12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4604
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКОВ

Тип урока – введение в тему

Цель – дать общее представление о культуре XIX века  как «золотого века» в развитии нашей культуры;

Задачи –

Образовательные

- познакомиться с некоторыми яркими произведениями российского искусства XIX века,

- выявить их значимость не только для нашей страны, но и всего мира,

- ввести и разобрать термин «золотой век»;

Развивающие:

- развивать желание и умение вникать в содержание художественных шедевров способствовать развитию аналитического мышления,

- продолжить формирование художественного вкуса, эстетического и эмоционального восприятия художественных произведений, способности наслаждаться выдающимися произведениями искусства, интереса и любви к искусству;

 Воспитательные

пробуждать чувство гордости за нашу страну, давшую такие образцы художественного творчества

Форма – урок-панорама

Методы – словесный (беседа, рассказ), наглядный (видео, репродукции, фото), аналитический

Классы - 8 классы

Время проведения – 1,5 час

План проведения уроков -

1. Вступление

2. Разминка – работа с инфографикой

3. Знакомство с некоторыми шедеврами

4. Анализ шедевров – поиск «золота»

5. Заключение

Оформление доски –

Тема уроков - Шедевры российской культуры XIX века

Плакат с цитатой:

«Эти годы можно назвать эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов …

Эти годы показали невиданное до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению» …

В эти годы точно каким-то чудом создался внезапно совсем новый человек …».

Е. Н. Водовозова (педагог 2-ой половины XIX века)

Оформление кабинета –

На отдельном стенде помещены репродукции картин, музеев, портреты композиторов и памятников

На отдельном столике размещена выставка книг.

На отдельном столике размещена выставка макетов

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран
  2. Карточка № 1 «Моё отношение к шедеврам»
  3. Карточка № 2 «Произведения П. И. Чайковского» 
  4. Карточка-инфографика «Шедевры, которые мы изучаем»
  5. Карточка № 3 – М. И. Алигер «Танец маленьких лебедей» (стихотворение)
  6. Дворцовая площадь - фотография
  7. Александровская колонна - макет
  8. Зимний дворец – макет
  9. «Дворцовая площадь» в Санкт-Петербурге (видеофрагмент)
  10. Мариинский театр - макет
  11. Портрет М. И. Глинки
  12. М. И. Глинка. Опера «Жизнь за царя (Иван Сусанин)», эпилог «Славься!» (видеофрагмент)
  13. Москва – макет
  14. Большой театр - макет
  15. Портрет П. И. Чайковского
  16. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» (аудио)
  17. Памятник «Тысячелетие России» - фото
  18. Памятник «Тысячелетие России» - презентация Шиляевой Дианы
  19. Государственная Третьяковская галерея - макет
  20. Брюллов К. П. «Последний день Помпеи», Верещагин В. В. «Апофеоз войны», Иванов А. А. «Явление Христа народу», Перов В. П. «Тройка», Федотов П. А. «Сватовство майора» - репродукции картин
  21. «На заре ты её не буди …» (видео)


ХОД УРОКОВ


1 ЭТАП - Вступление

XIX век в истории российской культуры получил название "золотого века". 

Вопрос: Скажите, о чём вам говорит понятие «золотой» век?

Ответы ребят

Совершим небольшое путешествие в XIX век и посмотрим, что же люди XIX века видели, слышали вокруг себя, что они сохраняли. Это позволит вам понять суть «золотого века». Одновременно мы будем работать с карточкой № 1 «Моё отношение к шедеврам»

 2 ЭТАП - Разминка    

Прежде, чем мы начнём урок, проведём небольшую разминку. Внимание на экран.

Перед вами инфографика, которая покажет нам, с какими шедеврами мы будем знакомиться. Давайте её прочитаем.

Ответы ребят.

Эти же произведения записаны в карточке № 1, с которой мы будем знакомиться. Материал на стенде, к которому мы тоже будем обращаться по мере знакомства с шедеврами, тоже поможет нам лучше их запомнить и воспринять.

image-20200718175642-1.jpeg

3 ЭТАП – Знакомство с шедеврами

Шедевры XIX века. Познакомимся с некоторыми них, постараемся понять, какое отношение к себе они формировали и формируют, какие чувства и мысли они вызывали и вызывают.


  1. Санкт – Петербург, Дворцовая площадь.

Просмотр видеофрагмента «Дворцовая площадь», беседа, работа с карточкой «Мысли и чувства».



Вопросы к беседе:

1.Где мы побывали? Что мы увидели на Дворцовой площади?

2.Какие чувства и мысли вызывает у Вас эта площадь?

Ответы ребят.

3.Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»​​​​​​​


  1. Мариинский театр.

Работа с макетом, просмотр видеофрагмента «М. И. Глинка. Опера «Жизнь за царя (Иван Сусанин)», эпилог «Славься!», беседа, работа с карточкой «Моё отношение к шедеврам».



Вопросы к беседе:

1.Как называется этот театр? Почему он так называется?

2.Что вы посмотрели?

3.Какие чувства и мысли вызвал у вас этот номер?

Ответы ребят.

4.Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


  1. Москва. Кремль. Красная площадь

Работа с макетом, беседа, работа с карточкой «Моё отношение к шедеврам».

Вопросы

1.Где мы находимся?

2.Что мы видим в Кремле и на Красной площади?

3.Какие мысли и чувства, на ваш взгляд, они могли вызывать?

Ответы ребят.

4. Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


  1. Москва. Большой театр     

Работа с макетом, беседа, работа с карточкой № 2 "Произведения П. И. Чайковского" , работа с карточкой № 3 "М. И. Алигер "?" и карточкой № 1 «Моё отношение к шедеврам».

Это театр оперы и балета, появившийся в XIX веке. В нём часто можно было увидеть и услышать произведения этого композитора.

Показывается портрет П. И. Чайковского.

Кто это?

Вопрос – А какие произведения он написал?

Работа с карточкой № 2

Карточка № 2 «Произведения П. И. Чайковского». Читаем вслух

1. Вариации на тему рококо

2. «Времена года» (фортепианные пьесы)

3. «Детский альбом» (фортепианные пьесы)

4. «Евгений Онегин» (опера)

5. «Зимние грёзы» (симфония)

6. «Иоланта» (опера)

7. Итальянское каприччио

8. «Лебединое озеро» (балет)

9. «Орлеанская дева» (опера)

10. «Памяти великого художника» (фортепианное трио)

11. Первый концерт для фортепиано с оркестром

12. «Пиковая дама» (опера)

13. «Ромео и Джульетта» (увертюра-фантазия)

14. Серенада для струнного оркестра

15. «Снегурочка» (музыка к театральному стектаклю

Столько произведений! … И это ещё не всё! Сколько же они дали человечеству, если только об одном из них, которое звучит всего минуту, написано такое стихотворение. Его написала М. И. Алигер.

Работа с карточкой № 3 – Надо угадать, о каком произведении П. И. Чайковского идёт речь, какие слова в стихотворении пропущены и как называется само стихотворение?

Карточка № 3. М. И. Алигер «?»

Прослушать стихотворение, прослушать музыку, озаглавить стихотворение и вставить пропущенные слова в конце строфы. Читается стихотворение (по строчке). После первой строфы включается музыка «Танец маленьких лебедей» и остальные строфы читаются уже на фоне музыки. 

«В беспросветные дни осенние

И в дремучий лютый мороз

После грозного потрясения,

Злых обид и чёрных угроз

Вдруг почувствуешь, легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

……………………………………

(Танец маленьких лебедей)»


Дали дальние в добром лепете,

Клёкот близится и растёт.

И на что тебе эти лебеди?

И дался тебе этот полёт!

Хоть и маленькие, а смелые …

Слушай жадно и молодей,

Думу думая, дело делая,

……………………………………

(Танец маленьких лебедей)


Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории

И симфонии в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей,

Существует улыбка милая,

……………………………………

(Танец маленьких лебедей)

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл.

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется

И наказан будет злодей,

До поры, пока сердцу чудится

…………………………………….

(Танец маленьких лебедей)​​​​​​​


Ученическое сообщение (вариант)

П. И. Чайковский, балет «Лебединое озеро»

Время создания – 1876 год.

     20 февраля 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».  Балет – это музыкально-танцевальное представление. Но только в 1895 году М.Петипа (основоположник российского классического балета) осуществил ту постановку, которая и поныне делает этот балет одним из лучших, если не лучшим балетом в мире.

     Сюжет «Лебединого озера» основан на вечном мотиве: это история о верной любви, преодолевающей злые чары.

     Вкратце, содержание балета можно изложить так.

     Замок. Владетельная принцесса сообщает своему сыну Зигфриду, что ему надо выбрать себе невесту. Но Зигфрид не хочет жениться: ни одна из девушек не привлекает его внимания. Тут он видит плывущих по озеру лебедей и идёт за ними. Лебеди, выйдя на берег, превращаются в красивых девушек. Зигфрид знакомится с одной из них – Одеттой – и та рассказывает ему, что Злой волшебник заколдовал её и её подруг (превратил их в лебедей), и, лишь ночью в этом месте они могут возвращать свой человеческий облик, а днём опять превращаются в лебедей. Только беззаветная любовь юноши, который ещё никогда не любил, может снять это заклятие.

     Потрясённый Зигфрид влюбляется в Одетту и клянётся ей в вечной любви. Но они, занятые собой, не замечают, что Злой волшебник подслушивает их.

     Зигфрид возвращается во дворец, где начинается бал. Девушки-невесты стараются привлечь его внимание, но он думает только об Одетте. Неожиданно на балу появляется новые гости. Это Злой волшебник со своей дочерью – Одилллией , которая поразительно похожа на Одетту. Она должна очаровать Зигфрида и заставить его нарушить клятву, данную Одетте. Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери, что готов на неё жениться. Злой волшебник и Одиллия смеются над ним и исчезают. Зигфрид понимает, что его обманули, и бежит к лебединому озеру. Там потрясённая горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Зигфрид говорит ей, что он не нарушил клятву: ведь в Одиллии он видел Одетту. Злой волшебник в ярости направляет против влюблённых все свои силы и силы природы. Но ничто не может сломить чистую, юную любовь и разъединить Зигфрида и Одетту. Злой волшебник погибает и его чары рушатся.

Вопрос - А какие мысли и чувства вызвал у вас «Танец маленьких лебедей»?

Ответы ребят.

Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


  1. Новгород. Памятник «Тысячелетие России»

Просмотр презентации, беседа, работа с карточкой № 1 «Моё отношение к шедеврам»

Презентация "Памятник "Тысячелетие России". Автор - Шиляева Диана, 8 класс
Памятник Тысячелетие России.
PPT / 1.5 Мб

Вопросы  к беседе:

1.В каком году был поставлен этот памятник?

2. Почему он был поставлен в Новгороде?

3.Какие мысли и чувства, на ваш взгляд, он мог вызывать?

Ответы ребят.​​​​​​​

4. Заполните соответствущую главу в карточке № 1 "Моё отношение в шедеврам".


  1. Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей

Вернисаж, просмотр сообщений о картинах, просмотр видео «История одного шедевра», заполнение карточки № 1 «Мо отношение к шедеврам» 

b1594874545.jpg

k1594874567.jpg

v1594884651.jpg

a1594884707.jpg

n1594874598.jpg

По описанию картины надо угадать, о какой картине идёт речь и показать её на стенде.

- «К этой картине сам художник написал стихотворение:

Начинается, начинается рассказ

О том, как люди на свете живут.

Как иные за чужой счёт жуют,

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся»

(«Сватовство майора»)

- «Гибель людей, их смятение и ужас перед надвигающимся крушением города переданы художником в интересной и сложной многофигурной композиции»

(«Последний день Помпеи»)

- «Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей.  Людей нужно просвещать. Вот тот путь, который обеспечит духовный переворот в жизни людей, укажет  народу путь к лучшему будущему.»

(«Явление Христа народу»)

Особо хочется сказать о передвижниках. Это творческое объединение художников второй половины XIX века.  Они назывались так потому, что устраивали передвижные художественные выставки в различных городах России.

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы - религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок»

(«Апофеоз войны»)

- «Одна из самых драматичных, печальных и эмоциональных картин русской живописи»

(«Тройка»)


Просмотр видео "История одного шедевра. Тройка"



Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


Ученическое сообщение о картине (вариант)

Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Родовитый дворянин по происхождению, морской офицер по образованию, в 17 лет он нищим, вопреки желанию отца, который отказал ему в средствах, поступил в Академию художеств и в 25 лет стал художником! Вся его жизнь, как и все его творчество, были связаны с войной.

   Война – это смерть и страдания простого народа, а не парады победителей, как было принято в то время изображать все войны. Он первый из русских художников – баталистов понял войну, как трагедию простого человека, и как только он это понял, он начинает бороться против захватнической войны.

   «Идея мира – посредством красок!» - это главная цель творчества Верещагина.

    В 1871 году в Туркестане он пишет целую серию картин о войне под названием «Варвары». Заключительным полотном этой серии и стала всемирно известная картина «Апофеоз войны». На раме напишет посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим настоящим и будущим».

   В мертвой степи высится огромная пирамида из человеческих черепов. Такие пирамиды складывали для устрашения врага по приказу Тамерлана (это среднеазиатский хан, завоеватель XIV века). Сооружались такие пирамиды и в более позднее время. 

Апофеоз – это торжественное завершение. Что же, по мнению Верещагина, завершает войну? На войне торжествует смерть, потому что война для художника – это  горе и разрушение. Картина носит символический характер, даже детали: мертвые деревья, полуразрушенный город, высохшая трава и желтый колорит – все это части одного сюжета, который символизирует умирание.

  Многие из его современников считали, что он преувеличивает ужасы войны, но то, что он видел на войне наяву, было страшнее  его картин.

  Но жизнь художника не была легкой, потому что его ненавидели сильные мира. Александр I считал Верещагина своим личным врагом, прусский посол в России советовал ему уничтожить все картины художника, командующие зарубежных армий запрещали своим солдатам посещать выставки его картин, ему угрожали смертью.

  Политикам не нравилась идея творчества, идея против захватнической войны. Такую войну Верещагин ненавидел,   Всю жизнь сражался с войною Василий Васильевич Верещагин, и война, в конце концов, умертвила его: он погиб 13 апреля 1904 года на затонувшем от взрыва броненосце «Петропавловск», до последней минуты не выпуская из рук походного альбома и карандаша.

 К сожалению, до сих пор мир не избавился от войн. Достаточно вспомнить войну в Ираке, войну в Чечне. А страшнейшие мировые войны XX века?! Картина «Апофеоз войны» - это призыв к прекращению войн! В этом огромная заслуга В. В. Верещагина перед человечеством.

Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»

 

Просмотр видео «История одного шедевра. Сватовство майора»



Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


Ученическое сообщение о картине (вариант)

Карл Павлович Брюллов  «Последний  день Помпеи»

Время создания - 1827-1833 гг.

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов родился в 1799 году, в год рождения Александра Пушкина. Десятилетним мальчиком Карла приняли в Петербургскую Академию художеств. Он блестяще окончил её. Вскоре молодой художник уехал для усовершенствования своего мастерства в Италию – страну великой культуры.

По возвращении в Россию Карл Брюллов привёз с собой картину «Последний день Помпеи». Огромное полотно изображало страшную катастрофу в 79 году до н. э., когда извержение  вулкана Везувий в окрестностях  Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители были заживо похоронены.

И хотя сюжет картины был не русский, идея и вдохновение были порождены Петербургом: в то время из России пришла весть о гибели декабристов, и это убедило Брюллова в существовании дикой и неразумной силы, губящей все прекрасное и благородное. Такой силой, по его мнению, в России было самодержавие.

  Евгений Баратынский посвятил К.Брюллову такие строки:

      «Принес он мирные трофеи

        С собой в отеческую сень

        И был «Последний день Помпеи»

        Для русской кисти первый день!»

В чём же было новаторство Карла Брюллова?

До Брюллова в русской исторической живописи главным действующим лицом был герой, совершающий свой поступок в присутствии многих персонажей. В этой картине главный герой – это народ, охваченный единым порывом. Посмотрим, что же изображено на картине Карла Брюллова.

Пылающий в отдалении Везувий, гибнущий город и люди, которые ищут спасения. Изображена чрезвычайная ситуация. Как же ведут себя люди в этой ситуации? В центре изображена фигура погибшей молодой женщины. А вот это знатное семейство удаляется на колеснице, надеясь спастись поспешным бегством. Но, увы, поздно, смерть настигла их в самом начале пути. А вот мужественный воин и его брат спешат спасти своего престарелого отца. Женщины спасают детей, закрывая их своим телом. Они с тоской смотрят на зловещее небо и понимают своё бессилие перед стихией.

Эта картина – целая трагедия людского ужаса и страданий.

Чему же учит нас – жителей XXI века – картина, написанная в XIX веке.

Наверное, тому, что очень важно в любых ситуациях, оставаться человеком: помогать слабым, нуждающимся в защите людям.

Ведь в такой ситуации может оказаться каждый из нас. Тем более, что мы живём на Камчатке, в опасной зоне. И у нас извергаются вулканы, существует опасность землетрясений и цунами. Совсем недавно было сильное землетрясение в Корякии и никто не может точно сказать, когда, какое и где будет следующее.

  Так что вполне справедливо современники назвали  художника «Великим, божественным Карлом», а его картину  «Последний день Помпеи» официально признали одной из лучших работ столетия.

Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


Просмотр видео «История одного шедевра. Явление Христа народу»



Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


Ученическое сообщение о картине (вариант)

Карл Павлович Брюллов  «Последний  день Помпеи»

Время создания - 1827-1833 гг.

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Карл Брюллов родился в 1799 году, в год рождения Александра Пушкина. Десятилетним мальчиком Карла приняли в Петербургскую Академию художеств. Он блестяще окончил её. Вскоре молодой художник уехал для усовершенствования своего мастерства в Италию – страну великой культуры.

По возвращении в Россию Карл Брюллов привёз с собой картину «Последний день Помпеи». Огромное полотно изображало страшную катастрофу в 79 году до н. э., когда извержение  вулкана Везувий в окрестностях  Неаполя погребло под потоками лавы и пепла города Помпеи и Геркуланум, а их жители были заживо похоронены.

И хотя сюжет картины был не русский, идея и вдохновение были порождены Петербургом: в то время из России пришла весть о гибели декабристов, и это убедило Брюллова в существовании дикой и неразумной силы, губящей все прекрасное и благородное. Такой силой, по его мнению, в России было самодержавие.

  Евгений Баратынский посвятил К.Брюллову такие строки:

      «Принес он мирные трофеи

        С собой в отеческую сень

        И был «Последний день Помпеи»

        Для русской кисти первый день!»

В чём же было новаторство Карла Брюллова?

До Брюллова в русской исторической живописи главным действующим лицом был герой, совершающий свой поступок в присутствии многих персонажей. В этой картине главный герой – это народ, охваченный единым порывом. Посмотрим, что же изображено на картине Карла Брюллова.

Пылающий в отдалении Везувий, гибнущий город и люди, которые ищут спасения. Изображена чрезвычайная ситуация. Как же ведут себя люди в этой ситуации? В центре изображена фигура погибшей молодой женщины. А вот это знатное семейство удаляется на колеснице, надеясь спастись поспешным бегством. Но, увы, поздно, смерть настигла их в самом начале пути. А вот мужественный воин и его брат спешат спасти своего престарелого отца. Женщины спасают детей, закрывая их своим телом. Они с тоской смотрят на зловещее небо и понимают своё бессилие перед стихией.

Эта картина – целая трагедия людского ужаса и страданий.

Чему же учит нас – жителей XXI века – картина, написанная в XIX веке.

Наверное, тому, что очень важно в любых ситуациях, оставаться человеком: помогать слабым, нуждающимся в защите людям.

Ведь в такой ситуации может оказаться каждый из нас. Тем более, что мы живём на Камчатке, в опасной зоне. И у нас извергаются вулканы, существует опасность землетрясений и цунами. Совсем недавно было сильное землетрясение в Корякии и никто не может точно сказать, когда, какое и где будет следующее.

  Так что вполне справедливо современники назвали  художника «Великим, божественным Карлом», а его картину  «Последний день Помпеи» официально признали одной из лучших работ столетия.

Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»

​​​​​​​

       5. Романс "На заре ты её не буди ..."

Романс - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания. Один из них вы сейчас услышите. Но что бы он вам был понятнее, послушайте историю его создания. И я думаю, без слёз вы его слушать не сможете.

Рассказ об истории создания романса, просмотр видеофрагмента «На заре ты её не буди…», работа с карточкой№ 1 "Моё отношение к шедеврам"

Ученическое сообщение (вариант)

Слова – А. А. Фета

Музыка – А. Е. Варламова

Романс был написан в 1842 году, и навеян он был трагической судьбой маленькой дочери своих друзей. Девочка умирала от сердечной недостаточности. Фет написал его после того, как провел ночь в доме своих друзей¸

Бедная девочка мучилась всю ночь от болей, долго не могла уснуть, сидела у окна и любовалась природой. Но ей становилось всё хуже и хуже. Только утром она смогла заснуть. Значит ей стало легче, и автор просит её не будить. Если верить воспоминаниям близких друзей Фета, то героиня его стихотворения как раз и умерла во сне после бессонной ночи, проведенной у окна.

Просмотр видео «На заре ты её не буди»



Заполните соответствующую графу в карточке № 1 «Моё отношение к шедеврам»


4 ЭТАП - Анализ заполнения таблицы "Моё отношение к шедеврам"

Беседа:

Вопросы и задания:

1.Вствньте те, у кого преобладают положительные эмоции.

2.Встаньте те, у кого преобладают отрицательные эмоции.

3. Встаньте те, у кого преобладают нейтральные эмоции

Вывод - у подавляющего большинства преобладают положительные эмоции.

4.«Что же "золотого" в этих произведениях?"

Ответы ребят


5 ЭТАП – Заключение

Таким образом, точно так же, как  золото выделяется своей ценностью среди всех металлов, культура XIX века дала очень много шедевров, которые по своей ценности составили золотой фонд не только нашей, но и мировой культуры. Шедевры, которые мы рассмотрели, показали те идеалы, к которым стремились люди того времени. Вдумайтесь в слова человека того времени: «Эти годы можно назвать эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов … Эти годы показали невиданное до тех пор стремление общества к нравственному и умственному обновлению» … В эти годы точно каким-то чудом создался внезапно совсем новый человек …».  Е. Н. Водовозова (педагог 2-ой половины XIX века).

Но мы только начали знакомство с этой великой культурой. Нам ещё предстоит познакомиться со многими произведениями той поры. 

Дома – сформулировать свои «Мысли о шедеврах», можно выбрать другие произведения культуры XIX века, которые, на ваш взгляд, также можно причислить к золоту.


Желающим можно предложить пройти онлайн-тест "Российская культура XIX века" и получить дополнительную оценку. Оценка показывается программой.                  

                  

Приложение 1: Таблица "Моё отношение к шедеврам"

Автор

Название произведения

Местонахождение

Эмоции

(подчеркнуть нужное)

1


Дворцовая площадь

Санкт-Петербург

Положительные

Отрицательные

нейтральные

2

М. И. Глинка

«Иван Сусанин» (опера)


Положительные

Отрицательные

нейтральные

3


Красная площадь

Москва

Положительные

Отрицательные

нейтральные

4

П. И. Чайковский

 «Лебединое озеро»


Положительные

Отрицательные

нейтральные

5

М. О. Микешин

«Тысячелетие России»

Новгород

Положительные

Отрицательные

нейтральные

6

К. П. Брюллов

«Последний день Помпеи»

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

Положительные

Отрицательные

нейтральные

7

В. В. Верещагин

«Апофеоз войны»

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Положительные

Отрицательные

нейтральные

8

А. А. Иванов

«Явление Христа народу»

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Положительные

Отрицательные

нейтральные

9

В. Г. Перов

«Тройка»

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Положительные

Отрицательные

нейтральные

10

П. А. Федотов

«Сватовство майора»

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Положительные

Отрицательные

нейтральные

11

А. Е. Варламов

А. И. Фет

«На заре ты её не буди...»


Положительные

Отрицательные

нейтральные


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 "МЫСЛИ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ О ШЕДЕВРАХ XIX ВЕКА"

  1. «Я думаю, что «Последний день Помпеи» - одна из лучших картин «золотого» века. В этой картине заключено всё добро и зло мира. Там показано, что даже в критических ситуациях можно и даже нужно любить друг друга. У меня в душе всё перевернулось, когда я увидела эту картину».

 Полонская Надежда


  1. «Я думаю, что картина «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова является «золотом» российской культуры, потому что эта картина затронула сердца многих учеников нашего класса и не вызвала никаких отрицательных эмоций»

Барабакина Анна


  1. «Мне понравилась картина К.П.Брюллова «Последний день Помпеи». Затронула она меня ужасом: как люди страдали и умирали  страшной смертью. Эта картина учит быть человеком, чтобы в трудную минуту не бросать своих друзей. И я считаю её «золотой»

Игонина Екатерина


  1. «Я думаю, что картина «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова – одна из лучших картин «золотого века». Ключевую роль в этой картине играет вулкан Везувий. Из-за его извержения (а также из-за извержения других вулканов) погибли люди. На картине изображена трагедия людей. Люди беспомощны перед явлениями природы».

Мингалёва Лидия


  1. «Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро» я считаю золотом российской культуры XIX века, потому что он рассказывает о сильной и верной любви, которая побеждает злые чары. Он повествует так же о том, как мне кажется, что под маской добра может скрываться зло, которое нужно увидеть»

Павлова Анастасия


  1. «Мне нравится создание К.И.Росси – Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, потому что там есть памятники об Отечественной войне 1812 года, чтобы люди не забыли о наших людях, павших во время этой войны»

Лаптев Дмитрий


  1. «Тысячелетие России»… Он строился под руководством М.О.Микешина. Для меня этот памятник очень важен, так как этот памятник представляет всю державу. На нём можно увидеть почти всех героев России, её правителей, знаменитых людей. Этот памятник фашисты хотели даже отправить в Германию во время Великой Отечественной войны, но советские люди прогнали фашистов и отстояли памятник.»

Кобышев Виктор


  1. «Мне очень дорога картина В.М.Васнецова «Богатыри». Каждый ребёнок знает и любит эту картину с детства. Эти три богатыря защищают Родину».

Головня Елена


  1. «В.М.Васнецов «Богатыри»…  Этот шедевр является «золотом» российской культуры XIX века, потому что это память о русских богатырях, защищавших родную землю от врагов».

Евдокимов Евгений


  1. «Картину В.М.Васнецова «Богатыри» я называю «золотом» российской живописи, потому что богатыри – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – стоят на страже нашей Родины. И вообще, картина – своеобразный памятник Отечеству. На ней изображена природа России».

Сорокоумова Ксения,


  1.  «Мне очень понравился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Его высота – 101, 5 м. На самом верху находятся красивые окна. Он украшен рельефами. Его автор – О. де Монферран. Это, по-моему, прекрасный архитектор. Такие памятники не повторяются. Я ничего подобного ещё не видела».

Мальцева Анастасия


  1. «Золотом» российской культуры XIX века является, по моему мнению, картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»: во-первых, это красивая картина, во-вторых, это память о том, какая жизнь была раньше».

Слободенюк Надежда


  1. «Романс Ф.Тютчева «Я встретил вас» - «золотое» произведение российской культуры. Он раскрывает удивительную историю знаменитых людей. Фёдор Тютчев, будучи молодым, встретил очень красивую девушку, полюбил её. Но женился на другой. И она вышла замуж за другого. Но всю оставшуюся жизнь Тютчев думал о своей любимой, с которой расстался. И вот в последний день  жизни  Фёдор её увидел. Когда после долгого общения его женщина собралась уходить, он взял ручку и бумагу и написал стихотворение. После оно стало романсом».

Лиханова Ирина


ИСТОЧНИКИ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гольдштейн А. Ф. «Зодчество (книга для учащихся старших классов)» - М. «Просвещение», 1979 г.
  2. Зезина М.Е. Кошман Л В. Шульгин В.С. «Культура России  9 – 20 в.в.» - М. «Простор», 1996 г.
  3. «История ремёсел (Детская энциклопедия, Я познаю мир)» - М. «Аст», 2000 г.
  4. «История русского советского искусства» (под редакцией Д.В.Сарабьянова) – М. «Высшая школа», 1979 г.
  5. Карамзин Н. М. «История государства Российского» - любое издание
  6. «Сокровища России» (Энциклопедия) - М. «Росмэн», 2001 г.
  7. «Стихи о музыке» (составители – А. Бирюкова, В. Татаринов) – М. «Советский композитор», 1988 г.
  8. «Сто великих картин» - М. «Вече», 2002 г.
  9. «Сто великих композиторов» - М. «Вече», 2002 г.
  10. Штильмарк Р «Образы России» - М. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967 г.

ИНТЕРНЕТ

ИНТЕРНЕТ

  1. Архитектура (схематическое изображение) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.depositphotos.com%2Fvector-images%2F%25D1%2585%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC-%25D0%25B0%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%258B.html&psig=AOvVaw2zTN7b1XMZx1GV1BcNehNE&ust=1595134667063000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCPCLvf-B1uoCFQAAAAAdAAAAABAK
  2. Балерина (картинка) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fbumper-stickers.ru%2Fprofessii%2F9108-balerina.html&psig=AOvVaw3jdCYN5x0pjU1ssAdQyNz8&ust=1595134693018000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCJiyr6CD1uoCFQAAAAAdAAAAABAI
  3. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге (видео) - https://www.youtube.com/watch?v=cj4nmawTqWs
  4. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге (план) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.liveinternet.ru%2Fusers%2Frimma64%2Fpost216608483%2F&psig=AOvVaw2_zH6Y-yMH0CGpegkTrVtL&ust=1595133856788000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCKDenez-1eoCFQAAAAAdAAAAABBN
  5. Глинка Михаил Иванович. Биография - https://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=679
  6. Глинка М. И. Эпилог оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (видео) - https://www.youtube.com/watch?v=TdvXcrSFwZQ
  7. Живопись (эмблема) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.depositphotos.com%2Fvector-images%2F%25D0%25BF%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0-%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BF.html&psig=AOvVaw1jLo_k96qfEAdQQnghNVtK&ust=1595134681598000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCPD0vvCC1uoCFQAAAAAdAAAAABAD
  8. История одного шедевра. Явление Христа народу - https://www.youtube.com/watch?v=xFTqDa8mZEI
  9. История одного шедевра. Сватовство майора - https://www.youtube.com/watch?v=0LWAwbXCClE
  10. История одного шедевра. «Тройка» - https://www.youtube.com/watch?v=sbObhUTWIiw
  11. История романса «На заре ты её не буди …» - https://lera-komor.livejournal.com/689184.html
  12. Красная площадь в Москве (план) https://www.google.com/url?sa=i&url=http%3A%2F%2Fwww.retromap.ru%2Fshow_pid.php%3Fpid%3Dg879&psig=AOvVaw3hk0MWoWgk0f14L-quA-y3&ust=1595128996603000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCNDhud_s1eoCFQAAAAAdAAAAABAJ
  13. Маски (схематическое изображение) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fsocialniy-proekt-shkolniy-teatr-1595415.html&psig=AOvVaw3_hh0AX8w6_96Up6_ZPYjM&ust=1595134672752000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCIDKou6B1uoCFQAAAAAdAAAAABAL
  14. «На заре ты её не буди …» (видео) - https://www.youtube.com/watch?v=8SWDfiEsArE
  15.  Певец (схематическое изображение) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.pngwing.com%2Fru%2Ffree-png-noizl&psig=AOvVaw1OjoEVbAoBqTMAF_w0EaBz&ust=1595134473686000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCIjLmZSB1uoCFQAAAAAdAAAAABAD
  16. Путеводители. Россия. Санкт-Петербург. Дворцовая площадь - https://www.s7.ru/ru/travelguides/russia/saint-petersburg/places/dvortsovaya-ploshchad/
  17. Скульптура  (схематическое изображение) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.pngwing.com%2Fen%2Ffree-png-yardo&psig=AOvVaw1mXQb-VG_LtwxMXM03mXMV&ust=1595135764050000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCPCcw_2F1uoCFQAAAAAdAAAAABAF

  18. Танец маленьких лебедей  (аудио) - https://muzofond.fm/collections/top/%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9
  19. Тысячелетие России - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8B%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  20. Хор (схематическое изображение) - https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.dreamstime.com%2Fchoir-group-director-singing-picture-conductor-image171703390&psig=AOvVaw319lUO8E_qq5pmOHmOBo75&ust=1595135366249000&source=images&cd=vfe&ved=0CAIQjRxqFwoTCJjLoLuE1uoCFQAAAAAdAAAAABAe
  21. Чайковский Пётр. Биография - https://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=704


Файл "Конспект уроков по теме "Шедевры российской культуры XIX века"​​​​​​​
Шедевры российской культуры XIX века
DOC / 1.11 Мб


Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ирина Владимировна Казарцева, 16.07.20 в 12:49 3Ответить Пожаловаться
Очень богатый материал!
Садварий Жанна Владиславовна, 16.07.20 в 13:36 1Ответить Пожаловаться
Хороший урок, но удивило время, на которое он рассчитан- 1,5 часа.
Воропаева Лилия Алексеевна, 18.07.20 в 09:41 1Ответить Пожаловаться
Смотрю на время, Жанна Владиславовна, в случае необходимости где-то сокращаю, особенно видео, сама заканчиваю несколькими предложениями. В целом всё получается. Сообщения всегда заслушиваю полностью, но они и отрабатываются предварительно. Я уже не раз проводила уроки такого типа. Вместе с коллегами тоже. Его хорошо варьировать.
Легоцкая Вера Сергеевна, 18.07.20 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Большая и серьезная работа проведена Вами, Лилия Алексеевна, спасибо Вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.