12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Людмила Владимировна1997
Работаю в школе с 2004 года, преподаю русский язык и литературу, историю, МХК, ОРКСЭ.
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Методическая копилка библиотекаря»

(Библиотечный урок, посвященный истории появления первых книги библиотек, а также роли книги, чтения в интеллектуальном, духовно-нравственном, гармоничном развитии личности)


Тема урока «Великие сокровища человечества»

Цель: охарактеризовать историю появления книги, в т.ч. печатной книги, а также ее роли в развитии интеллекта, духовного и физического здоровья человека.

Задачи: 1) познакомить учащихся с историей появления книги, в том числе печатной; 2) убедить школьников в том, книга – одно из величайших чудес, созданных человечеством; 3) помочь осознать школьникам роль книг в жизни людей, в частности печатной художественной литературыв воспитании, интеллектуальном и духовном развитии личности; 4) способствовать приобщению школьников к чтению и бережному отношению к книге.

Ход урока

Библиотекарь. (приветствует школьников строками из стихотворения)

Книга… Что это такое?

Книга – не набор страниц,

Это царство непокоя,

Рокот грома, взлет зарниц.


Это слез, любви и гнева

Пережитая глава,

Ветка жизненного древа,

Воплощенная в слова (Н.Браун «Вышла книга»)


Библиотекарь: Итак, ребята, как вы уже догадались речь сегодня пойдет о книге, вернее, о том,какую роль она играет в жизни человека. Обращение к книге стало для нас настолько привычным, что редко думаем о ней как о величайшем чуде человечества, пришедшем из глубины веков. А ведь книга – одно из величайших чудес, сотворенных человечеством. Знания, добытые на протяжении веков могли бы исчезнуть, если бы не возможность запечатлеть их в книгах. Не случайно, английский философ Френсис Бекон утверждал, что «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам и времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». И этот драгоценный груз, эта сокровищница разума никогда не будет исчерпана (слайд 2)


Библиотекарь А знаете ли вы как выглядели первые книги? (Ребята отвечают…) Первые книги, похожие на современные, появились в 1 веке нашей эры. Назывались они Кодексами. В дощечку вливали расплавленный воск и разглаживали его, пока он был еще мягким. По застывшему воску писали острой металлической палочкой. Люди, также, получали материал для письма из кожи овцы или теленка. Он назывался пергамент. Писали на нем гусиным или павлиньим пером. Чернила делали из старого железа, дубовой коры и вишневого клея. Текст писали слитно (для экономии места). Каждая книга в Средние века была настоящим шедевром. Тексты писались на дорогом и редком пергаменте. Переплеты изготовлялись из сафьяновой кожи. Оклады украшались золотом и серебром.На Руси книги писали летописцы. На создание одной книги уходило несколько лет. Обложки украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Самые старые книги, которые появились на Руси, относятся к 9 веку. Это «Остромирово Евангелие» и «Изборник великого князя Святослава Ярославича» (слайд 3)


Библиотекарь:Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Сейчас, к большому сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры и мобильные телефоны, отодвинув на задний план замечательное изобретение – печатную книгу, а ведь она существует с середины 15 века, то есть уже более 500 лет! Впервые напечатал книгу «Библия» в 1453 году Иоганн Гутенберг, который за свое изобретение получил придворный чин, был освобожден от уплаты налогов и даже стал получать ежемесячную пенсию. (слайд 4) А первая печатная русская книга появилась в 16 веке («Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца в 1564 году) (слайд 5)


Библиотекарь: Как вы думаете, ребята, с чем можно сравнить книгу? (Ребята отвечают…) Книга словно машина времени. Ей покоряются пространства и эпохи. Пр помощи книги мы можем очутиться в любом времени и любой стране, отправится на много столетий назад.

Когда берем мы в руки книгу,

Все замирает, все молчит (С. Калганова «Библиотекарь»)


Слушаю шелест забытых страниц,

И воскресает знакомое что-то:

То неземные повадки птиц,

То вдруг чугунная поступь пехоты.


Все страны, все люди, все временам

Протянули ко мне незримые нити…

Машина времени – вот она!

Только обложку, как дверь распахните! (поэт Б. Куняев)


«Книги – ибо суть реки, наполняющие Вселенную», писалось еще в «Повести временных лет» (слайд 6)


Библиотекарь: Одно из самых ее удивительных путешествий – в мир человеческой души. Как только берешься читать книги, они будто оживают: радуются, сомневаются, размышляют, открывают истины… Каждая следующая прочитанная книга человеком – это его следующая ступень познания. Давно доказано, что чтение книг развивает интеллект, логику и память. Еще французский философ эпохи Просвещения Дени Дидро писал, что «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» .

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг,

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук! (В. Боков «Книга – учитель…»)


Известный отечественный критик В.Г Белинский писал: «Кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Поэтому, роль книги в приобретении знаний уже многие столетия бесспорна (слайды 7-9).

Особенно развивает грамотность чтение классической художественной литературы (слайд 10). Скажите, а почему важно читать именно художественную литературу? (Она развивает речь, расширяет кругозор, развивает воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, а это – путь к успеху на экзаменах) (слайд 11).


Библиотекарь: Знаете ли вы людей, которые не только получили знания из книг, но и добились большого успеха в жизни, благодаря чтению книг? (Ребята отвечают…) Великие люди – писатели, поэты, политики, ученые, художники – придавали чтению огромное значение. Сейчас часто можно услышать фразу «мне читать некогда». Да… темп жизни ускоряется, но обратимся к примерам известных людей, для которых чтение книг стало не только приятным времяпровождением, но и верной помощью в достижении целей, сделало их успешными и даже великими,Так, знаменитый ученый Пьер де Рамэ днем работал слугой, а по ночам читал. В результате, уже в 21 год он защитил диссертацию, стал одним из самых образованных ученых своего времени. В России - таковым стал Михаил Ломоносов, увлекшийся чтением и ставший великим ученым во многих областях научных знаний. А английский историк Томас Макалей предпочитал всем богатствам мира чтение книг (слайд 12) Итак, «… Беремся за книгу!

Пока ведь не поздно,

Мы с ней разлучились совсем не навек.

Читаем отныне помногу, серьезно…

Будь славен, читающий человек! »

Библиотекарь:«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги», утверждал известный русский писательКонстантин Паустовский (слайд 13) Согласны ли вы с ним? Да ,книги по праву можно назвать верными и добрыми друзьями. «Книга – помощник, когда мы работаем, товарищ, когда отдыхаем, порой она просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней – верный друг», - говорил Сергей Львович Львов, ученый, книголюб, книговед. «Книги – наши последние друзья, которые нас не обманывают, всегда остаются с нами… (Э. Фаге) Писатель Максим Горький говорил: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству». (слайд 14)

Не бойся ты за зрение:

Компьютеры вредней.

А чтение, а чтение –

Твой друг на много дней!

Библиотекарь: Кроме того, еще с давних времен людьми было замечено положительное воздействие книги на здоровье человека, его настроение (Этот метод называется «Библиотерапия»). Ученые давно заметили, что книга – это еще и один из способов психотерапии. Часто в книгах человек находит решение своих-то своих проблем. (слайд 15) Когда сквозь слезы белый свет не мил,

Когда не станет сил в душе моей, -

Тогда я в книгу устремляю взгляд,

Нетленные страницы шелестят.

Я исцелен, я счастлив, я живу… (Г.Тукай)

«Пока есть возможность читать, нельзя считать себя совершенно несчастным» (П. Буаст)

Ученые доказали, что люди, которые читают хотя бы 30 минут в неделю, чаще бывают радостными, чаще чувствуют себя творчески настроенными, и менее подвержены стрессам; чтение книг часто является более эффективным средством от беспокойства, чем прогулка или общение с близким другом. А еще регулярное чтение помогает от бессонницы. При этом, чтение с планшетов и телефонов окажет ровно обратный эффект, поэтому отдайте предпочтение бумажным книгам!!! (слайд 16-17)

А теперь давайте попробуйте правильно составить пословицы о книге (слайд 18)

Книга для ума,

…встретился с другом

Прочел новую книгу -

…что теплый дождик для всходов

Книга в счастье украшает,

…а знания - из книги

Книга подобна воде -

…а книга – разум

Золото добывают из земли,

…а в несчастье утешает

Хлеб питает тело,

…дорогу пробьет везде

Ум без книги,

…растит человека

Испокон века книга

…что птица без крыльев

Ответы :«Книга для ума, что теплый дождик для всходов»

«Прочел новую книгу – встретился с другом»

«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде »

«Золото добывают из земли, а знания – из книги»

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

«Хлеб питает тело, а книга - разум»

«Ум без книги, что птица без крыльев»

«Испокон века книга растит человека»


Библиотекарь. Мы с вами узнали, что история развития человеческого разума связана с книгами, а значит и с библиотеками.

И все прекрасное, что есть,

Что движет человеком,

Хранит бесценным кладом здесь

Для вас библиотека (П.Платонов «Библиотека» (слайд 19)


Как вы думаете, ребята, когда появились первые библиотеки? (Ребята отвечают)

Библиотеки появились 8 тысяч лет назад. Представьте себе, что люди еще не изобрели бумагу, а библиотеки уже существовали! Что же в них хранили? Конечно, книги. В Египте – папирусные свитки, в Междуречье – глиняные таблички, в Индии – пальмовые листья, в Китае – слова, нанесенные на шелке

Громко в тихих комнатах здесь не говорят

На столах задумчиво книги шелестят.

И уже, наверное, догадался ты,

Что это за тихая школа доброты.

Этот мир особенный, этот мир велик,

Умных, занимательных и сердечных книг (Георгий Граубин «Тихая школа»)


Именно в библиотеках, в том числе школьных, происходит таинство приобщения к миру книг. Само слово библиотека пришло к нам из греческого языка. Первая его часть «библио» означает «книга», вторая его часть – «тека» означает «хранилище». Первые русские библиотеки появились еще во времена Киевской Руси. Назывались они по-разному: «книгохранилище», «книжная клеть», «книжная палата». Интересно, что слово «книгохранилище» используется и сейчас среди речи библиотекарей (слайд 20).


Библиотекарь: Итак, Книга – мудрый советчик на все времена, верный спутник человека, его надежный товарищ. Она помогает нам переживать сложные жизненные ситуации, принимать правильные решения, делает нас добрее и мудрее, обогащает наши знания и речь, расширяет кругозор. Книга как настоящий друг готова в любую минуту прийти на помощь: научить, посоветовать, ободрить, рассказать… Книгу называют пищей души, зеркалом и учебником жизни, другом и собеседником, величайшим и таинственным чудом земли. Если вы внимательно смотрели презентацию, то могли бы заметить один и тот же символ на всех слайдах, что это? (Древняя эмблема книги, знаний, науки, занимающейся описанием книг - библиографией - золотой ключ). На мой взгляд, такой золотой ключ и является символом , ключом к величайшим сокровищам человечества – книгам.


Вот вы и узнали многое о книгах и библиотеках, о том, когда они появились. А сейчас давайте вместе угадаем небольшой кроссворд (слайд 21).


Библиотекарь: Хочется завершить наш урок словами писателя Лопе де Вега и песней Э. Колмановского, О. Фадеевой («Друг наш неразлучный»)


Любая книга – умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг (слайд 22)




Использованная литература:

Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 672 с.

Голубева О.Д. В мире книжных сокровищ. – Л.: Лениздат, 1988. – 272 с.

Душ человеческих добрые лекари // Читаем, учимся, играем. – 2013. № 7. – С.10-12.

Матвеев М.Ю. Образы библиотек и библиотекарей в русской поэзии ХХ века // Новая библиотека. – 2008. - № 3. – С.9-13.

Немировский Е., Горбачевский Б. Через века и страны.. – М.: Книга, 1964.

Нестерович Л.В. Воспитать читателя. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 176 с.

Нестерович Л.В. Книжная вселенная. – Минск: Красико-Принт, 2009. – 176 с.

Плохотник Т.М. Подросток в библиотеке: Взрослеем вместе с книгой. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.

Утевская П.В. Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности. – М.:Дет. Лит., 1985. – 191 с.

https://shkolazhizni.ru/health/articles/97266/

Великие сокровища человечества
PPTX / 11.5 Мб

ответы на кроссворд
DOCX / 19.99 Кб

5



Опубликовано в группе «Методическая копилка библиотекаря»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.