Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Веселый пластилин» для детей 3-5 лет
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ "ДС №15г. Благовещенска"
____________Л.М.Семёнова
«_______»____________2017 год
Рабочая программа кружковой работы по пластилинографии «Веселый пластилин»
Для детей 3-х - 5-ти лет
Составила: воспитатель первой категории
Блиноваа Татьяна Юрьевна
Принято на заседании педсовета
Протокол от « » ________ 2017 года №
1. Пояснительная записка...................................................................1
2. Условия реализации программы....................................................2
3. Основные приемы работы с пластилином ………………… 5
4. Проверка результатов освоения программы................................................................
5. Приложения ....................................................7
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Пояснительная записка
Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.
В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.
Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.
Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук. Исходя из этого мною была разработана программа для детей 3-5 лет по работе с пластилином. Пластилинография – рисование пластилином.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка “Веселый пластилин” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- освоить основные приемы применения пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный) создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонтальной поверхности;
- освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;
- формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- формировать художественно-эстетический вкус детей;
Данная рабочая программа является вспомогательной
по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников
Содержание рассчитано на детей 3-х – 5-ти лет.
Данная работа организуется в младшей, средней, группах с сентября по май каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «художественное творчество».
Кружок проводится 2 раза в неделю, 8-9 раз в месяц, длительность занятий:
группа детей от 3-5лет
15– 20 мин.
Принципы построения данной программы являются:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Актуальность данной программы заключается в следующем:
Лепка влияет на сенсорное развитие детей, развивает точность движения рук, глазомер, формирует творческие способности. Ученые пришли к выводу, что развитие речи детей наиболее тесно связано с кончиками пальцев рук. Развитие мелкой моторики кисти рук способствует активному развитию речи детей. Если мелкая моторика отстает, то и речь ребенка развивается медленнее. Рекомендуется стимулировать развитие речи детей путем тренировки движения пальцев рук. Так как младший и средний дошкольный возраст являются наиболее сензитивными в развитии речи, то развитие мелкой моторики рук посредством пластилина являются наиболее удачными в выборе данной программы.
Работа с пластилином проводиться в несколько этапов:
- Подготовительная часть (организационный момент, подготовка принадлежностей)
- Вводная часть (беседа, создание эмоционалтьного фона, акцентирование внимания).
- Основная часть (метода и приемы обучения, показ, рассматривание готовых работ).
- Заключительная часть ( подведение итогов, просмотр и анализ работ, оценка деятельности детей).
Основные приемы работы с пластилином:
- Раскатывание
- Скатывание
- Сплющивание
- Размазывание
- Оттягивание
- Прищипывание
- Надавливание
- Смешивание цветов
При обучении детей пластилинографии воспитателю не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку работа с пластилином требует много времени, в середине занятия проводят физкультурную паузу . После того, как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным картинам.
Способы проверки результатов освоения программы :
Выполненные детьми работы отдаются детям на руки. Также проходят в виде смотров-выставок , где в процессе просмотра работ, дети вместе с воспитателями и родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Список литературы
- Г.Н Давыдова, Н.С. Голицина , О.А. Скоролупова «Детский дизайн Пластилинография.» Москва, «Скрипторий 2003», 2006
- Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
- Г.Н. Давыдова « Пластилинография Для Малышей» Москва, «Скрипторий 2003», 2006
- Г.Г. Григорьева «Пластилиновая Живопись»
- Н.А. Цирулик, Т.Н. Преснякова «Рисование картин пластилиновыми жгутиками»
№ | Месяц | Тема | Цель | Оборудование |
1 | сентябрь | Воздушные шары | Закрепить умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Воспитывать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней, прикреплять готовую форму на плоскости путём равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер A4; пластилин красного, синего, зелёного цветов; воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации; салфетка для рук; доска для лепки; 2 сентябрь Жёлтые листочки на деревьях Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой»; воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
2 | сентябрь | Желтые листочки на деревьях | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости; учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой»; воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Картон с нарисованными контурами деревьев, размер A4; пластилин красного, жёлтого, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки. |
3 | сентябрь | Созрели яблочки в саду | Развивать эстетическое восприятие природы, воспитывать умение передавать по средствам пластилинографии изображение фруктового дерева. Воспитывать умения отщипывать не большие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. | Плотный картон цветной с контурным рисунком ветки, пластилин красного или жёлтого цвета; яблоки для рассматривания и угощения детей, стека, салфетка для рук. |
4 | сентябрь | Цветы в траве | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова; обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. | Плотный картон зелёного цвета, размер А4; пластилин жёлтого, красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
5 | октябрь | Звездное небо | Воспитывать умения передавать образ звёздного неба по средства пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. | Плотный картон чёрного (темно синего или фиолетового) цвета, размер А4; пластилин жёлтого, белого цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
6 | октябрь | Бусы для Люси | Закрепить умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Совершенствовать умения скатывать из пластилин колбаски, делить ее на равные части при помощи стеки. | Плотный картон с контуром нитки для бус, размер А4; пластилин жёлтого и красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки; разные бусы для образца. |
7 | октябрь | Веселый клоун | Учить детей и родителей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость от своей работы. | Плотный картон зелёного цвета, размер А4; пластилин жёлтого, красного цветов; стека; салфетка для рук; доска для лепки. |
8 | октябрь | Консервируем фрукты | Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. | Силуэт банки из белого картона высотой с альбомный лист, набор пластилина, полоска фольги, простой карандаш, стека, салфетка для рук, набор натуральных фруктов или муляжей, нарезанные кусочки разных фруктов на блюдечке. |
9 | октябрь | Солнышко проснулось, детям улыбнулось | Воспитывать умение передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями предавая ему шарообразную форму. Учить приёму сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук | Картон синего или голубого цвета силуэтами пчелы, птички, зайца, петуха А4; пластилин жёлтого, красного, оранжевого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; персонажи к сказки <> К. Ушинского для фланелеграфа. |
10 | октябрь | Мы делили апельсин | Передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями. | Плотный картон с силуэтом вазы, размер A4; пластилин жёлтого и оранжевого цвета; стержень отработанной шариковой ручки; салфетка для рук; доска для лепки. |
11 | октябрь | змейка | Расширить представления детей о многообразии живых существ и местах их обитания. | Пластилин коричневого и зелёного, красного, жёлтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация змеи, игрушечная змейка, палочка или карандаш. |
12 | Ноябрь | зайчик | Формировать умение украшать объект декоративным узором, используя скатывание, расплющивание. Развивать эстетический вкус, цветовосприятие. | Плотный картон с силуэтом зайчика, серый пластилин, семечки, салфетка для рук, доска для лепки. |
13 | декабрь | черепаха | Закрепить умения и навыки работы с пластилином воспитывать умения изображать предмет, передавая сходства с реальным предметом. Воспитывать бережное отношения к живым существам. | Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин коричневого и зелёного цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; живая черепаха или (игрушка); палочка или карандаш. |
14 | декабрь | Клубочки для котенка | Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. | Плотный картон с силуэтом котёнка, размер А4; пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Кошка с котятами» |
15 | декабрь | Нарядная елочка | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки). | Плотный картон с силуэтом ёлочки, размер А4; пластилин ярких цветов; салфетка для рук; доска для лепки; картина «Ёлка новогодняя» блёстки, горох и т.д. |
16 | декабрь | Пингвины на льдине | Познакомить детей с представителями животного мира - пингвинами. Учить передавать характерное строение птицы. Развивать творческое воображение, цветовосприятие. | салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением пингвина. |
17 | январь | Улитка, улитка, покажи свои рога | Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа . | Плотный картон силуэтом листочка, размер А4; пластилина чёрного и коричневого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением улитки (или улитка-игрушка). |
18 | январь | Самолет летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии | Плотный картон синего цвета с силуэтами облаков, солнца, размер А4; пластилин серого и желтого цветов; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением самолетом или самолет-игрушка |
19 | январь | Вышла курочка хохлатка, с нею жёлтые цыплятки | Учить составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом курицы, размер А4; пластилин желтого и красного цветов; две горошины черного перца; иллюстрация с изображением курицы с цыплятами. |
20 | февраль | Петушок с семьей | Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем облике, повадках. Учить лепить объект из отдельных деталей. Развивать координацию рук, мелкую моторику. | Плотный картон зеленого цвета с силуэтом петушка, размер А4; пластилин желтого и красного цветов; две горошины, изображение петушка. |
21 | февраль | снеговик | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длиной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон синего цвета с силуэтом снеговика А4; пластилин белого, оранжевого, чёрного цвета; салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением снеговика. |
22 | февраль | Тетушка - сова | Расширить представления детей о лесной птице – сове. Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. | Синий фон (картонА4), жёлтый коричневый пластилин, бусинки иллюстрация с изображением совы салфетка для рук; доска для лепки, стека. |
23 | март | Золотая рыбка | учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала, развивать мелкую моторику. | Плотный картон светлого тона, размер А4; пластилин желтого цвета; иллюстрации с изображением рыбки по произведению А.С. Пушкина, украшения для рыбки (пуговицы, арбузные семечки, блески). |
24 | март | Уточка с утятами | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Развивать чувства формы и композиции. | Плотный картон синего цвета с силуэтом плавающей утки, размер А4, пластилин желтого и красного цветов, две горошины черного цвета, утенок игрушка. |
25 | март | кит | Дать детям представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида, окружающую среду с помощью приемов лепки. Развивать воображение, цветовосприятие. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом кита, размер А4, пластилин синего, белого, голубого цвета. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением кита. |
26 | март | Котенька - коток | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Развивать мелкую моторику. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом кота, размер А4, пластилин Оранжевый, жёлтый, коричневый. Салфетка для рук; доска для лепки; стека; иллюстрация с изображением котика. |
27 | март | Мышка норушка | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умения передавать характер формы, используя знакомые способы лепки. | Салфетка для рук, стека, иллюстрация с изображением мышки и яичка по сказке «Курочка ряба. |
28 | апрель | ежик | Расширять познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать. Закрепит навыки работы с пластилином: создание полу объёмного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала. | Плотный картон зелёного цвета (размер А4), Набор пластилина, Половинки зубочисток, Простой карандаш, Стека, Фото или иллюстрации с изображением ежа. |
29 | апрель | Мишка косолапый | Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Развивать цветовосприятие. | Картон, на нём силуэт мишки, пластилин коричневого, черного, оранжевого, красного цветов. |
30 | апрель | Кактус в горшочке | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учит использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе. | Плотный картон желтого цвета, набор пластилина, набор бусинок, бисер любого цвета, и размера, половинки зубочисток, цветок искусственный, простой карандаш, салфетка для рук, иллюстрации с изображением кактусов, живое растение в горшочке. |
31 | май | грибок | научить выполнять поделку в технике пластилинографии, развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику, вызвать желание творить. | лист бумаги или картона с нарисованным контуром гриба, - цветной пластилин. |
32 | май | Радуга - дуга | Упражнять в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувства прекрасного. | Плотный картон синего цвета с изображением солнышка, облако с дождем, с контуром дуги, размер А4; пластилин красного оранжевого желтого зеленого голубого синего фиолетового цветов; иллюстрация с изображением радуги. |
33 | май | бабочка | Способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых; учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии. | Плотный картон синего цвета, голубого, с силуэтом бабочки, набор пластилина, стека, салфетка для рук, изображение бабочки. |
34 | май | одуванчик | Учит создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения пластилинографии, используя имеющиеся навыки и уменя работы с пластилином. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. | Картон голубого, фиолетового, лилового цвета, пластилин зеленого, коричневого цвета, стека ( распушить края т е сделать надрезы) иллюстрации с изображением одуванчика. |