Урок репортаж-экскурсия окружающего мира по теме «Сокровища Земли под охраной человечества» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока окружающего мира |
||||||||||||||||||||
Учитель |
Бернгардт Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинск |
|||||||||||||||||||
Класс |
4 |
|||||||||||||||||||
Тема |
«Сокровища Земли под охраной человечества» |
|||||||||||||||||||
УМК |
УМК «Школа России» А.А. Плешаков «Окружающий мир» |
|||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания (виртуальная экскурсия) |
|||||||||||||||||||
Место урока в системе уроков |
Урок является предпоследним (восьмым из девяти уроков) в системе уроков раздела «Земля и человечество». |
|||||||||||||||||||
Идея урока |
На основе разного толкования понятия «сокровище» дети «рассматривают» и знакомятся с удивительными и уникальными сокровищами всего человечества (объекты Всемирного наследия). Ученикам предлагается роль репортеров, выполняя которую они составляют и снимают короткий репортаж об одном объекте Всемирного наследия. Для составления репортажа группа использует предложенные материалы. Все репортажи разные, поэтому то, что для одних является репортажем, то для других учеников является виртуальной образовательной экскурсией. |
|||||||||||||||||||
Цель |
Формирование представления о том, что у людей на Земле, кроме материальных сокровищ, существуют уникальные природные и культурные ценности, требующие охраны. Познакомить с некоторыми объектами Всемирного наследия (находящимися на территории Российской Федерации). |
|||||||||||||||||||
Задачи урока |
Развивать умения работы с учебными текстами для освоения понятия «Всемирное наследие» Развивать умения работать с информацией в разных видах для выявления существенных признаков объектов (природных и культурных) Всемирного наследия Развивать умения взаимодействовать в группе в процессе выполнения учебного задания. Развивать умения ставить цель учебной деятельности, проводить рефлексию, следования по предложенному плану и действия контроля и оценки. |
|||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||||
Предметные знаний, действия |
УУД познавательные |
УУД коммуникативные |
УУД регулятивные |
УУД личностные |
||||||||||||||||
Учащиеся: - отличают итериальные ценности от культурных и природных ценностей; - приводят примеры объектов для каждой группы всемирного наследия человечества; - объясняют необходимость охраны объектов Всемирного наследия. |
Учащиеся: - сравнивают, классифицируют, обобщают и анализируют информацию; - работают с разными источниками информации (текст, столбчатая диаграмма, карта, ребусы, фотографии), интерпретируют информацию, демонстрируют ее понимание; - используют имеющиеся навыки анализа и синтеза для формулировки гипотез и выводов; - расширение и корректировка представлений о профессиях репортера, журналиста, ученого - исследователя, экскурсовода. |
Учащиеся: - взаимодействуют в малой группе; - выстраивают устное высказывание по заданному плану; - используют навыки работы с разными источниками информации (текст, столбчатая диаграмма, ребусы, фотографии) для высказывания предположений, суждений и выводов. |
Учащиеся: - определяют тему урока, задачи урока, проводят промежуточную и итоговую рефлексию (деятельностную и эмоциональную); - планируют свою деятельность с опорой на план. |
У учащихся сформирован положительный мотив для изучения природы. Пробуждение интереса к изучению информации об объектах Всемирного наследия (через воздействие на эмоциональную сферу). Мотивирование учащихся на планирование туристической деятельности по местам из списка Всемирного наследия. |
||||||||||||||||
Оборудование: стикеры двух цветов по количеству участников, печатные материалы для групповой работы (на этапе составления репортажа), фотографии объектов Всемирного наследия, репродукция карты объектов всемирного наследия, мультимедийная презентация, любое средство для ведения видеосъемки (цифровая камера, фотоаппарат, телефон, планшет и т.п.). |
||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
||||||||||||||||||||
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
|||||||||||||||||
Мотивационный ( 2 минуты) |
Приветствует учеников, сообщает о начале урока. Предлагает разгадать ребус, фиксирует пошаговые варианты ответов. Объявляет, что на уроке речь пойдет о сокровищах. |
Предлагают различные варианты ответов, получают слово «сокровища». |
УУД личностные: - у учащихся развивается положительная мотивация к изучению предмета. |
|||||||||||||||||
Актуализации и пробного учебного действия (10 минут) |
Актуализирует представление учащихся по теме «сокровище». - Предлагаю каждому ученику на стикере написать, что такое сокровище (по его мнению) и прикрепить стикер на боковую доску. Обобщает мнения детей и, возможно, группирует их 2 группы (материальные и нематериальные) сокровища. На слайде демонстрирует анимированный рисунок сундука с материальными сокровищами. - Сегодня на урок я приготовила для вас еще один сундучок с сокровищами. Подумайте, почему люди считают это сокровищем? - Что это? Узнали? - Как человеку понять, правильно ли он истолковал значение слова, где это можно узнать? -Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова для проверки верности наших суждений о том, что такое сокровище. Один из учащихся читает первое толкование, а учитель предлагает вспомнить, был ли такой смысл у нас на стикерах. - Есть и другие толкования этого слова, но на сегодняшнем уроке, я предлагаю остановиться на этих двух толкованиях слова «сокровища», поскольку они имеют прямое отношение к теме нашего урока. - Чтобы разобраться с тем, что подразумевается под нематериальными сокровищами, предлагаю вам в группах распределить фотографии с изображениями сокровищ в 2 группы (Приложение 1) Проводит проверку выполнения классификации и выясняет признак классификации фотографий с объектами. - Какие объекты вы поместили в одну группу, почему; а как у вас; есть ли, возражения или дополнения к мнению этой группы? На доске прикрепляет названия групп объектов (природные и культурные объекты). - Жизнь не стоит на месте. Человек вынужден изменять облик Земли, чтобы строить себе новое жилье, выращивать пищу для себя, добывать полезные ископаемые для производства. В какой-то момент люди осознали, что из-за необдуманной хозяйственной деятельности весь мир может лишиться бесценных сокровищ. Возникла идея объединить самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием, подлежащим обязательной охране. Так появился Список Всемирного наследия. Его ведет авторитетная международная организация ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). Всемирное наследие включает объекты природы (Всемирное природное наследие) и творения человека (Всемирное культурное наследие). Как и большинство стран, Россия поддержала идею создания Списка Всемирного наследия. Сейчас в него включено более 900 объектов природы и культуры, причем ежегодно этот список пополняется. - Найдите на карте мира (Приложение 2) и назовите по одному любому объекту (культурному или природному). Организует фронтальную проверку с опорой на слайд и карту. |
Учащиеся записывают на стикерах свое толкование понятия «сокровища» и прикрепляют к доске. Называют известные им объекты на фотографиях (Великая китайская стена, Московский кремль, гора Шаманка на Байкале, ансамбль деревянного зодчества в Кижах) Высказывают предположения о том, как проверить верность своего толкования, объяснения значения слова. Один из учеников (по желанию) читает первое толкование. Другой ученик читает второе толкование слова «сокровища». В группе выполняют задание. Определяют 2 группы, производят классификацию по самостоятельно выделенному признаку (по основанию «сделано природой/человеком»). Высказывают мнение группы, слушают ответы товарищей из других групп, относятся к их высказыванию. Слушают рассказ учителя. Находят на карте один объект природного Всемирного наследия и один объект культурного Всемирного наследия. |
УУД предметные: - демонстрируют знание или фиксируют для себя факт незнания объектов Всемирного культурного и природного наследия, узнают их по фотографиям; - демонстрируют навыки работы с картой. УУД познавательные: - учащиеся соотносят имеющие представления о термине с толкованием из словаря М.И.Ожегова; - проводят классификацию по самостоятельно составленному основанию. УУД коммуникативные: - учащиеся взаимодействуют в группе; - строят высказывание. УУД регулятивные: - учащиеся соотносят свой ответ с ответом других, вносят необходимые коррективы, оценивают его как верный или неверный. |
|||||||||||||||||
Целеполагание ( 3 минуты) |
Организует определение учащимися темы урока. - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Люди какой профессии, по вашему мнению, имеют возможность рассказывать другим людям об уникальных объектах мирового наследия? - Согласитесь, что геолог, исследователь ученый не могут рассказывать широкому кругу слушателей интересные факты, хорошо бы их еще и увидеть. Подумайте, какая профессия позволяет не только рассказывать, но и показывать интересные факты и видеозарисовки широкому кругу респондентов доступным и понятным языком (не научным). - Что для этого нужно репортеру или корреспонденту? - Предлагаю отправиться в виртуальную командировку для создания репортажа с места событий. Это позволит провести виртуальную экскурсию для тех, кто не может в силу разных причин посетить эти удивительные места. |
Учащиеся формулируют тему урока. Высказывают предположения о профессии, которая позволяет рассказывать другим людям об уникальных объектах мирового наследия.
Перечисляют предметы (видеокамера, микрофон, сценарий), называют профессии людей, которые располагают информацией о данном объекте, т.е. у них можно взять интервью. |
УУД регулятивные: - формулируют тему урока с помощью учителя с опорой на вопросы – помощники; - принимает учебную задачу. УУД познавательные: - используют свой жизненный опыт для высказывания и аргументации предположений о профессии человека.
|
|||||||||||||||||
Открытие нового знания (24 минуты) |
Организует работу в группах по составлению репортажа об одном объекте всемирного наследия - Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа будет работать с одним объектом Всемирного наследия. Ваша задача составить текст для репортажа, пользуясь предложенным планом, а затем расскажет об этом нам. Организует проверку выполнения заданий группами, приглашает в школьную телекомпанию, где по очереди репортеры проводят репортаж-экскурсию по объектам Всемирного наследия. Репортажи сопровождаются заранее подготовленными видео (Приложение 3) о выбранном детьми (жеребьевка) объекте Всемирного наследия. |
Знакомятся с заданием (Приложение 4), выполняют задание в группе, готовят выступление-репортаж от группы. Во время выступления один-два участника группы ведет видеосъемку, другие/ой – рассказывает или читает совместно составленный текст репортажа. Время репортажа – 2-3 минуты. |
УУД познавательные: - учащиеся работают с текстом; - дополняют высказывание, используя прочитанный текст; - работают с понятиями; - моделируют ситуации, делают выводы и обобщения – переносят на изученный материал; УУД коммуникативные: - учащиеся отвечают на вопросы по тексту; - взаимодействуют в малой группе. УУД предметные: - знакомят с уникальными особенностями объекта всемирного наследия, называют организацию осуществляющую охрану данного объекта. УУД регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу; - соблюдают правила групповой работы; - проверяют правильность выполнения задания (по предложенному плану). |
|||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (6 минут) |
Проводит рефлексию урока -У каждой программы есть рейтинг. Чем больше голосов, положительных отзывов получает программа, тем она интереснее для зрителей. Давайте сделаем свой рейтинг наших репортажей об объектах Всемирного наследия. Подумайте, чей репортаж вы считаете наиболее интересным? Прикрепите стикер к названию объекта Всемирного наследия. - У нас получилась столбчатая диаграмма. Кто понял, о чем она нам рассказывает? - Ваши репортажи можно будет откорректировать, возможно, даже переснять. Предлагает ответить на вопросы: - что удивило на сегодняшнем уроке? почему это тебе показалось удивительным? - что дома расскажите родителям? - какое домашнее задание предлагаете? |
Выбирают понравившийся репортаж, прикрепляют стикер. «Читают» диаграмму. Проводят промежуточную рефлексию – отмечают, какой из репортажей получился более удачно Отвечают на рефлексивные вопросы. Предлагают домашнее задание, например: рассказать о понравившемся репортаже, составить и отснять свой репортаж про одно из Всемирных наследий, отредактировать текст и «картинку» своего видеосюжета. |
УУД регулятивные: - проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию. |
|||||||||||||||||
Приложение 1. Задание для работы в группах.
Вулканы Камчатки https://minprir.kamgov.ru/files/2016/12/07/c86c18779a5886457b85a492c1129c61.jpg Большой Каньон https://www.bestprivateguides.com/guide-in-united-states/gordeev-tours-guide-5665/tour_los_angeles_17134.jpg Исторический ансамбль Санкт-Петербурга http://zateevo.ru/userfiles/image/Geroi%20Rossii/Rossi/rossi07.jpg Пирамиды Египта https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/27625/856fd4da-a767-44ab-9b39-7b5928551362/s1200?webp=false Золотые горы Алтая https://gawain.ru/wp-content/uploads/2014/12/14_5_altai.jpg Статуя Свободы https://s1.1zoom.ru/b5050/513/USA_Houses_Statue_of_Liberty_New_York_City_515564_2560x1600.jpg Свято-Троицкая Сергиева Лавра http://view-photo.ru/wp-content/uploads/2017/05/DSC09160.jpg |
||||||||||||||||||||
Приложение 2. Карта мира (с обозначением некоторых объектов Всемирного наследия) |
||||||||||||||||||||
Приложение 3. Ссылки на видео. При подготовке к уроку рекомендую произвести «обрезку» предлагаемых видеоматериалов, чтобы скорректировать содержание и время просмотра до 3-4 минут. Остров Врангеля https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=jNQWTwAimAs Кижи https://www.youtube.com/watch?time_continue=29&v=5XgfGm2p3gI Байкал https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=lKU2KFr--hI |
||||||||||||||||||||
Приложение 4. Задание для работы в группах. Прочитайте задание, убедитесь, что все члены группы его понимают. Прочитайте текст. Дополните предложения, пользуясь текстом. Выберите корреспондента, который расскажет о выбранном вами объекте Всемирного наследия. Послушайте, как корреспондент читает вслух получившийся текст. Дайте ему советы, если это необходимо. Выберите того, кто будет снимать видеосюжет. Текст № 1 . Байкал Озеро Байкал раскинулось в Восточной Сибири. Ученые считают, что оно начало образовываться около 20-25 миллионов лет назад. То есть, можно предположить, что красотой Байкала могли любоваться одни из древнейших жителей нашей планеты – мамонты. Озеро Байкал является самым глубоким на нашей планете, в нем содержится огромное количество пресной воды, которой хватит, чтобы на 5 лет обеспечить все человечество. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна река — Ангара. В озере Байкал обитает около 2600 видов животных, которые встречаются только в этом месте. Например, только в Байкале обитает одна из трех разновидностей тюленей - Байкальская нерпа. Только в озере Байкал обитает уникальная рыба — голомянка. Она не имеет чешуи и на треть состоит из жира. Рыба настолько прозрачна, что через нее можно разобрать текст газеты. Сейчас Байкал охраняется нашим государством. Для того чтобы сохранить для наших потомков чистую воду, уникальных животных и растений озера создан Байкальский государственный заповедник. План сценария репортажа. Мы ведем репортаж о _____________________________________ Эта часть Всемирного наследия находится (в какой стране и где) _________________________________________________________ Байкал удивляет людей всего мира (интересные факты) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Для того чтобы сохранить для наших потомков чистую воду, уникальных животных и растений озера создан ________________________________________________________________ . Текст № 2. Кижи Памятником древней архитектуры Севера России является погост Кижи. Он находится на небольших островах. Кижи представляет собой церковь, часовню и колокольню, огражденную забором. Кижи поражают красотой сооружений и окружающей природы. Строили погост простые плотники, совсем не используя гвоздей. Первые упоминания о церквях на острове Кижи появились в летописях в XV (15) веке. Почти 250 лет пожары и войны обходили храмы стороной. Так во время Великой Отечественной войны 1941-945 года финский летчик, пораженный красотой соборов, не выполнил приказ о бомбардировке острова Кижи. Старожилы говорят, что простые неграмотные мужики, построившие этот необыкновенный ансамбль, сумели разгадать тайну красоты природы и передать ее потомкам в виде собора, часовни и колокольни. Народ воплотил в этих постройках свое представление об устройстве Вселенной. Кижский погост включен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В наше время ансамбль Кижи стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного музея-заповедника. В нем собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы из карельских деревень. План сценария репортажа. Мы ведем репортаж о _____________________________________ Эта часть Всемирного наследия находится (в какой стране и где) ________________________________________________________ Это сооружение состоит из _________________________________________________________________________________________ Кижи знамениты __________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ В наше время ансамбль Кижи стал основой для создания на острове известного всему миру архитектурного ____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ Текст № 3. Остров Врангеля
Остров Врангеля — российский остров в Северном Ледовитом океане. Он назван в честь российского мореплавателя Фердинанда Врангеля. Давно-давно, когда по земле ходили мамонты, остров Врангеля отделился от материка и со своей частью мамонтов на борту уплыл в Северный Ледовитый океан. И вот что интересно: на острове они прожили на несколько тысяч лет дольше, чем их родственники, оставшиеся на Большой земле. До сих пор на острове находят кости мамонта. До 1926 года остров Врангеля был необитаемым. Позже появились привезенные из Канады овцебыки. Этот климат им понравился, и сейчас по острову бродят стада овцебыков. Заповедник "Остров Врангеля" стал первым Российским арктическим заповедником. Фауна острова, в целом, небогата видами, что связано с суровыми климатическими условиями. «Имидж» острова определяют такие символы, как крупнейший в мире «роддом» белых медведей. В местных родовых берлогах ежегодно рожают медвежат от 300 до 500 медведиц. Это крупнейшие в Арктике лежбища моржей, крупнейшие в Чукотском море птичьи базары, единственное в Евразии место с постоянными гнездовьями белого гуся. Природа острова впечатляет северной неприступностью. В начале и в конце зимы на остров обрушиваются свирепые ураганы, когда скорость ветра достигает 150 километров в час. Выпадающий снег ветры сдувают с гор в долины, и образуются чудовищные сугробы с восьмиэтажный дом! План сценария репортажа. Мы ведем репортаж о _____________________________________ Эта часть Всемирного наследия находится (в какой стране и где) __________________________________________________________ На острове Врангеля людей всего мира удивляет (интересные факты) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Остров Врангеля стал первым российским _________________________________________________________ , а люди начали охранять песца и моржа, белого медведя и белого гуся. |
Бернгардт ТД_презентация к уроку СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ
PPTX / 2.43 Мб
Бернгардт ТД_технологическая карта_ СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ
DOCX / 14.93 Мб
Трефилова Раиса Поликарповна
Андреева Наталья Николаевна
Татьяна Бернгардт