Доклад на тему «Вариантный модуль "Раскрытие личности" в реализации рабочей программы воспитания»
«Модуль «Дополнительное образование»
в реализации рабочей программы воспитания»
«Вариантный модуль «Раскрытие личности»
Шорохова Виктория Геннадиевна,
Педагог-организатор
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26»
2021 год
Модуль «Раскрытие личности»
В наше время дети в школах загружены (в хорошем смысле этого слова) поглощением знаний. Все больше внимания уделяется развитию личности ребенка, его индивидуальности. Дети посещают многие кружки и секции по их личному выбору, по личным приоритетам. И в основном все это очные формы обучения и развития. Все мы знаем, что бывают ситуации, когда ребенок не может очно участвовать в конкурсах (по разным причинам). Благодаря использованию сети Интернет, традиционные олимпиады и конкурсы, требовавшие очного участия учащихся, их непосредственного взаимодействия с жюри конкурса и экспертами сменили форму проведения на дистанционную. Резко возросло количество участников, стала более разнообразной их география, а также увеличился возрастной диапазон. Появилась возможность реализовать себя в различных областях, грубо говоря сидя дома.
Вот тут очень удобен модуль «Развитие личности» в дистанционном формате. Применение информационно-коммуникационных технологий при организации дополнительного образования учащихся, в частности, при организации конкурсов, олимпиад, викторин, проектной деятельности, является актуальной проблемой, находящейся на стыке дистанционного образования и организации дополнительного образования учащихся.
В основе данного модуля положено формирование знаний и первичных навыков организационной, педагогической (воспитательной) и оздоровительной работы с детьми: планирование досуговой деятельности; освоение приемов поддержания инициативы и самодеятельности воспитанников, способов организации работы и др. Приобретенные обучающимися знания, умения, навыки затем развиваются в ходе практики в данном направлении.
Что же представляет из себя модуль «Развитие личности»?
Во-первых, данный модуль, несмотря на то, что находится в сфере дополнительного образования, имеет межпредметную связь. Он охватывает многие школьные дисциплины, например, русский язык, литературу, музыку, физкультуру, историю и др.
Во-вторых, данный модуль несет огромный воспитательный характер. Развивает личность, учит находить прекрасное, сопереживать.
Механизм воспитательного потенциала выступает на нескольких уровнях.
Работа с классными руководителями.
инициирование и поддержка участия детей в общешкольных делах, оказание необходимой помощи воспитанникам в их подготовке, проведении и анализе.
Работа с детьми.
изучение особенностей личностного развития учащихся;
поддержка ребенка и помощь в выборе путей развития личности;
индивидуальная работа с детьми, направленная на достижение и фиксацию своих учебных, творческих, спортивных, личностных достижений;
вовлечение воспитанников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.
Работа с родителями.
привлечение членов семей школьников к организации и проведению совместных конкурсов, личного участия.
Модуль состоит из конкурсов, приуроченных к всеми известным праздникам: День учителя, День школы, Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая, Масленица, и др.
В конкурсах могут быть представлены следующие жанры выступлений:
• «Золотой голос школы» - сольное пение;
• «Поющая семья» - с участием членов семьи обучающихся;
• «Инструментальная музыка» - игра соло на музыкальном инструменте;
• «Музыкальная семья» - игра на музыкальном инструменте(ах) с членами семьи;
• «Танцуй, пока молодой» - танец в сольном исполнении;
• «Танцуем, все!» - танец с участием членов семьи;
• «На театральных подмостках» - сценки, отрывки из произведений и т.п. соло;
• «Художественное слово» - стихи соло;
• «А вам, слабо?» - оригинальный жанр (цирковое, спортивное, художественное мастерство и т.д.);
• «Изобразительное творчество – рисунок» (формат А3, в любой технике исполнения);
• «Умелые ручки» - поделки (из любого материала);
•Эссе – индивидуальные впечатления и соображения автора и др.
Принимают участие дети любого возраста и их родители, что влечет мощный воспитательный характер. Дети могут попробовать себя в разных амплуа, то есть участвовать не в одном, а в нескольких номинациях. Находясь дома, дети более раскрепощены, имеют больше времени для подготовки. Площадкой для конкурса могут служить разные интернет пространства, в нашей школе это проходит в группе школы в Инстаграмм.
Работы и видео участия детей публикуются на странице группы для всеобщего голосования. Пример работ:
Результаты участия публикуются в таблице.
Таблица 1
Результаты конкурса |
|||||
Классы |
Место |
Номинация |
Название работы |
ФИО участника, класс |
Баллы |
Таким образом в реализации данного модуля, в условиях дополнительного образования, дети могут соревноваться не только между собой, но и между классами, и параллелями. Что несет несомненно не только развитие потенциала ребенка, но и здоровый дух соперничества.
Находясь в режиме самоизоляции, в период пандемии, или просто в каникулярный период можно проводить масштабные конкурсы на развитие личности детей. Все дети с удовольствием принимают в нем участие, причем многие реализовываются в нескольких номинациях. И для этого есть все возможности, ведь конкурсы охватывают многие направления: литературу, русский язык, вокал, театральные постановки, изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество, танец, а номинация «А вам слабо?» способствовала проявлению себя в любом амплуа. В конкурсах могут принимать участие большое количество детей, вне зависимости от возраста. А главное данный вид деятельности интересен и детям, и родителям. Сидя дома, школьники могут творить, делиться своими работами, участвовать в конкурсе, привлекать мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Проанализировав работу в данном формате, наша школа пришла к заключению, что подобные конкурсы имеют место быть в модуле дополнительного образования «Раскрытие личности».