Доклад «Театральная деятельность, как средство воспитания гармоничной личности»
Театральная деятельность, как средство воспитания гармоничной личности
Работу выполнила:
Вальбрит Светлана Владимировна
Барнаул 2020
Содержание
Введение
Влияние театральной деятельности на развитие речи
Постановка правильного дыхания
Укрепление лицевых мышц, языка и постановка произношения звуков
Влияние театральной деятельности на психические процессы
Познавательные психические процессы
Эмоциональные психические процессы
Влияние театральной деятельности на физическую активность
Влияние театральной деятельности на межличностные отношения
Нравственно-эстетическое влияние театра
Введение
Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
Александр Иванович Герцен
На сегодняшний день детские театральные студии – один из популярных видов дополнительного образования. И с этим трудно спорить, ведь театральная деятельность – это действенный способ решения множества проблем, связанных с развитием подрастающего поколения. Это и культура речи, и стимулирование психологических процессов, и повышение физической активности, а так же нравственно-эстетическое воспитание.
Влияние театральной деятельности на развитии речи
Речь и голос – очень важные актерские «инструменты». С их помощью актер передает эмоции, чувства, характер героев. Но, как и любой музыкальный инструмент, они требуют точной настройки, достигаемой упорными тренировками.
Голосовой аппарат человека состоит из двух компонентов: периферического речевого аппарата и центрального. В первый входят – голосовые складки, органы дыхания и артикуляции, а во второй – различные центры головного мозга. И от того, насколько слаженно работают все участники процесса, зависит качество речи.
Постановка правильного дыхания
Дыхание – процесс жизненно важный. Мы дышим постоянно: когда спим, когда едим, ходим, и, конечно же, когда говорим. Именно от дыхания зависит сила голоса и плавность речи. А потому актер должен в совершенстве овладеть умением дышать правильно. Это позволяет не только управлять своим голосом, но и благотворно влияет на организм в целом.
Различают три вида дыхания: грудное, брюшное и полное.
При грудном типе дыхания работают верхний и средний отделы грудной клетки, при этом мышцы брюшного пресса и диафрагмы практически не задействованы. При таком дыхании не возможен долгий ровный выдох, необходимый для произнесения длинной фразы, к примеру. Помимо этого, для такого типа дыхания характерны переборы воздуха, что влечет за собой утомление голоса говорящего.
При брюшном типе дыхания задействованы как раз мышцы пресса и диафрагмы. Верхний и средний отделы грудной клетки остаются практически неподвижными, что отрицательно сказывается на качестве речевого звука. К тому же такой тип дыхания не эффективен при движении.
Исключительно грудного или брюшного типа дыхания не встречается, но и преобладание одного из них оказывает негативное воздействие на организм человека и его речь в частности.
Дыханием здорового человека считается третий тип. При полном или смешанно-диафрагматическом дыхании задействована вся дыхательная мускулатура. Грудная клетка растягивается во все стороны, а мышцы брюшного пресса и диафрагмы принимают активное участие при вдохе и выдохе. Только при таком типе дыхания возможно приобретение профессиональных навыков речевого голоса.
На сегодняшний день существует множество дыхательных практик, направленных на выработку навыков правильного дыхания. Можно найти комплекс упражнений для любой степени подготовленности, для любого возраста.
Нужно учесть еще и тот факт, что дыхание здорового человека невозможно без правильной осанки. Только при этом условии возможно равномерное расширение грудной клетки во всех направлениях. Кроме того, соблюдение осанки укрепляет мышцы, задействованные при этом типе дыхания, что значительно упрощает его осваивание.
При работе с детьми нужно учитывать то, что они быстро устают, а если упражнения еще и скучные, то удержать их внимание нереально. Поэтому все упражнения для маленьких актеров должны содержать элементы игры. Например, провести аналогию с каким-нибудь животным:
«Дракон». Дети зажимают одну ноздрю – делают вдох, зажимают другую – делают выдох. Потом наоборот.
Или же упражнение совмещается со стихотворными строками:
«Гуси летят». Гуси высоко летят,
На детей они глядят.
На первую строчку руки разводятся в стороны - вдох
На вторую строчку опускаются вниз со звуком «гу-у»
Укрепление лицевых мышц, языка и постановка произношения звуков
Речевой аппарат ребенка еще неокрепший, а потому, излишне нагружая его, велик риск причинения вреда. Постановкой сценической речи можно заниматься, когда голос окончательно окрепнет. С детьми же следует заниматься исключительно подготовкой речевого аппарата, которая включает в себя укрепление лицевых мышц и языка, а так же поставку правильного произношения звуков.
Для достижения этих целей существует несколько методов:
Артикуляционная гимнастика – один из основных методов, используемых для укрепления речевого аппарата и постановки произношения звуков. Для того чтобы детям было интересно делать упражнения, их нужно обязательно облекать в игровую форму, проводить аналогии с привычными действиями: чистим зубки, облизываем варенье и т.д., или со знакомыми детям предметами: футбол, часики, горка и т.д.
Чистоговорки – еще один метод, используемый для постановки произношения звуков. Главная задача чистоговорки отработать произношение конкретного звука в сочетании с другими звуками, при этом требуемый звук произносится утрированно, по всем правилам.
Петя пилил пилой пень
Дарья дарит Дине дыни
Помимо этого чистоговорки развивают речевой слух и речевое внимание.
Скороговорки – чаще забавные выражения, требующие четкого произношения на максимальной скорости. Скороговорки также могут быть направлены на постановку конкретных звуков или сочетания звуков. Еще одна их функция – это снятие зажимов речевого аппарата и улучшение дикции.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Тридцать три корабля лавировали-лавировали да не вылавировали.
При произнесении скороговорки нужно учитывать, что говорится она на одном дыхании, поэтому сначала берутся короткие фразы.
Подводя итог вышесказанному, нужно уточнить, что выполнять упражнения для дыхания или укрепления речевого аппарата необходимо постоянно, доведя их до автоматизма. Но даже если это произошло, бросать тренировки нельзя, так как навык правильного дыхания или подвижность артикуляционного аппарата может постепенно утеряться.
Влияние театральной деятельности на психические процессы
Психические процессы – это условно выделенные составляющие психики. Условно, потому что тесно связаны друг с другом. К примеру, восприятие не возможно без памяти, а внимание без мышления; упражнения, составленные для развития внимания, перекликаются с упражнениями для развития памяти и т.д.
Различают три вида психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые.
В познавательные включают: речь, внимание, память, воображение и др.
В эмоциональные включают: эмоции, чувства.
И к волевым относят: принятие решений, постановка целей.
Театральная деятельность, так или иначе, затрагивает все вышеперечисленные процессы. Сложно представить себе успешного актера, лишенного воображения, не умеющего передать эмоции, или не могущего поставить цель.
Но мало, кто рождается с полным набором необходимых качеств, многие из них приходится развивать, упорно трудясь.
Познавательные психические процессы
Познание – человеческая способность накопления необходимых знаний, посредством ощущения, восприятия, памяти и т.д.
Внимание – психический познавательный процесс, помогающий нам воспринимать определенную информацию, отсеивая лишнее.
У детей внимание рассеянное. Они не способны надолго удерживать его на чем-то одном. Окружающий мир разнообразен и отвлекающих факторов бесчисленное количество, поэтому внимание необходимо тренировать, чтобы иметь возможность собирать нужную информацию.
Для актеров это также очень важно. Чтобы вжиться в роль, необходимо собрать как можно больше информации о персонаже: как он ходит, говорит, смотрит, одевается…
Как уже неоднократно отмечалось, детей проще обучать через игру, и развитие внимания – не исключение. Разработано множество игр, требующих предельного внимания игроков на одном объекте. К примеру:
Игра «Тень» Принцип заключается в следующем: два игрока, один за спиной другого. Тот, что сзади должен повторять движения впереди стоящего, но так, чтобы оставаться для него невидимым.
Игра «Прилипшая рука» Один игрок «приклеивает» руку к другому игроку. Его задача: держать ладонь, на месте, как бы второй игрок не двигался.
Приведенные выше игры направлены на концентрацию внимания на определенном объекте. В последствие можно усложнять задачу, создавая отвлекающие факторы посредством окликов, хлопков и т.п.
Еще одним способом развития внимания является ритмический тренинг. Он заключается в том, то водящий задет определенный ритм посредством хлопков, постукивания, топота или еще чего, зависит от фантазии. Остальным предлагается, либо повторить, хлопая, топая, в унисон, либо совершать какие-нибудь движения, сохраняя ритм.
Как уже было отмечено выше, упражнения на внимание зачастую связаны с развитием памяти.
Примером тому служит игра «Сыщики», когда водящий тайно выбирает из присутствующих детей «преступника». Дети начинают двигаться в хаотичном порядке, принимая различные позы, но задача «сыщика» следить только за «преступником» и запоминать все его действия. По окончании игры он перечисляет их.
Осложнить игру можно, попросив детей угадать «преступника». Это способствует развитию внимания за несколькими объектами.
Память – это способность человека сохранять информацию и при необходимости воспроизводить ее. Видов памяти очень много.
При помощи ритмического тренинга можно развивать слуховую память. К примеру: если водящий простучал какой-то ритмический рисунок, а другой должен повторить его.
Зрительную память можно развивать с помощью игры «Скульптор». Принцип игры заключается в следующем: «скульптор» создает фигуру из одного или нескольких детей, другой ребенок должен запомнить, а после воссоздать ее на память.
Опять же, в этой игре задействовано внимание, так как необходимо отметить все нюансы созданной «скульптуры».
Мышечную память тренируют при помощи таких игр, как например: «Кидание воображаемых предметов». Здесь дети должны воспроизвести, как они будут кидать снежок или кирпич. Они разные по весу, следовательно, и силу прикладывать необходимо разную.
Как мы видим из приведенного примера, память тесно связана с воображением.
Воображение – способность человека представлять что-либо, порой далекое от реальности.
Может возникнуть резонный вопрос: зачем детям развивать воображение, если оно у них и так безмерно. И это, действительно, так, достаточно хоть раз проследить за их игрой, как они входят в роль, подстраиваются под придуманные обстоятельства, имитируют голоса и используют подручные предметы. Но все их воображение, фантазия, не направлено. Оно стихийно. Задача же театра дать детской фантазии направление, чтобы она развивалась в определенных рамках.
Обычная детская игра «Дочки-матери». В повседневной жизни дети, распределяют роли, предлагают ситуации и разыгрывают роли. Они все и режиссеры, и сценаристы, и актеры. Зачастую можно услышать: «А давай, я сказала так-то, а ты мне ответил то-то» или «А давай, я сделал то-то, а ты мне так-то». Направление игры может меняться несколько раз и кардинальным образом. А если поставить детей в рамки определенного развития сюжета? Оставить им лишь один путь? Без руководителя их игра постепенно сойдет на нет.
Театр, как раз, и решает эту задачу – развивает воображение по заданному направлению.
Игра «Сочиняем сказку». Смысл игры заключается в том, что дети по предложению сочиняют сказку, при этом каждый последующий опирается на сказанное предыдущим. И если героя назвали Васей, то он уже никак не может оказаться Петей. Сказка должна быть логичной, события вытекать одно из другого.
Еще один из способов развития направленного воображения, когда руководитель предлагает конкретные обстоятельства, а дети обыгрывают их, исходя из собственной фантазии. Таким образом можно разыгрывать целые этюды, к примеру: прогулка по лесу, где на пути встречаются различные препятствия. При этом предлагаемые события должны быть максимально приближены к реальности.
Дети «преодолевают препятствия», исходя из предложенных условий. К примеру: густые заросли. Ребенок может предложить разрубить их топором, и тут нужно отметить, то на простую прогулку люди топор с собой не берут. Руководитель четко должен следить за соблюдением правил, чтобы дети не отходили от сценария, иначе бурная детская фантазия доведет их до Африки.
Эмоциональные психические процессы
Чувства – это реакции человека на окружающий мир, а эмоции – их физическое выражение. Это в теории, в действительности же эти два понятия переплетены настолько тесно, что порой взаимозаменяемы.
Чувства и эмоции немаловажная сфера жизни человека. Может возникнуть вопрос: все мы чувствуем и проявляем эмоции, зачем этому учить? Конечно. Все мы чувствуем и проявляем эмоции, но вот умеем ли мы ими управлять? А ведь это очень важно. Не каждый взрослый в состоянии удержать свои реакции в узде, а уж что говорить о ребенке? Порой дети заигрываются, попадая под влияние бесконтрольных эмоций, и попробуйте их урезонить.
Обратная сторона медали: когда надо изобразить эмоции – и снова неудача. Дети не умеют ими пользоваться. Многие из них не умеют сопереживать, так как в своем представлении каждый маленький человечек является центром вселенной. И театр помогает ребенку понять, что существуют другие: люди, животные, птицы – которым тоже бывает грустно, больно, холодно.
Здесь, как нельзя лучше подходит разыгрывание этюдов, где взрослый – лишь наблюдатель и проводник, а все остальное исполняют дети. Руководитель предлагает ситуацию с потерявшимся котенком или выпавшим из гнезда птенчиком, мокнущим под дождем щенком в исполнении юного актера. Остальные люди. Главное: создать ситуацию, где одни хотят помочь, другие против, и каждый совою точку зрения должен мотивировать.
Ребенок, играющий зверушку должен как можно ярче изобразить страх, холод, голод, грусть, сочувствующие описывают это словами, а противники находят отрицательные моменты.
Этот пример помогает детям прочувствовать на себе чужие невзгоды и посмотреть на них со стороны.
Как уже отмечалось выше, все психические процессы выделены условно. Если внимательно приглядеться к приведенным в пример упражнениям, то в любом из них мы найдем не одно, а несколько развивающих направлений. Все активизируют мыслительный процесс, учат самостоятельно принимать решения, ставить цели и достигать их.
Влияние театральной деятельности на физическую активность
Современные дети, проводя много времени за различными девайсами, слишком мало двигаются, в связи с чем, могут возникать самые разнообразные проблемы: и недостаточное насыщение клеток кислородом, и ухудшение осанки, и ослабление мышечного корсета.
«Основы сценического движения» - обязательный предмет театральных студий. Во время занятий будущих актеров учат владеть своим телом. Ведь зритель на то и зритель, что в первую очередь он воспринимает то, что видит, а уж потом, что слышит. Со сцены мелкие мимические изменения в лице актера видны плохо, а потому он должен подключать все тело.
На занятиях по сценическому движению учат ловить баланс, развивают координацию движений, реакцию, чувствовать скорость и управлять ею, чувствовать музыку и растворяться в ней.
Упражнения включают в себя элементы хореографии, боевых искусств, пантомимы, акробатики и т.д. Метод напряжения-расслабления мышц помогает максимально прочувствовать свое тело. Попробуйте как-нибудь удерживать баланс на одной пятке, при этом свободной ногой и руками двигать в разных направлениях.
В работе с детьми эффективно использование игр «Крокодил», «Зеркало», «Пройдись, как…», «Погладь воображаемого животного». Эти игры направлены на развитие способностей передавать основные черты через мимику и жесты.
Еще одним популярным способом работы с телом является ритмопластика. Это комплекс гимнастических упражнений, оформленных хореографическими движениями и выполняемых под определенную ритмическую музыку. Ритмопластика направлена на укрепление мышечного скелета, на повышение подвижности суставов, прыгучести, улучшение координации движений. Помимо этого, развивается музыкальный слух и чувство ритма.
Влияние театральной деятельности на межличностные отношения
Театр – дело коллективное. Здесь каждый имеет значение: от уборщицы до режиссера. От того, насколько теплые дружеские отношения царят в коллективе, зависит эффективность работы всего театра.
Маленькие дети в силу своего возраста – эгоцентристы. Им сложно считаться с мнением и желаниями других. Им всем хочется быть на первых ролях, чтобы их хвалили и ими восхищались.
На первых порах детям нужно предлагать этюды, где у каждого будет своя, пусть маленькая, но роль. Примером может служить этюд «Полет на самолете», где кто-то будет стюардессой, кто-то пилотом, кто-то капризным ребенком пассажиром, а кто-то его родители и т.д. и т.п. Через подобные игры можно показывать детям, что каждая роль важна, так как делает картину яркой и полной.
Игра «Иголка с ниткой» направлена на развитие доверительных отношений и ответственности. Ребенок-«иголка» берет за руку ребенка-«нитку», который закрывает глаза, и идет по залу, обходя препятствия и следя за движениями «нитки».
По началу «нитка» будет идти медленно, постоянно открывать глаза, но после систематических упражнений доверие будет возрастать и «нитка» будет смело следовать за своей «иголкой».
Игра «Пузыри» учит чувствовать партнеров по сцене. Дети двигаются по площадке в хаотичном порядке, по сигналу руководителя, меняя темп. Сталкиваясь, дети-«пузыри» лопаются, присаживаются. Остальные продолжают двигаться, стараясь теперь огибать и образовавшиеся препятствия.
В идеале не должно быть ни одного лопнувшего пузыря.
Через театрализованные игры, разыгрывание этюдов можно: рассказывать детям о дружбе, взаимовыручке, сопереживании; учить детей доверию и ответственности, чувствовать друг друга; узнавать много нового и интересного друг о друге
Нравственно-эстетическое влияние театра
В современной действительности мы столкнулись с проблемой, что дети слишком мало знают о классическом искусстве. К сожалению, в нашей стране оно и не слишком пропагандируется. Литература, музыка заменяются не всегда качественными аналогами. Постепенно утрачиваются нравственные ценности.
На занятиях по театральному мастерству детей учат вдумчиво читать текст, анализировать его. Вживаясь в роль, пропускать через себя переживания своего героя.
Нередко затрагиваются темы добра и зла, щедрости – скупости (души в том числе). Дети учатся сопереживать, разбирать характер и действия героя, не осуждая его, а стараясь понять мотивы тех или иных поступков. Это способствует развитию терпимости к взглядам других людей, уважения к чужому мнению.
Но не только поступки других людей, дети учатся анализировать и свои действия, познают свою суть.
На занятиях они знакомятся с бессмертными произведениями классиков, как литературных, так и музыкальных, что влечет за собой духовное обогащение детей.
Через тренинги на развитие доверия разбираются понятия честности, предательства, трусости, мужества. Детям объясняется, то не всегда все выглядит так, как им представляется, что учит здравомыслию.
Через познание своего тела, приходит осознание в необходимости заботиться о нем, о себе в целом, о любви к себе.
Любить себя – не значит быть центром Вселенной, когда все и вся для тебя, но уважать, ценить, заботиться. Окружать себя достойными людьми, и самому при этом быть достойным, не становиться рабом слабостей (лени, вредных привычек) и учиться отличать то, что обогащает душу и просветляет разум от того, что просто засоряет мозг.
Заключение
Театральное искусство – искусство жизни, а потому практически все, казалось бы, не решаемые проблемы можно с помощью театра.
Главной целью данной работы ставилась проблема воспитания гармоничной личности, и как театр может поспособствовать в этом.
Я постаралась выявить наиболее важные аспекты и рассмотреть их.
Гармоничная личность – это та, что живет в гармонии с собой и окружающим миром. Но ни о какой гармонии не может идти речи, когда ты не знаешь ни себя, ни мира.
В этой работе я постаралась показать, как через театральную деятельность можно познать себя и осознать себя в этом мире. Через познание и принятие себя прийти к цельности личности. Через познание чувств и эмоций понять других людей, их мотивы и чаянья.
Мы – часть мира. И очень важно прочувствовать себя этой частью, найти свою роль и понять ее важность в общей картине мира.
Привлекая ребенка к театральной деятельности – не значит растить из него актера, но значит помочь ему обрести уверенность, избавиться от ненужных зажимов и комплексов, научить правильно выражать свои мысли, слушать и слышать.
Список литературы
Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изд-во «ГИТИС» — 511 с.. 2002
https://www.teatr-benefis.ru/staty/scenicheskaya-rech/uprazhneniya/
https://paidagogos.com/uprazhneniya-dyihatelnoy-gimnastiki-dlya-doshkolyat.html#5-7
https://sad-kalinka.ru/vsjo-obo-vsjom/119-chistogovorki-dlja-detej.html
https://infourok.ru/ritmoplastika-innovacionnaya-metodika-razvitiya-rebenka-2674801.html
https://www.psychologos.ru/articles/view/psihicheskie-processy
https://www.rulit.me/books/akterskij-trening-dlya-detej-read-298256-1.html#section_1