12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дороднова Вера Валерьевна500
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Урок литературы»

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

О Д.С.ЛИХАЧЕВЕ

Здравствуйте! Тема моей презентации «Великий остров российской культуры  Дмитрий Сергеевич Лихачев».

Сегодня я расскажу вам об удивительном Человеке высокой нравственности и морали, учёном, «великом гражданине» России, которому никогда не была безразлична судьба своей страны - Дмитрии Сергеевиче Лихачеве.

И начну рассказ с ИТОГОВ его деятельности: список достижений и наград академика Лихачева огромен. Он стал автором более тысячи научных работ (1337 работ!), был членом зарубежных Академий наук, почетным доктором различных университетов по всему миру. Книги и статьи академика были переведены на многие иностранные языки. Среди многочисленных наград Дмитрия Сергеевича - Орден Святого апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающиеся заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие русской культуры, Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, два ордена «Кирилла и Мефодия» I степени… Как же мог один человек сделать так много для страны? Изучив биографию Дмитрия Сергеевича, вы откроете для себя эту тайну…

Дмитрий Сергеевич родился в 1906 г. в Санкт-Петербурге в зажиточной семье старообрядцев. Начинал обучение в царской гимназии, после революции продолжил учиться в советской школе. Со школьных лет Дмитрий Сергеевич полюбил книгу — он не только читал, он активно интересовался книгопечатанием. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора, и запах только отпечатанной книги, как вспоминал потом ученый, был для него лучшим ароматом, способным поднять настроение.

С 1923 по 28 годы, после окончания гимназии, Дмитрий Лихачев учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета, где получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но в 1928 году, только успев окончить университет, молодой ученый попадает в Соловецкий лагерь особого назначения. Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук», для которой Дмитрий Лихачев написал доклад о старой русской орфографии, замененной на новую в 1918 году. Он искренне считал старую орфографию более совершенной, и до самой своей смерти принципиально печатал на своей старинной машинке с «ятем». Этого доклада оказалось достаточно, чтобы обвинить Лихачева, как и большинство его товарищей по Академии, в контрреволюционной деятельности. Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, а затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров.

Вот, как Дмитрий Сергеевич его описывает: «На верхних нарах лежали больные, а из-под нар к нам потянулись ручки, прося хлеба. И в этих ручках тоже был указующий перст судьбы. Под нарами жили «вшивки» — подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на «нелегальное положение» — не выходили на поверки, не получали еды, жили под нарами, чтобы их голыми не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая им ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили они на подачки. Жили, пока жили! А потом мертвыми их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище. Мне было так жалко этих «вшивок», что я ходил, как пьяный — пьяный от сострадания. Это было уже во мне не чувство, а что-то вроде болезни. И я так благодарен судьбе, что через полгода смог некоторым из них помочь».

В Соловецком лагере Лихачев работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, исполнял роль лошади — заключенных впрягали в телеги и сани вместо лошадей, жил в бараке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. Перенести все это помогала молитва, поддержка родных и друзей.

В ноябре 1928 года на Соловках массово истребляли заключенных. В это время к Дмитрию Лихачеву приехали родители, и когда свидание закончилось, ему стало известно, что за ним приходили, чтобы расстрелять.

Узнав об этом, он не стал возвращаться в барак, а просидел до утра за поленницей. Выстрелы звучали один за одним. Счет расстрелянных шел на сотни. Что он ощущал в ту ночь? Этого никто не знает.

Когда над Соловками затеплился рассвет, он осознал, как он напишет позже, «нечто особое»: «Я понял: каждый день — подарок Бога. Было расстреляно ровное число: не то триста, не то четыреста человек. Ясно, что вместо меня был «взят» кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно».

В этой фразе и кроется разгадка всей жизни Дмитрия Сергеевича!

Говоря о литературном наследии Дмитрия Сергеевича Лихачева, выделю книгу «Письма о добром и прекрасном» 1985 года выпуска, обращенную к молодежи…

Эта книга составлена в форме писем-напутствий для молодежи (всего их 17). В ней он говорит о важности понимания своего предназначения. Если жить бесцельно, то это будет обычным прозябанием. Дмитрий Сергеевич настаивает на том, что у каждого человека должны быть в жизни принципы. Удобнее будет записать их где-то. Также он советует вести дневник, но никому его не показывать. Основное правило для разумного человека – это прожить жизнь так, чтобы потом не было стыдно. Для того чтобы быть таким человеком, надо будет потрудиться. Великодушие, доброта, правдивость и честность – неотъемлемые качества для каждого. Также очень важно отказывать себе в мелких удовольствиях для большого результата или в больших искушениях, которые могут и вовсе изменить жизнь. Важным умением является возможность понимать и признавать свои ошибки.

Я остановлюсь на письме 16. Известный русский путешественник Пржевальский говорил, что «жизнь прекрасна еще потому, что можно путешествовать». Д.С.Лихачев в письме шестнадцатом «Путешествуйте!» пишет: «Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. При этом остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные… Делите поездки на те, к которым вы подготовились и те, к которым не подготовились или подготовились плохо. Любой город, любая страна, любое место, к поездке, в которые вы не подготовились, - неинтересны и скучны. И наоборот, если вы знаете историю места, оно становится в десять раз интереснее».

Закончить свой рассказ о Лихачеве Дмитрии Сергеевиче я хочу словами известного писателя Фазиля Искандера (написал «Детство Чика»): «Дмитрий Сергеевич своим ожиданием от человека того лучшего, что в нем есть, учил нас всех, нашу страну и нашу власть быть неравнодушными к отдельной личности, ожидать от каждого лучших проявлений и творчески их развивать. Дай Бог, если искорка этой любви, любопытства и ожидания пробудится в нас, и мы сумеем смотреть друг на друга так, как Дмитрий Сергеевич Лихачев!».

Спасибо за внимание!


Д.С.Лихачев
PPT / 2.86 Мб


Буклет
PDF / 1.36 Мб


Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (2)

Андреева Нелли Эдуардовна, 22.02.22 в 23:58 3Ответить Пожаловаться
Отличный материал! Часто обращаюсь к "Письмам..." Дмитрия Сергеевича. Он, действительно, светоч российской культуры!
Дороднова Вера Валерьевна, 24.02.22 в 19:06 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Нелли Эдуардовна! Полностью согласна с Вашим мнением.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.