Вечер «У самовара я и моя семья»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЕЧЕР: «У САМОВАРА Я И МОЯ СЕМЬЯ»
АВТОР: ПАНЕНКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА,
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МБУ ДО "СТАНЦИЯ
ЮННАТОВ",
ЧЛЕН СОЮЗА КРАЕВЕДОВ
РОССИИ.
2020 ГОД
Вечер: «У самовара я и моя семья».
Форма: вечер.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Цели: учить истории изобретения самовара, русской традиции – пить чай у самовара;
развивать внимание, смекалку, инициативу, творческие и двигательные
способности; воспитывать любовь к русскому самовару, коллективизм.
Наглядность: самовары из коллекции МОУ ДОД СЮН; презентация фото и
иллюстраций на диске; выставка рисунков ребят; фотоальбом о
самоваре, значки о самоварах, листовки о самоваре, магниты о самоваре.
Оборудование: указка, компьютер, DVD – диск с презентацией: «Самовары веков»;
фломастеры, карандаши, стирашки, альбомные листы бумаги.
Литература:1. Гилодо А.А. Русский самовар – М.: Советская Россия, 1991 г.
2. Журнал Библиотека, № 12, 1996 г.
3. Журнал Воспитание школьников, № 4, 1998 г.
4. Журнал Воспитание школьников, № 5, 2001 г.
Ход вечера:
I Оргмомент. Эпиграф: Чай из самовара.
Руководитель: На Руси напитков много,
Не перечислить невзначай.
Меня вы не судите строго,
Я думаю, что главный - чай.
И может быть, кому – то это
По самолюбию удар,
Но ведь придумали ни где – то,
А в Туле русский самовар.
Как жаль, что мы о самоваре
Немного стали забывать,
А мне он и сегодня дарит
Своё тепло и благодать.
Как хорошо, собрав семейство
Его поставить на столе,
Не чаепитие, а детство,
Где он, конечно, во главе.
И как – то ближе мы друг к другу,
Стараясь в чём – нибудь помочь,
И разговор идёт по кругу,
И суета уходит прочь.
(Николай Жигарев).
В нашей семье давно зародилась традиция собирать родственников за столом возле самовара. Пыхтящий самовар, что может быть лучше, и к радушному приёму расположит, и к дружной беседе, а также приятному чаепитию. А истоки нашей такой традиции уходят в далёкое прошлое. Ещё мои прадеды, прабабушки, мой дед Иван Николаевич и бабушка Мария Лаврентьевна пили чай у самовара. А затем мои родители продолжили эту традицию. Поэтому, несомненно, любовь к самовару живёт и по сей день у меня в сердце. И не случайно, что у нас в доме уже есть два расписных самовара. Своего рода, это продолжение начатой коллекции родителями (два металлических самовара).
А там, где я работаю педагогом, в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования станции юных натуралистов города Вязьмы Смоленской области, это уже целая коллекция. Свыше 20 самоваров разной конструкции собрали мы с юннатами. Есть у нас самовар грушевидной формы второй половины XVIII века, самовар – «бочонок» тульского мастера И. Лисицина, начало XIX века, самовар – «кабачок» изготовления тульской фабрики братьев Соколовых, 1830-1840 –е годы, самовар в форме классической «вазы», который был изготовлен на фабрике Н. Маликова в Туле, 1840 – 1850 – е годы. Эти перечисленные самовары заняли 1 – е место на выставке самоваров в историко-краеведческом музее города Вязьмы.
Надеюсь, свою любовь к самовару я сумею передать и своим трём сыновьям: Александру, Евгению и Михаилу.
Юннат 1: «Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри» (1) - такое определение мы встречаем уже в 1860 – е годы в Толковом словаре русского языка В.И. Даля.
В словаре указано функциональное предназначение самовара – нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
Юннат 2: «Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Над ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин).
Юннат 3: Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьёзные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда. «Русский кипучий самовар дымился на каждом шагу. Это необходимая потребность нашего купечества, это единственная роскошь наших небогатых мещан, это праздничное, высочайшее наслаждение всех трезвых разночинцев, фабричных, мастеровых и даже мужичков». (2)
Юннат 4: На протяжении XIX и XX веков самовар стал характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития, которое уже в XIX веке в России стало рассматриваться как часть национальной культурной традиции.
Юннат 5: «Часто случается мне, проходя по предместиям,
видеть
Чистенький, низенький домик; хозяин сидит
у окошка,
Смотрит на улицу – так – от нечего делать,
без думы;
Столик накрыт у окна; пред хозяйкой
расставлены чашки;
Светлый кипит самовар и сипучую песнь
запевает!
(М.А. Дмитриев. Домик в предместии).
Руководитель: У русских принято добавлять в заварку кипяток, добиваясь крепости чая по вкусу. Наверное, эта традиция стала причиной изобретения самовара. Неизвестно, кто и где первым изобрел самовар. Многие считают, что это случилось в городе Туле, где и сейчас выпускают тульские самовары. Но есть много фактов, дающих повод думать, что самовар был изобретен в Сибири, где развивалась металлургия.
(1) Даль В.И. Толковый словарь: В 4 т. – М., 1956. – Т. IV. – С. 132.
(2) Загоскин М.Н. Первое мая в Сокольниках // Очерки московской жизни. – М., 1962.
Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды, будучи с первых своих шагов связано с горнозаводской мануфактурной промышленностью, в частности, и с промышленным мануфактурным производством в целом.
Юннат 1: Какие формы и устройство имел самовар в то время?
Руководитель: Судить о самоварах этого периода можно только на основании тех немногочисленных образцов, которые имеются в музеях России.
Итак, история самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл.
Сохранившиеся самовары 1740 - 1760 – х годов еще значительно отличались от привычных нам форм. Они состояли из двух частей: шарообразного съемного тулова, внутри которого была впаяна конусовидная труба, служившая для тяги, и стационарной подставки-поддона с ножкой, на которой крепилась жаровня для углей в виде невысокого цилиндра с многочисленными отверстиями на стенках. На тулове крепились подвижные ручки – вертлюги. Эти первые самовары, и внешне, и по своему устройству, были похожи на английские, так называемые, «чайные урны» или «чайные сосуды», служившие для кипячения воды, и бытовавшие, в Англии в 1740 – 1770 –е годы.
Юннат 2: Для истории возникновения самовара небезынтересен также тот факт, что среди ассортимента уральской медной посуды уже в начале 1730-х годов часто упоминаются «казаны с трубами», «кубы винокуренные с трубами», «кубы винные с колпаками и трубами» (1), которые широко применялись в монастырских и помещичьих хозяйствах.
Юннат 3: В конце XVIII века появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декорировки самоваров. Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента. В этот период в формах самоваров и в их декоре еще используется стилистика рококо, но все сильнее сказывается влияние классицизма. Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно - прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.
Юннат 4: На рубеже XVIII и XIX столетий в обиход входят самовары, связанные традицией формообразования с устоявшимися образцами бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести – и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка. Такие самовары, как правило, имели отъемные ножки, что было удобно при перевозке. Поэтому их и стали называть дорожными.
Самовары подобных форм, получившие широкое распространение, изготовляли в Туле на фабрике Назара Лисицина, в 1810 – 1820-е годы - на лакировальной фабрике в Петербурге и в других местах.
Юннат 5: «Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала Назару Федоровичу Лисицину». (2) Еще его отец Федор Иванович Лисицин, бывший оружейник, который «более тридцати лет упражнялся в оружейном деле по медному цеху», (1) в 1760-е годы основал свое частное предприятие. В связи с растущим спросом на кухонную утварь, заведение Ф.И. Лисицина, перейдя к его сыну Назару Федоровичу, стало специализироваться на выпуске самоваров.
(1) Областной архив г. Костромы, ф.712, оп.1, д.15, л.4; ГАСО, ф.24, оп.1, д.375, л.307 об.
(2) ГТОА, ф.90, оп.15, д. 11470, л. 101.
Руководитель: В 1810 – е годы самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии, он вырабатывал в год около 3 тысяч штук, но к 1820 –м годам все большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
В начале XIX века была широко известна другая тульская самоварная фабрика, принадлежавшая Василию и Ивану Ломовым. В 1820-е годы фабрика братьев Ломовых ежегодно выпускала 1000-1200 самоваров, которые сбывались, главным образом, не в Туле, а в столицах, на Нижегородской и Ирбитской ярмарках и даже в «заморских странах». (2)
Юннат 1: Начало и первая половина XIX века дали наибольшее разнообразие самоварных форм и их орнаментации: в эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, модные в русском обществе.
Юннат 2: «В первые два десятилетия XIX века появляется еще ряд новых самоварных фабрик: Киселева, Курашова, Сиднева, Афанасьева, Черникова, Маликова, Минаева, Чегинского». (3) Искусные тульские мастера, являвшиеся основателями самоварных фабрик, передавали из поколения в поколение навыки кузнечной работы и художественной обработки металла, поэтому им было нетрудно приспособиться к новому виду производства.
Юннат 3: «Выделка самоваров распадалась на ряд операций и начиналась с наводки, когда из листа меди спаивали широкий цилиндр, составлявший корпус самовара, и два меньших цилиндра для внутренней трубы (кувшина). Затем ковкой молотками самовару придавали требуемую форму – вазы, шара, граненую и т.д. Внутреннюю поверхность корпуса тщательно зачищали и покрывали полудой. Отдушники, поддоны (подставки) и конфорки пробивались прессом». (4) Литые части самовара – краны, ручки, иногда поддоны делали отдельно в слесарно-литейных мастерских. После изготовления всех частей самовар собирали, точили корпус и шейки, заделывали поддоны, полировали песком и водой, клеймили. В месяц один мастер вырабатывал десять простых и четыре-пять фигурных самоваров, которые стояли недешево: от шести до десяти рублей за штуку.
Юннат 4: Изготовление самовара начинали с отбора материала – по листу меди проводили шилом или специальным крючком, и если процарапанная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шла на большой цилиндр. Если же желтая линия прерывалась – это указывало на примесь окиси меди, то из такого листа делали жаровую трубу или мелкие детали, которые впоследствии не точили и не полировали.
Юннат 5: Расчерченные листы меди разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем его спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах. Потом корпус вновь отжигали и медленно охлаждали.
Руководитель: Одной из основных операций была наводка, которая требовала нескольких этапов, каждый раз сопровождаемых отжигом в горне. Нередко она повторялась двенадцать-четырнадцать раз. Наводили самовар с середины. После отделки нижней части приступали к наводке верхней. Место спайки корпуса с шейкой проковывали на круглой кобылине наводильным молотком. Шейки и внутренние кувшины (жаровую трубу) наводили так же. Затем шейки припаивали к корпусам, наводили окончательно, тщательно ковали – тяхтали особым тяхтальным молотком. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейки. Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой и лудили.
(1) Малченко М.Д. Русские самовары XVIII – начала XX в. Из фондов отдела русской культуры Государственного Эрмитажа: Каталог выставки. – Л., 1976. С. 74-75.
(2) Мясников И.Я. Генезис тульского самоварного производства (2-я половина XVIII – начало XIX в.)// Некоторые проблемы разложения крепостничества в центральной зоне России. – Т., 1978. – С. 78.
(3) ГТОА, ф. 90, оп.1, д. 2281, л. 191, 261.
(4) ГТОА, ф.89, оп.1, ед. хр. 74, л.1.
Юннат 1: На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. В XVIII веке самовары были выполнены в рокайльной стилистике или в духе искусства классицизма, в первой половине XIX – в стиле ампир, во второй половине столетия сказалось влияние историзма, в начале XX века – искусства модерна.
Юннат 2: К середине XIX века сложились три основные группы самоваров: самовары – кухни, служившие для приготовления пищи, самовары-кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды, среди которых выделялись дорожные.
В 1830 -1840 – е годы появилась новая форма – граная. В таких самоварах средняя часть тулова гранилась на шесть или восемь частей.
Юннат 3: В 1830-е годы в Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Василия Петрова, Герасима Тимофеева, Ивана Федорова, (1) а в 1840-е к ним добавились заведения Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Никитина. (2)
В 1840 – 1850 –х годах в Туле существовало до 80 фабрик. Среди них были и крупные. Выделялись заведения Маликовых, Баташевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, Сомовых, (3) положивших начало целым династиям самоварных фабрикантов.
Юннат 4: Основная продукция фабрик, как и в первой четверти XIX века, исчислялась пудами, но, наряду с весовыми самоварами простых форм, делали и поштучные, так называемые «ценовые». Цена их была намного выше. Если пуд самоваров в 1855 году стоил 15 рублей, то «ценовые» шли по 3 рубля 15 копеек и больше за штуку. (4) Отправляли самовары на продажу в различные города Российской империи, упаковывая в особо приготовленные ящики, заполненные соломой.
Юннат 5: Каждая из фабрик старалась придумать свой, не похожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм в первой половине – середине XIX века: конические, гладкие, граненые, в форме шара. Интересны самовары, выполненные в стиле «неогрек», зачастую буквально воспроизводившем античные образцы. В 1840 – 1850 – е годы в моду входят изделия из заменителей серебра, пользовавшиеся спросом и в дворянских семьях, и даже при царском дворе, а также в кругах среднего по достатку городского населения. Популярными становятся самовары из накладного серебра (медная основа, покрытая с одной или двух сторон тонким провальцованным листом серебра), которые, как правило, украшали богатым пышным орнаментом в духе «второго рококо» -накладными пышными бордюрами из рельефных цветов, листьев и раковин. Стоили такие изделия (в зависимости от сложности и качества отделки) от двадцати пяти до ста рублей за штуку. Делали их преимущественно в Москве и Петербурге.
Руководитель: Во второй половине XIX столетия размеры и емкости самоваров были крайне разнообразны – от стакана до 20 литров. Цвет изделий зависел от металла, из которого их делали: серебро, красная медь, латунь, томпак (сплав меди и цинка; имел насыщенный красноватый оттенок), накладное серебро, хотя для некоторых самоваров использовали и нехарактерные материалы – сталь и чугун.
(1) ГТОА, ф. 90, оп. 2, д. 11470, л. 103-107.
(2) ГТОА, ф. 90, оп. 1, д. 11470, л. 110 – 115.
(3) ГТОА, ф.90, оп. 31, д. 24703, л. 88 -89, 92 – 94, 102, 105; ф. 90, оп. 30, д. 23891, л. 70,83.
(4) ГТОА, ф. 90, оп. 31, д. 24703, л. 108.
Юннат 1: Крупнейшим центром производства самоваров в то время и позже становится Тула, которую по праву называли самоварной столицей. Здесь появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями. С 1870 – х годов продукция фабрик измерялась уже не пудами, а дюжинами. Самоварные изделия широко завоевывают рынок. В связи с большим спросом на них и стремлением к удешевлению производства, происходит унификация форм и декора самоваров. Основными становятся самовары – «вазы», «рюмки», цилиндрические «банки».
Юннат 2: Практика клеймения самоваров во второй половине XIX – начале XX века была присуща всем крупным самоварным фирмам Тулы. Формы клейм передавались от отца к сыну, что свидетельствует о преемственности поколений и монополизации самоварного дела в руках небольшой группы фабрикантов.
Юннат 3: Наряду с крупными тульскими фабриками существовали и небольшие мастерские, обслуживавшие местный рынок: во Владимирской губернии это заведения Михаила Петровича Гаевского, Н.Е. Шапошникова в Киржаче; в Вятской губернии – Егора Михайловича Попова; в Костромской – Василия Гавриловича Ермолина и Суматохина; в Ярославской – М.П. Колотильщикова, Ивана Пушкова в Данилове, Е.С. Пушковой и Н.М. Шубина.
Юннат 4: Самовары второй половины XIX - начала XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т.д.
При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или в его варианте – «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приемов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.
Юннат 5: Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912 – 1913 годах, когда годовой выпуск продукции только в Туле равнялся 660 тысячам штук. Самовары продавались не только в России, но и за границу – в Марокко, Турцию, Иран, в другие восточные страны.
Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые «матрешки», хохломская деревянная посуда, балалайки или палехские шкатулки. У каждого самовара был свой собственный, единственный и неповторимый голос, своя мелодия, располагающая к процессу чаепития.
Руководитель: Ныне самовары выпускают на целом ряде предприятий в различных городах России – в Санкт – Петербурге, Днепропетровске, Гродно, Куйбышеве, по-прежнему в Туле и Суксуне на Урале. Наряду с жаровыми делают электрические самовары. До наших дней сохранилась форма «шара», «рюмки» различных видов, «вазы», «бочонка», а в Куйбышеве даже изготавливают подарочный самовар – петух. Самовары России экспортируют в 57 стран мира.
У самовара масса достоинств: и экономичность, и малый расход топлива, и удобство эксплуатации, и вместительность, и наливать кипяток из него удобно. Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства.
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай – ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
(А.А. Блок).
Ребята, давайте и мы устроим чаепитие у самовара, и возродим сегодня эту русскую традицию.
Чаепитие.
Руководитель: Ребята, давайте доскажем пословицы. Я буду говорить начало пословицы, а вы ее конец, договорились?
- Где дым, там и… (огонь).
- В Тулу со своим самоваром … (не ездят).
- Чай пить – не дрова… (рубить).
- Где блины – там и… (мы).
- Первый блин… (комом).
Ребята, послушаем стихи про самовар.
Литмонтаж.
Юннат 1: Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Юннат 2: Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Юннат 3: Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Юннат 4: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Юннат 5: Самовар шипит, блестит,
Все в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя
Вот так отраженьице!
Руководитель: А сейчас отгадаем загадки.
- У носатого Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
(Самовар).
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник).
И шипит, и кипит, в дырочку льется,
А станешь пить – жжется.
(Самовар).
Черненько, горяченько,
А все любят.
(Чай).
Я бел, как снег, в чести у всех,
И нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо.
(Самовар).
Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают?
(Блины).
Внутри горит, кругом бурлит,
Вода кипит, пить чай велит,
Вверх пар валит.
(Самовар).
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
(Чайник).
В небо дыра, в землю дыра,
А в середине огонь да вода.
(Самовар).
Он пышет и дышит, а души нет.
(Самовар).
Бел как мел, любим у всех,
В рот попал, там пропал.
(Сахар).
Медный бес на стол залез.
(Самовар).
Как начнет разговаривать – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать.
(Чайник).
Руководитель: Какие вы молодцы, ребята, все отгадали. И снова для вас конкурс. Есть древняя профессия, имеющая отношение к чаю – это дегустатор чая – титестор. Предлагаю и вам побыть в роли титестора. Попробуйте и вы по ароматизатору, который входит в состав чая, определить разновидность чая.
Конкурс: «Определение разновидности чая».
Руководитель: Экспромт: Самовары веков – связь времён и традиций,
Отдавая свой пыл и тепло,
Память прошлого верно храните.
Любят вас, россияне, душой,
По наследству в стране сберегая,
И надеются, верят, что путь ваш далёк,
Русским людям сердца согревая.
Ребята, вот и подошёл к концу наш вечер: «У самовара я и моя семья». Надеюсь, что вы будете беречь наш русский самовар и сохранять русскую традицию – пить чай у самовара всей семьёй. Полюбите самовар душой, как любят его наши россияне и ваша Ирина Михайловна.