Игровое логопедическое пособие «Звуковая карусель»
Бояркина Елена Александровна, учитель-логопед
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Игровое логопедическое пособие «Звуковая карусель»
Краткая аннотация
В статье представлено многофункциональное игровое пособие «Звуковая карусель». Данное логопедическое пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Предложенные игры способствуют развитию фонематических процессов.
Пособие рекомендовано к использованию логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности, общеобразовательных групп детских садов.
Пояснительная записка
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Известно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при систематической работе по развитию фонематических процессов дети начинают воспринимать и различать окончания слов, выделять предлоги в предложении, приставки, общие суффиксы, и т.д. То есть нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, влечет за собой появление трудностей в дальнейшем обучении в школе.
Многолетняя практика логопедической работы с детьми с нарушениями речи, неопровержимо доказывает, что развитые фонематические процессы – это один из важнейших факторов успешного становления речевой системы в целом.
Работая в группе компенсирующей направленности, мы с коллегами пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных средств обучения являются дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет: во-первых, проводить коррекцию речи без принуждения, весело и радостно. Ведь о том, что игра — это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет.
Во-вторых, игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку.
В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разного уровня сложности с учетом речевого недоразвития.
Важным является то, что дидактическая игра решает не только основные коррекционные задачи, но и помогает в становлении личностных качеств (активности, самостоятельности, мотивационном интересе). Также дидактическая игра позволяет выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Известно, что знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенку самостоятельно оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. А так же к игре можно неоднократно вернуться, добиваясь желаемого результата.
Считаем, что формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся трудностей в развитии речи.
Предлагаем вашему вниманию логопедическое игровое пособие «Звуковая карусель» по развитию фонематических процессов, которое мы изготовили своими руками и используем при организации непосредственной образовательной деятельности детей в различных областях.
Оборудование: металлическая стойка (разборная, изготовлена на токарном станке из нержавеющей стали); изображения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные звуки на белых пластмассовых основаниях; предметные картинки, название которых начинается на парные (твердые и мягкие) согласные звуки:
[Б] – балкон, башня, бочка; [Б’] – белка, бегемот, бинокль; [В] – ваза, воробей, василек; [В’] – вилка, велосипед, веник; [Г] – голубь, грач, глобус; [Г’] – герань, гиря, гитара; герань; [Д] – дом, доски, дорога; [Д’] – деньги, десять, дерево; [ З ] – замок, заяц, зонт; [З’] – зебра, зефир, земля; [К] – кактус, коляска, коза; [К’] – кеды, кенгуру, кепка; [Л] – лапти, лыжи, лопата; [Л’] – лес, люстра, лев; [М] – магнит, моряк, матрешка; [М’] – медведь, мельница, мяч; [Н] – ноги, нос, носорог; [Н’] – нитки, небо, незабудка; [П] – плащ, пальцы, почка; [П’] – перчатки, печь, пицца; [Р] – рысь, рот, рак; [Р’] – репа, редька, редис; [С] – сумка, собака, самолет; [С’] – сирень, синица, сито; [Т] – таз, тапочки, туча; [Т’] – телефон, телега, тигр; [Ф] – фартук, фонарь, фасоль; [Ф’] – фикус, фиалка, фея; [Х] – хомяк, хорек, халат [Х’] – хек, хирург, хоккеист.Методические рекомендации
Игра «Первый звук в слове»
Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- формировать навыки элементарного звукового анализа и синтеза;
- закрепить умение выделять и произносить первый звук в слове, опираясь на громкое проговаривание;
- активизировать словарный запас;
- развивать фонематический слух,
- развивать мелкую моторику.
Описание игры. Стойка-карусель стоит на столе. Играющие стоят вокруг. Игру начинает педагог стихотворными словами:
Еле - еле, еле - еле, Закружились карусели... Любят взрослые и дети, Игры все простые эти. А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом... Тише, тише, не спешите – Карусель остановите!!! Карусель у меня не простая, Карусель эта звуковая.
- отрабатывать чтение открытых и закрытых слогов.
Оборудование: металлическая стойка, карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков, гласные буквы на красных пластмассовых основаниях, которые могут нанизываться на стержень металлической стойки;
Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки на белых пластмассовых основаниях.
Описание игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:
Гласному легко живется:
Голосок свободно льётся.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных шесть, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Вариант 1. Педагог читает стихи и показывает соответствующие карточки со схемами артикуляции. А – открыт рот широко, Гласный звук пропеть легко. У – мы гласный не забыли, Губы в трубочку сложили. О – овалом ротик сделай, Гласный звук поём мы смело. И – скорее улыбнись, Звук, как ниточка тянись. Ы – ты гласный звук пропой, Улыбнись и рот открой. Э – пошире рот открой, Улыбнись и звук пропой. Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, и просит произнести детей звуки в соответствии со схемой артикуляции. Вариант 2. После первого варианта игра может продолжиться. Педагог держит веером карточки обратной стороной с символами гласных, дети выбирают. Далее педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку. Вариант 3. После второго варианта игра может продолжиться. Педагог предлагает выбрать гласную букву в соответствие со своим символом, если выбор правильный, ребенок нанизывает гласную букву на красных пластмассовых основаниях на стержень металлической стойки.
Список литературы
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М.,2007.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей.// М: Изд-во «Сайма», 2003.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. //Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие //- М.: Мозаика-Синтез, 2000.
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //М.: Просвещение, 2003.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //М.: “Просвещение”, 2008.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М., 2002.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» Москва, Мозаика-Синтез, 2016.
9. Нищева Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2020.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.// - М., 2009.
Тихомирова Екатерина Витальевна