Программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Письмо на максимальный балл»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 85 «Журавушка»
СОГЛАСОВАНО:
________________О.П.Молодид зам.директора МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»
«_21_»_августа___2023_г. |
РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете МБОУ СОШ № 85 «Журавушка»
Протокол №____1____
от «_25__»_августа__2023_г. |
ВНЕСЕНИЕ изменений/дополнений: Приказ №___097______ от «__31__»_августа___2023_г.
Приказ №_________ от «____»_____________20____г.
Приказ №_________ от «____»_____________20____г. |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по английскому языку. «Письмо» на максимальный балл»
в рамках общеинтеллектуального направления
Возраст воспитанников: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Гура Анастасия Сергеевна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
г. Новосибирск
Пояснительная записка
Современная школа нацелена на реализацию новой личностно-ориентированной, развивающей модели образования, в которой ведущее место занимает развитие личности ученика, его возможностей и способностей, желания и умения учиться.
Предмет «Иностранный язык» занимает соответствующее место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание молодого поколения. Изучение иностранного языка в современной школе, с учетом требований ФГОС ООО, играет ключевую роль в формировании личности и развитии компетенций, необходимых для успешной жизни в глобализированном мире.
Данная программа внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по английскому языку. «Письмо» на максимальный балл» разработана для развития навыков письменной коммуникации. Владение письменной речью позволяет использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов, более того, одним из заданий по английскому языку на ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) является написание «личного письма в ответ на письмо-стимул», где проверяются коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, мотивирует учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке.
В соответствии с нормативными документами (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерная программа основного общего образования по английскому языку, Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организации для проведения основного государственного экзамена по английскому языку (раздел «Письмо»), одним из умений письменной речи, которым должен овладеть выпускник 9 класса общеобразовательной организации, является умение писать личное письмо. Задание 35 (написание личное (электронное) письма) позволяет оценить уровень развития умений письменной речи и языковых навыков экзаменуемого и одновременно показывает уровень его когнитивного развития, межпредметных знаний и метапредметных умений, а также демонстрирует умение выпускника расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, извинения, просьбу, используя материал тем, усвоенных в рамках изучения курса, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Как показывает практика результатов сдачи ОГЭ по английскому языку в 9 классе, именно выполнение задания 35 (написание личного письма) вызывает у обучающихся определенные сложности. Курс внеурочной деятельности по теме «Подготовка к ОГЭ по английскому языку. «Письмо» на максимальный балл» разработан с учётом тематического содержания речи Кодификатора, позволяет формировать основы филологической грамотности, поэтапное овладение основами письменной речи, обеспечивает межпредметное филологическое восприятие. Данный курс позволяет формировать основы лингвистической, речевой и социолингвистической компетенции, что способствует разностороннему развитию личности учащихся.
Новизна данной программы заключается в следующем:
- применение в обучении творческого подхода, который позволяет развить умения свободной письменной коммуникации, не опосредованной переводом;
- использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым предлагается их отработка;
- метапредметный подход в долгосрочной перспективе, в результате чего у обучаемых формируется и развивается иноязычная коммуникативная компетенция.
Это подтверждает актуальность развития критического мышления у современных школьников. Более того, разнообразие тем развивает межпредметные связи и формирует универсальные учебные действия. Это педагогически целесообразно, так как ведет к собственному пониманию школьником предметного содержания обучения.
1) Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подготовка к ОГЭ по английскому языку. «Письмо» на максимальный балл» создана в соответствии с ФГОС ООО, реализуется в рамках общеинтеллектуального направления и направлен на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Реализация курса обеспечивает достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В результате участия в данной программе школьники:
- Познакомятся с структурой написания личного письма и критериями его оценивания.
- Расширят активный и пассивный словарный запас.
- Повторят правила грамматики, орфографии, пунктуации, необходимые для правильного построения предложений.
- Научатся писать личное письмо, используя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
2) Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности.
Данная программа имеет лингвистическую направленность. Программа внеурочной деятельности реализуется в течение 1 года в 9-х классах, (1 час в неделю, 34 учебные недели в году).
Цель:
Основная цель программы состоит в системном развитии у учащихся навыков и умений в письменной речи («написание личного (электронного) письма в ответ на письмо-стимул») при подготовке к Государственной итоговой аттестации по английскому языку.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:
Задачи:
- Познакомить учащихся с форматом задания 35 «Письмо» и критериями его оценивания.
- Научить составлять личное (электронное) письмо, используя формулы речевого этикета.
- Расширить активный и пассивный словарный запас.
- Развить умение «эффективного» чтения и анализа текста.
- Помочь учащимся в построении грамматических структур на иностранном языке «напрямую», избегая проведения аналогий и переводов с родного языка.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная, при этом можно варьировать режимы организации работы. Индивидуальная работа может быть широко использована наряду с работой в группах, в паре и с целым классом.
Виды деятельности:
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Исследовательская.
Вид контроля |
Формы контроля |
Текущий контроль |
Тесты по разделам: структура письма, лексика, грамматика |
Промежуточная аттестация (по окончанию учебного года) |
Написание личного (электронного) письма с использованием всех изученных грамматических и лексических структур. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Стратегия выполнения задания раздела «Письмо». Содержание экзаменационной работы. Структура написания письма, его объем. Язык и стиль личного письма. – 1 час
Раздел 2. Структура написания письма. Обращение к адресату. Основная часть письма. Заключительная часть. Завершающая фраза, подпись. Речевые клише. – 2 часа.
Раздел 3. Первое предложение, обращение к адресату. Речевые клише. Выполнение практических заданий. – 1 час.
Раздел 4. Основная часть письма. Развитие умения высказывать события, происходящие в настоящее время (Present Simple, Present Perfect). Развитие умения описывать события из прошлого. Тренировка в употреблении Past Simple. Развитие умения описывать планы на будущее. Тренировка в употреблении Future Simple. Тренировка в употреблении грамматических структур в устной речи. Развитие умения предоставлять запрашиваемую информацию (строить ответы на вопросы). Тренировка в употреблении средств логической связи в тексте. – 6 часов.
Раздел 5. Лексика по теме «Взаимоотношения в семье и с друзьями. Конфликты и их разрешения. Семейные праздники. Обязанности по дому». Тренировка навыка написания личного письма по образцу. – 3 часа.
Раздел 6. Лексика по теме «Досуг и увлечения современного подростка (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись, компьютерные игры). Роль книги в жизни подростка». Тренировка навыка написания личного письма по образцу. – 3 часа.
Раздел 7. Лексика по теме «Здоровый образ жизни: Режим труда и отдыха, фитнес, здоровое питание, отказ от вредных привычек». Анализ писем учащихся. – 2 часа.
Раздел 8. Лексика по теме «Покупки. Карманные деньги. Молодежная мода». Анализ писем учащихся. – 2 часа.
Раздел 9. Лексика по теме «Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы и отношения к ним. Взаимоотношения в школе: проблемы и их решение. Переписка с зарубежными сверстниками». Тренировка навыка написания личного письма по образцу. – 3 часа.
Раздел 10. Лексика по теме «Мир современных профессий». Анализ писем учащихся. – 2 часа.
Раздел 11. Лексика по теме «Виды отдыха в различное время года. Каникулы. Путешествия по России и зарубежным странам. Транспорт». Тренировка навыка написания личного письма. – 2 часа.
Раздел 12. Лексика по теме «Жизнь в городе / сельской местности. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат. Погода». Тренировка навыка написания личного письма. – 2 часа.
Раздел 13. Лексика по теме «Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет)». Анализ писем учащихся. – 2 часа.
Раздел 14. Лексика по теме «Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру».
Написание личного письма. Анализ писем учащихся. – 3 часа.
3) Тематическое планирование.
Учебно–тематический план (9 класс)
(ИТОГО: 34 недели)
№ |
РАЗДЕЛЫ |
Количество часов |
Реализация рабочей программы воспитания (ключевые воспитательные задачи) |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
|
Стратегия выполнения задания раздела «Письмо». Содержание экзаменационной работы. Структура написания письма, его объем. Язык и стиль личного письма. |
1 |
|
1 |
Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам. |
|
Структура написания письма. Обращение к адресату. Основная часть письма. Заключительная часть. Завершающая фраза, подпись. Речевые клише. |
2 |
|
2 |
Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. |
|
Первое предложение, обращение к адресату. Речевые клише. Выполнение практических заданий
|
|
1 |
1 |
Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности, обучающихся со словесной основой: систематизация учебного материала. |
|
Основная часть письма. Развитие умения высказывать события, происходящие в настоящее время (Present Simple, Present Perfect). Развитие умения описывать события из прошлого. Тренировка в употреблении Past Simple. Развитие умения описывать планы на будущее. Тренировка в употреблении Future Simple. Тренировка в употреблении грамматических структур в устной речи. Развитие умения предоставлять запрашиваемую информацию (строить ответы на вопросы). Тренировка в употреблении средств логической связи в тексте. |
2 |
4 |
6 |
Инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения к получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение. Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: групповая работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. |
|
Лексика по теме «Взаимоотношения в семье и с друзьями. Конфликты и их разрешения. Семейные праздники. Обязанности по дому». Тренировка навыка написания личного письма по образцу.
|
1 |
2 |
3 |
Беседа о семейных ценностях. Формирование представления о межличностных отношениях в семье, с друзьями и знакомыми. Воспитание внимательного отношения к проблемам близких и друзей, эмоционально-нравственной отзывчивости (готовности помочь). Формирование критического отношения к действительности, умения анализировать и давать оценку поступкам и событиям. |
|
Лексика по теме «Досуг и увлечения современного подростка (чтение, кино, театр, музыка, музей, спорт, живопись, компьютерные игры). Роль книги в жизни подростка». Тренировка навыка написания личного письма по образцу.
|
1 |
2 |
3 |
Обсуждение увлечений современных подростков. Формирование способности и готовности правильно использовать своё свободное время. Формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение. Воспитание любознательности, познавательных потребностей, желания расширять кругозор. |
|
Лексика по теме «Здоровый образ жизни: Режим труда и отдыха, фитнес, здоровое питание, отказ от вредных привычек». Анализ писем учащихся. |
1 |
1 |
2 |
Беседа о здоровом образе жизни. Воспитание потребности в здоровом образе жизни и здоровом питании. Анализ влияния вредных привычек на здоровье человека. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Лексика по теме «Покупки. Карманные деньги. Молодежная мода». Анализ писем учащихся.
|
1 |
1 |
2 |
Воспитание интереса и положительного отношения к изучению культуры англоязычных стран через знакомство с некоторыми реалиями и фактами культуры страны. Диалог о молодежной моде. Формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение. |
|
Лексика по теме «Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы и отношения к ним. Взаимоотношения в школе: проблемы и их решение. Переписка с зарубежными сверстниками». Тренировка навыка написания личного письма по образцу. |
1 |
2 |
3 |
Беседа о школьном образовании в разных странах мира. Формирование потребности и способности понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников. Формирование правовой культуры личности, развитие самосознания и ценностной ориентации учащихся, осознание ответственности за совершение действий, запрещенных моралью и правом. |
|
Лексика по теме «Мир современных профессий». Анализ писем учащихся.
|
1 |
1 |
2 |
Беседа о профессиях. Формирование потребности и способности к критическому мышлению, стремления владеть знаниями и навыками культуры речи. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей. |
|
Лексика по теме «Виды отдыха в различное время года. Каникулы. Путешествия по России и зарубежным странам. Транспорт». Тренировка навыка написания личного письма. |
1 |
1 |
2 |
Знакомство с разными видами отдыха. Формирование потребности и способности понимать образ жизни в другой стране. Знакомство с достопримечательностями родной страны и стран изучаемого языка. Воспитание интереса и положительного отношения к изучению культуры англоязычных стран. |
|
Лексика по теме «Жизнь в городе / сельской местности. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат. Погода». Тренировка навыка написания личного письма. |
1 |
1 |
2 |
Беседа о разумном природопользовании, нетерпимом отношении к действиям, приносящим вред экологии, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Формирование способности осознавать роль человека во взаимодействии с природой. |
|
Лексика по теме «Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет)». Анализ писем учащихся. |
1 |
1 |
2 |
Знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни. Формирование представления об эстетических ценностях чужой культуры, положительного отношения к фактам чужой культуры и уважительного отношения к культуре своей страны (в сфере массмедиа). Воспитание уважительного отношения к собеседнику, его взглядам, особенностям образа жизни людей другой культуры, умения вести обсуждение, давать оценку. |
|
Лексика по теме «Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, население, официальные языки, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории. Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру». Написание личного письма. Анализ писем учащихся. |
2 |
1 |
3 |
Знакомство с некоторыми реалиями и фактами культуры родной страны и стран мира. Формирование потребности и способности осознавать свою культуру через контекст культуры англоязычных стран, чувства патриотизма, гордости за свою страну. Воспитание потребности в приобщении к культуре родной страны и страны изучаемого языка. Формирование понимания значимости памятников родной культуры. Формирование положительного отношения к выдающимся личностям и их достижениям. Приобщении к культуре родной страны через чтение художественной литературы и развитие познавательных потребностей. |
|
Всего: |
16 |
18 |
34 |
|
Описание условий реализации курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ОГЭ по английскому языку. «Письмо» на максимальный балл»
Материально-технические условия:
аудитория для проведения занятий,
мультимедийный проектор,
интерактивная доска,
компьютер, принтер.
Информационно – методические условия:
Конспекты занятий.
Иллюстративный и дидактический материал по темам занятий.
Презентации, видеоматериалы по темам программы.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
Методические пособия.
Справочники.
Список литературы:
1. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена года по английскому языку. https://tolkoexamen.ru/wpcontent/uploads/2023/08/oge-ang-demo-2024-kodif.pdf?ysclid=lp88wle3uy646544016
2. Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (письменная часть) / М.В. Вербицкая, И.А. Басова, Н.Н. Трубанева.
3. Открытый банк ОГЭ по английскому языку
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=8BBD5C99F37898B6402964