Игровое логопедическое пособие «Звуковая карусель»
Бояркина Елена Александровна, учитель-логопед
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Игровое логопедическое пособие «Звуковая карусель»
Краткая аннотация
В статье представлено многофункциональное игровое пособие «Звуковая карусель». Данное логопедическое пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Предложенные игры способствуют развитию фонематических процессов.
Пособие рекомендовано к использованию логопедам, воспитателям групп компенсирующей направленности, общеобразовательных групп детских садов.
Пояснительная записка
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Известно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при систематической работе по развитию фонематических процессов дети начинают воспринимать и различать окончания слов, выделять предлоги в предложении, приставки, общие суффиксы, и т.д. То есть нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, влечет за собой появление трудностей в дальнейшем обучении в школе.
Многолетняя практика логопедической работы с детьми с нарушениями речи, неопровержимо доказывает, что развитые фонематические процессы – это один из важнейших факторов успешного становления речевой системы в целом.
Работая в группе компенсирующей направленности, мы с коллегами пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных средств обучения являются дидактическая игра. Дидактическая игра позволяет: во-первых, проводить коррекцию речи без принуждения, весело и радостно. Ведь о том, что игра — это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет.
Во-вторых, игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку.
В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разного уровня сложности с учетом речевого недоразвития.
Важным является то, что дидактическая игра решает не только основные коррекционные задачи, но и помогает в становлении личностных качеств (активности, самостоятельности, мотивационном интересе). Также дидактическая игра позволяет выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Известно, что знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенку самостоятельно оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. А так же к игре можно неоднократно вернуться, добиваясь желаемого результата.
Считаем, что формирование фонематических процессов у детей с нарушением речи будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся трудностей в развитии речи.
Предлагаем вашему вниманию логопедическое игровое пособие «Звуковая карусель» по развитию фонематических процессов, которое мы изготовили своими руками и используем при организации непосредственной образовательной деятельности детей в различных областях.
Оборудование: металлическая стойка (разборная, изготовлена на токарном станке из нержавеющей стали); изображения букв, обозначающих твердые и мягкие согласные звуки на белых пластмассовых основаниях; предметные картинки, название которых начинается на парные (твердые и мягкие) согласные звуки:
[Б] – балкон, башня, бочка; [Б’] – белка, бегемот, бинокль; [В] – ваза, воробей, василек; [В’] – вилка, велосипед, веник; [Г] – голубь, грач, глобус; [Г’] – герань, гиря, гитара; герань; [Д] – дом, доски, дорога; [Д’] – деньги, десять, дерево; [ З ] – замок, заяц, зонт; [З’] – зебра, зефир, земля; [К] – кактус, коляска, коза; [К’] – кеды, кенгуру, кепка; [Л] – лапти, лыжи, лопата; [Л’] – лес, люстра, лев; [М] – магнит, моряк, матрешка; [М’] – медведь, мельница, мяч; [Н] – ноги, нос, носорог; [Н’] – нитки, небо, незабудка; [П] – плащ, пальцы, почка; [П’] – перчатки, печь, пицца; [Р] – рысь, рот, рак; [Р’] – репа, редька, редис; [С] – сумка, собака, самолет; [С’] – сирень, синица, сито; [Т] – таз, тапочки, туча; [Т’] – телефон, телега, тигр; [Ф] – фартук, фонарь, фасоль; [Ф’] – фикус, фиалка, фея; [Х] – хомяк, хорек, халат [Х’] – хек, хирург, хоккеист.Методические рекомендации
Игра «Первый звук в слове»
Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- формировать навыки элементарного звукового анализа и синтеза;
- закрепить умение выделять и произносить первый звук в слове, опираясь на громкое проговаривание;
- активизировать словарный запас;
- развивать фонематический слух,
- развивать мелкую моторику.
Описание игры. Стойка-карусель стоит на столе. Играющие стоят вокруг. Игру начинает педагог стихотворными словами:
Еле - еле, еле - еле, Закружились карусели... Любят взрослые и дети, Игры все простые эти. А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом... Тише, тише, не спешите – Карусель остановите!!! Карусель у меня не простая, Карусель эта звуковая. Вариант 1. Взрослый раскладывает на столе вокруг стойки предметные картинки, название которых начинается на парные (твердые и мягкие) согласные звуки по количеству играющих и дает инструкцию: «Раз – картинку переверни. Два – картинку назови, и первый звук правильно произнеси. (Например, магнит - [М ], медведь - [М’]; матрешка - [М ], мяч - [М’]; моряк - [М ], мельница - [М’]) Три – каким цветом свой звук обозначишь, покажи и наконечник закрути.» Выигрывает тот, кто первый выполнил правильно задание. Аналогично игра продолжается с другими картинками. Вариант 2. После первого варианта игра может продолжиться. Взрослый указательным жестом, на каждое слово считалки выбирает ведущего: «Раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть… Ты круглые карточки по очереди бери и всем покажи. И нужную букву вверх положи.» Взрослый договаривается с детьми, что они опускают руки вниз, если увидят неподходящую букву. Если буква подходит, дети поднимают руки вверх. А ведущий-ребенок кладет карточку с буквой на верхний диск стойки. ( В этом примере буква «М»). Аналогично игра продолжается с другими картинками и буквами. Вариант 3. Педагог кладет на верхний диск стойки букву из ряда: М, П, К, Х, Т, С ,З, Б, В, Ф, Л, Р. В зависимости от знаний детей, педагог может попросить произнести звуки, которые обозначает буква. Затем предлагает детям выбрать одну картинку на звуки, которые обозначает эта буква. Дети по очереди показывают другим свою картинку и объясняют свой выбор. Если выбор правильный, то нанизывает на стержень стойки. Например: «Я выбрал картинку «собака», потому что первый звук в слове [С].» «Я выбрал картинку «сирень», потому что первый звук в слове [С’].» Выигрывает тот, у кого на стержне стойки больше предметных картинок. Игра «Гласные звуки, символы, чтение слогов» Задачи: - закрепить понятие «гласный звук» и артикуляцию гласных звуков;- отрабатывать чтение открытых и закрытых слогов.
Оборудование: металлическая стойка, карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков, гласные буквы на красных пластмассовых основаниях, которые могут нанизываться на стержень металлической стойки;
Буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки на белых пластмассовых основаниях.
Описание игры. Педагог рассказывает детям стихи про гласные звуки:
Гласному легко живется:
Голосок свободно льётся.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных шесть, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Вариант 1. Педагог читает стихи и показывает соответствующие карточки со схемами артикуляции. А – открыт рот широко, Гласный звук пропеть легко. У – мы гласный не забыли, Губы в трубочку сложили. О – овалом ротик сделай, Гласный звук поём мы смело. И – скорее улыбнись, Звук, как ниточка тянись. Ы – ты гласный звук пропой, Улыбнись и рот открой. Э – пошире рот открой, Улыбнись и звук пропой. Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, и просит произнести детей звуки в соответствии со схемой артикуляции. Вариант 2. После первого варианта игра может продолжиться. Педагог держит веером карточки обратной стороной с символами гласных, дети выбирают. Далее педагог произносит гласный звук, дети слушают и показывают соответствующую карточку. Вариант 3. После второго варианта игра может продолжиться. Педагог предлагает выбрать гласную букву в соответствие со своим символом, если выбор правильный, ребенок нанизывает гласную букву на красных пластмассовых основаниях на стержень металлической стойки. Вариант 4. После третьего варианта игра может продолжиться. Педагог кладет букву, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки на белых пластмассовых основаниях на верхний диск стойки, дети по очереди продвигают гласную по металлическому стержню и читают открытый слог. Затем двигают гласную назад и читают закрытый слог. Аналогично игра продолжается с другими буквами.
Список литературы
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М.,2007.
2. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей.// М: Изд-во «Сайма», 2003.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. //Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие //- М.: Мозаика-Синтез, 2000.
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //М.: Просвещение, 2003.
6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //М.: “Просвещение”, 2008.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М., 2002.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя» Москва, Мозаика-Синтез, 2016.
9. Нищева Н.В. «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Санкт-Петербург, ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2020.
10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.// - М., 2009.
Тихомирова Екатерина Витальевна