавливать взаимосвязь свойств вещества с его строением, движением и взаимодействием частиц, организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.
Задачи урока: а) развитие способностей связывать свойства веществ с их строением, движением и взаимодействием частиц (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения:
-учебник, лабораторное оборудование.
- Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Перышкин. – 14-е изд., М.: Дрофа, 2010.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов образовательных учреждений /В. И. Лукашик, Е.В. Иванова. – 21-е изд. М.: Просвещение, 2007.
- Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс» /О.И. Громцева. – 2-е изд., - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
начало урока “Вдох” – задержка дыхания, “Выдох” – задержка дыхания. Здравствуйте ребята! По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее на занятие Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. Мобилизующее начало. Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Ко- нечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учи- лись и знания ваши были бы прочными. | Приветствие учащихся | Включение учащихся в деловой ритм работы | Развитие учебно-познавательного интереса к уроку | Отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | “Вдох” – активизирует, “Выдох” – успокаивает. Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся. Анализ готовности к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение | Самопроверка готовности к уроку | Прогнозирова ние пред стоящей учебной деятель ности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Известному ученому, философу и поэту Джордано Бруно принадлежат такие слова: «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Я предлагаю вам также немного поразмышлять и построить логическую цепочку из слов, которые находятся у вас на столах. (на листочках написаны слова: молекула, физическое тело, вещество, атом, элементарные частицы). В чем смысл этой цепочки? (указывает на строение вещества). Почему важно знать строение вещества? Формулируются тема и цели урока. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. | Формулируют цель учебного занятия | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Слушают варианты ответов товарищей, при необходимости дополняют ответы | Умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения, корректировать и уточнять ответы товарищей, точно выражать свои мысли | Сравнивают свой результат с эталоном, предложенным преподавателем | Способно сть к целепола ганию, уме ние плани ровать свою уче бную дея тельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давайте обоснуем эту цепочку, ответив на вопросы: 1. Как называются окружающие нас предметы? – Физические тела. 2. Из чего состоят все окружающие нас физические тела?- Из вещества. 3. Что можно сказать о строении вещества? - Все вещества состоят из молекул. 4. Делимы ли молекулы?- Молекулы состоят из атомов. 5. Атом - «неделимый»?-Атомы состоят из элементарных частиц. На доске выписывается цепочка из ключевых слов: физические тела--вещества—молекула—атом – элементарная частица | Задаёт вопросы | Анализируют предложенные задания, отвечают на вопросы | Компетенция обучающихся в области физики. | Взаимодействуют с учителем. Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, способность актуализировать знания по ранее изученному материалу. | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Обобщение и систематизация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1Физический диктант. Заполнение ленты-кроссворда.
Самопроизвольное перемешивание веществ – диффузия Всевозможные изменения в окружающем мире – явления Состояние вещества, при котором оно не имеет формы и объема – газообразное Агрегатное состояние, при котором оно сохраняет объем, но легко меняет свою форму – жидкое Мельчайшая частица вещества – молекула Частицы не слипаются друг с другом, потому что между ними есть – отталкивание Фронтальный опрос: Ответить на вопросы: 1). В предложенном ряду исключи (вычеркни) одно «лишнее» слово. Объясни свой выбор. – стул, часы, железо, | На слайде появляются задания Задает вопросы, написанные на слайдах проверяет правильность ответов. | Ответы на вопросы, выполнение заданий. Заполнение таблиц. Самостоятельно выполняют задания, создают структуру взаимосвязи между свойствами веществ, делают выводы. | Логические умозаключения. Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять предлагаемые решения с реальными жизненными условиями, расширение границ «сухой» науки на внутренние переживания, опыт, кругозор. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении. | Умение формулировать свое мнение и позицию в коммуникации. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных задач, регулируют процесс выполнения учебных задач, оценивают достигнутый результат. | Умение принимать и сохранять учебно-познавательную цель и задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, осуществлять само- и взаимоконтроль, исправлять, дополнять, уточнять ответы товарищей. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дверь. 2). Белое белье при стирке покрасилось. Почему? 3) Кусок олова нагрели, и оно приобрело жидкое состояние. Как при этом менялось движение и расположение частиц олова относительно друг друга? 4)Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы? Как изменилось их расположение и взаимодействие 5) Какие явления отражаются в народных пословицах? -Волка нюх кормит. -Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь. Групповая работа. Класс делится на три группы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каждая группа заполняет свою строку в таблице и «создают паспорт» твердого тела, жидкости и газа. В природе вещества встречаются в трех состо- яниях: твердом, жид- ком, газообразном (лед, вода. водяной пар). Такое стояние веществ называется … агрегатным. Многие действия. из них мы привыкли видеть только в каком-либо одном состоянии. Например: железо – в твер-дом бензин – в жидком, пар -в газообразном .Давайте сами проверим свойства состояний. Ответим на вопросы: какими свойствами обладают вещества в разных состояниях, а также объясним эти свойства. Для этого проведем исследовательские работы. В результате вашей работы вы должны составить паспорт каждого агрегатного состояния. От каждой группы выдвигается спикер, который представляет «паспорт» определенного состояния вещества.
| Формулирует задание, обсуждает правильность выполнения с классом Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!! | Воспринимают, перерабатывают и предъявляют информацию в символьной форме, выдвигают гипотезы, проводят анализ выдвигаемых гипотез. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентироваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации. | Вступают в диалоговую форму ответа, участвуют в коллективном обсуждении, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее. | Умение работать в команде, умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей. | Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата | Умение формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата э и | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Физкультминутка | в течение 1 мин команды должны показать модели твёрдого, жидкого и газообразного тел: 1 группа должна изобразить молекулы твёрдого тела ; 2 группа – жидкое тело; 3 группа – молекулы газа . | Проявляют творчество смекалку Развивают коммуникативные навыки. | Умение анализировать, сравнивать, сопоставлять известные решения с физическими моделями, способность ориентироваться в своей системе знаний, видеть знакомое в измененной ситуации. | Умение работать в команде, умение формулировать свое мнение, координировать свои действия в соответствии с верными утверждениями товарищей. | Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Контроль и самоконтроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполняют кратковременную контрольную работу, сдают тетради на проверку. | Информирует о контрольной работе (времени выполнения и критериях оценивания) | Переносят полученные знания на реальные объекты, самостоятельно создают алгоритмы деятельности в ходе применения знаний в знакомой и измененной ситуациях. | Понимание различий между теоретическими моделями и реальными объектами, способность соотносить известные факты с экспериментальной проверкой данных. | Взаимодействие с учителем. | Слушание учителя Чтение. Письмо. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.. | Контроль и самоконтроль . | Умение организовать свою учебно-познавательную деятельность, планировать, осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пусть каждый ученик нашего класса – молекула, а все вы вместе – скопле- ние молекул. Что напоминает это скопление – газ, жидкость, твердое тело? А почему? А какая «сила» удерживает «молекулы» на своих местах? (Сознательная дисциплина) Но вот прозвенел звонок и «коллектив» превращается в …, разлетается по всей школе. А когда вы все бежите в столовую, то ведете себя как молекулы какого вещества? Но прежде чем вы «утечете» из класса напишите два номера пословиц, подходящих вашему состоянию на конец урока, уходя, прикрепите к доске магнитом. Пословицы: Сделал дело, гуляй смело .2. Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. 3. Работа не волк, в лес не убежит. 4. Одна голова хорошо, а две лучше. 5. Что посеешь, то и пожнешь. 6. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. | Проводит рефлексию, анализирует выбранные пословицы | Рефлексируют. | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий. | Взаимодействие с учителем. | Уметь формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание
|
DOCX / 15.11 Кбпрезентация
PPTX / 5.56 Мб
задание 1 группе
DOCX / 23.98 Кбтаблица
таблица
DOCX / 13.6 Кб
Зажигина Полина Ивановна
Фролова Надежда Михайловна